Донецк, 12 фев – ДАН.  Сравнительный анализ попыток разрешения региональных конфликтов не только на постсоветском пространстве, но и в других частях мира свидетельствует о том, что Минские соглашения являются наиболее оптимальным и сбалансированным механизмом для полноценного урегулирования подобных межнациональных столкновений. Такое мнение высказали участники состоявшегося сегодня в агентстве ТАСС круглого стола "Минские соглашения: три трудных года".

По мнению директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, если опираться на уже известный опыт похожих конфликтов, то можно предположить, что в ближайшие несколько лет, и даже десятков лет, конфликт в Донбассе урегулирован быть не может. "И в Приднестровье, и в Нагорном Карабахе, и в ряде других конфликтов после завершения горячей фазы и подписания соглашений проходило довольно много времени. Такие конфликты имеют тенденцию быть замороженными долгие годы", - заметил эксперт.

При этом на то, что уже удалось сделать за три года в рамках минского процесса, в других случаях, по его словам, уходили десятилетия. В частности, мирные процессы в Приднестровье и Нагорном Карабахе продолжаются уже 24 года, в Абхазии - 22 года. А если посмотреть шире, отметил Чеснаков, то можно увидеть, что на урегулирование конфликта в Западной Сахаре ушло уже 27 лет, а на Кипре ситуация не разрешена и спустя 44 года.

Алексей Чеснаков не согласился с мнением о том, что Минские соглашения мертвы. "Это не так. Минские соглашения - это исчерпывающий комплекс мер, в котором зафиксированы все условия, на которых Донбасс может быть интегрирован в Украину, - подчеркнул он. - Любой отказ от "Минска-2" потребует вместо дискуссии о выполнении шагов в направлении мира возврата к длительным переговорам по определению параметров урегулирования, поиску нового формата. Это все потребует значительного времени".

С коллегой согласен и директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. "В Донбассе прошло не так много времени, чтобы произошло полное и всеобъемлющее урегулирование конфликта, - отметил он. - При этом одним из главных условий урегулирования в подобных конфликтах всегда были прямые переговоры". В частности, эксперт напомнил о ситуации на Балканах, где, "пока не начались прямые переговоры, не было никакого прогресса".

Эксперт также привел примеры конфликтов в Боснии и Герцеговине, Косово, Руанде, Центрально-Африканской Республике. В этом контексте Минские соглашения, по его мнению, "являются наиболее оптимальной фактурой для полноценного разрешения кризиса".

Денисов напомнил, что Дейтонские соглашения не смогли окончательно разрешить конфликт в Боснии и Герцеговине, в итоге было создано государство с ограниченным суверенитетом. Соглашения 1999 года в Рамбуйе по Косово просуществовали только пять лет, и в 2004 году в регионе вновь началась этническая чистка.

Денисов также отметил неоднозначную роль миротворцев ООН в подобных ситуациях. "За последние несколько десятков лет у ООН нет демонстрации успешного ввода миротворцев, - подчеркнул он. - В ряде случаев "голубые каски" ООН не только не способствовали урегулированию конфликтов, но и - как это было в Хорватии и Центрально-Африканской Республике - способствовали уничтожению мирных жителей". Именно поэтому, считает Денисов, формат миссии ООН должен очень тщательно обговариваться сторонами, чтобы миссия способствовала "разрешению конфликта, а не усугублению его".

По материалам агентства ТАСС