Донецк, 20 ноя – ДАН. Киевский проект «плана совместных шагов» по выполнению Минских соглашений не только противоречит сути договоренностей, но и не содержит признаков стремления Киева к мирному урегулированию конфликта. К таким выводам пришли в министерстве иностранных дел ДНР после ознакомления с документом, представленным украинской стороной в начале ноября.
Сегодня МИД Республики обнародовал украинский «план действий» с постатейными комментариями к нему. Целью публикации в дипведомстве назвали необходимость показать мировому сообществу реальное отношение Украины к урегулированию и закрыть вопрос о предполагаемом соответствии этого документа Минским договоренностям.
«Представленный проект Плана является внутренне противоречивым и противоречащим Минским соглашениям документом и не содержит признаков стремления Украины обеспечить мирное политическое урегулирование конфликта в соответствии с Минскими соглашениями. Единственный вывод, который напрашивается из анализа проекта Плана, – это очередная имитация переговорного процесса с единственно ясно выраженной (в пункте 7) целью - созыв очередного саммита «нормандского формата». Отдельно следует отметить крайне небрежную подготовку проекта Плана как свидетельство пренебрежительного отношения авторов проекта к участникам ТКГ (Трехсторонней контактной группы) и N4 (Нормандской четверки)», - говорится в заключении МИД ДНР.
Попытка подмены Минских соглашений
Обсуждаемый план датирован 2 ноября 2020 года, он содержит семь пунктов. Итогом реализации плана, по заявлению главы делегации Киева в Контактной группе Леонида Кравчука, должны стать выборы в Народных Республиках – не позднее 31 марта 2021 года. План предусматривает якобы конкретные шаги по достижению этой цели, но уже в названии МИД ДНР находит первую нестыковку – несоответствие содержанию документа.
«Проектом Плана предусмотрены обязательства лиц, не являющихся участниками ТКГ (Германия, Франция, ОБСЕ (в целом), СММ ОБСЕ, МККК); предусмотренные проектом Плана положения прямо противоречат Минским соглашениям и не могут быть интерпретированы как их «выполнение»», - говорится в комментариях.
В МИД считают, что через наименование проекта предпринимается попытка подменить этим планом Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, подписанный в феврале 2015 года. Кроме того, дипведомство уличает украинскую сторону в попытке исключить из процесса мирного урегулирования Народные Республики (отдельные районы Донецкой и Луганской областей, ОРДЛО).
Предложенный Киевом документ не имеет цели урегулирования, а лишь преследует цель разблокировать работу в рамках Контактной группы, а также предусматривает необходимость разработки параллельной «дорожной карты» по выполнению «Минска». «Очевидно, что наличие одновременно двух и более документов с одним и тем же предметом регулирования неизбежно заведет в тупик процесс урегулирования конфликта», - отметили в связи с этим в министерстве иностранных дел ДНР.
Демилитаризация и амнистия
Первый пункт украинского плана касается прекращения огня и демилитаризации Донбасса. Им предусмотрено разоружение и вывод с территории ДНР и ЛНР всех "незаконных, в том числе иностранных, вооруженных формирований" и военной техники до 15 февраля 2021 года. Между тем Комплексом мер предписан вывод всех иностранных вооруженных формирований с территории Украины, а не только из Народных Республик. Кроме того, как отметили в МИД, для правового обеспечения киевского варианта демилитаризации необходимо законодательно определить порядок и условия разоружения: без такого регулирования реализация этой меры невозможна ни до указанной даты, ни когда-либо в будущем.
Началу вывода вооруженных формирований из ДНР и ЛНР, по киевскому плану, предшествует ряд шагов: выполнение дополнительных мер «по консолидации» перемирия, отвод тяжелого вооружения, разведение сил и средств по секторам, разминирование. Указаны и соответствующие даты.
«Изложенные «предшествующие шаги» по разминированию и разведению сил и средств в настоящее время согласованы и могут быть незамедлительно реализованы после утверждения высшими органами государственной власти Украины Плана, содержащего весь комплекс мер по будущему политическому урегулированию конфликта. Настойчивое замалчивание представителями Украины своего видения будущих условий урегулирования и регулярное анонсирование никому неведомых планов «В», «С» и так далее являются непреодолимым препятствием для осуществления указанных «шагов»», - говорится в комментарии республиканских дипломатов.
Второй пункт проекта предусматривает недопущение преследования и наказания лиц-участников событий в Донбассе. Предполагается, что эта норма возымеет действие после принятия Верховной Радой Украины соответствующего законодательства, текст которого будет предварительно обсужден в минской подгруппе по политическим вопросам, и его имплементации. Между тем, проект закона об амнистии, согласно Минским договоренностям, должен быть не обсужден, а согласован с представителями Республик и принят Верховной радой не позднее чем за пять месяцев до проведения местных выборов.
«В данном предложении дезавуирована ранее заявленная позиция представителей Украины в ТКГ о недопустимости обсуждения и согласования в ТКГ вопросов, отнесенных к компетенции Верховной Рады или Президента Украины. Это еще одно свидетельство необходимости официального подтверждения полномочий представителей Украины в ТКГ, в том числе путем одобрения проекта Плана Верховой Радой и Президентом Украины», - говорится в комментарии.
МИД также раскритиковал требование украинской стороны отменить действие ряда нормативных правовых актов Российской Федерации. В ДНР напомнили, что Минские соглашения не содержат обязательств РФ. Более того, ряд указов российского президента изданы «исключительно по гуманитарным соображениям в связи с принятыми Украиной решениями о введении блокады».
Абсолютно нереалистичные сроки
Киевский проект также предусматривает доступ международных гуманитарных организаций к удерживаемым в связи с конфликтом лицам, включая военнопленных и иных граждан. В Донецке удивлены подобным требованием Киева, поскольку представители Международного комитета Красного Креста не подтверждают наличие каких-либо препятствий к удерживаемым.
Украинский «план совместных действий» также предусматривает взаимное освобождение удерживаемых лиц, обеспечение безопасного и надежного доступа СММ ОБСЕ на всей территории Украины «в международно признанных границах» для надлежащего мониторинга, проведение местных выборов, особенности местного самоуправления и создание свободной экономической зоны, а также некие последующие шаги. Выборы якобы должны пройти не позднее 31 марта 2021 года «при условии обеспечения гарантированной безопасности для всех участников избирательного процесса в соответствии с Конституцией и законодательством Украины, с соблюдением стандартом ОБСЕ (Копенгагенский документ 1990 года) при наблюдении БДИПЧ ОБСЕ.
В ДНР считают, что заявленные Киевом сроки проведения выборов "абсолютно нереалистичны". Как минимум, голосованию должен предшествовать целый комплекс законодательных действий: проведение конституционная реформы на Украине в части децентрализации и особенностей ОРДЛО, согласование и принятие законодательных актов, обеспечивающих действие особого статуса Донбасса на постоянной основе, согласование, принятие и введение в действие закона Украины, устанавливающего избирательные процедуры для проведения внеочередных выборов в регионе.
«В сочетании с пунктом 4 (в части срока установления контроля Украины над границей) и пунктом 6 (в части представления в ТКГ проекта изменений в Конституцию Украины без учета особенностей ОРДЛО) изложенное предложение о параметрах и сроках проведения выборов прямо противоречит Комплексу мер», - подчеркнули в МИД.
Прямые противоречия минскому Комплексу мер
По киевскому плану, на протяжении всего избирательного процесса общественный порядок и безопасность в регионе должна поддерживаться совместными патрулями нацполиции Украины и подразделений, сформированных в ДНР и ЛНР согласно украинскому законодательству из принявших присягу граждан Украины, при участии и содействии со стороны СММ ОБСЕ без ущерба ее мандату.
«Предложение прямо противоречит абзацу восьмому примечания к пункту 11 Комплекса мер, согласно которому решения о создании отрядов народной милиции принимаются местными советами с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Проект закона о народной милиции, предусматривающий разграничение полномочий по обеспечению безопасности и правопорядка между Национальной полицией Украины и органами народной милиции ОРДЛО, должен быть согласован с представителями ОРДЛО и внесен в Верховную Раду Украины. Однако в представленном проекте Плана о народной милиции вообще не упоминается», - заявили в дипведомстве ДНР.
В проекте также сказано, что Киев предложит постоянному совету ОБСЕ рассмотреть в оперативном порядке создание на временной основе в составе мониторинговой миссии подразделения по вопросам правоохранительной деятельности с сотрудниками, имеющими опыт в области общественного порядка и охраны границ, в количестве до 1500 человек. Поддержать такое новшество якобы должны руководство России, Германии и Франции. План-график предлагается согласовать до конца текущего года минской подгруппой по вопросам безопасности.
«Предлагаемый функционал СММ ОБСЕ не предусмотрен Минскими соглашениями. Как уже отмечалось в комментарии к пункту 4, решение Постоянного совета ОБСЕ, принимаемое консенсусом 57 государствами, не может быть включено в План «действий участников ТКГ», так же, как и обязательства «ФРГ и Французской Республики», не являющихся «участниками ТКГ»», - отметили в МИД.
Там также выразили недоумение в связи с тем, каким образом за три дня до проведения местных выборов в Донецкой и Луганской Народных Республиках должны быть распущены все структуры, работающие на поддержание жизнеобеспечения территорий.
«Каким образом и кем будет обеспечена непрерывность государственных и муниципальных услуг по жизнеобеспечению ОРДЛО в переходный период (оказание медицинской помощи, охрана общественного порядка, услуги по водо-, электро-, газоснабжению, канализации сточных вод и др.). Если целью является породить хаос и дезорганизацию, вопрос может быть оставлен без ответа», - подчеркнули в дипломатическом ведомстве.
Закон об особом статусе должен быть принят, а не "проголосован"
Еще одним важным вопросом является положение об особенностях местного самоуправления. По мнению авторов киевского плана, обсуждение и согласование особого статуса Донбасса должно быть проведено до 1 декабря 2020 года в рамках политподгруппы. Изменения обещают внести в Конституцию не позднее 17 декабря путем ратификации данного решения Верховной радой. В Донецке же подчеркивают, что поправки в закон об особом статусе не могут быть ограничены исключительно механическим включением в него «формулы Штайнмайера», в указанном нормативном акте должно быть закреплено административно-территориальное устройство отдельных районов, а также соответствующая ему система органов местного самоуправления, порядок их формирования и полномочия, особенности осуществления исполнительной власти.
«В противном случае функционирование особого статуса, как и проведение выборов, будет объективно невозможно. Предлагаемый срок нереалистичен и противоречит логике законодательного процесса. Как уже отмечалось, обсуждению и согласованию проекта указанного закона Украины должны предшествовать согласование в ТКГ, принятие и введение в действие изменений в Конституцию Украины. Закон должен быть не «проголосован», а принят Верховной Радой Украины в трех чтениях, подписан Президентом Украины, опубликован и введен в действие», - отметили в МИД.
Предложение Киева о представлении в политическую подгруппу проекта изменений в Конституцию по вопросу децентрализации также противоречит Комплексу мер по выполнению Минских соглашений. Согласно содержанию пункта 11, поправки в украинскую конституцию должны предусматривать в качестве ключевого элемента децентрализацию, а также учитывать особенности отдельных районов. Эти изменения подлежат согласованию с представителями Республик.
Представители ДНР поставили под сомнение и предложение о создании на период до 2050 года свободной экономической зоны (СЭЗ) как ключевом этапе в восстановлении экономики пострадавших в конфликте территорий. В Республике сочли очевидным, что без первоочередного восстановления социально-экономических связей, а также восстановления банковской системы, которые не прописаны в соответствующем плане Киева, функционирование зоны свободной торговли попросту невозможно. *нм*мк*нк