В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также повышения правовой культуры населения, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике сообщает об изменениях в Законодательстве, связанных с подписанием Закона Украины о ратификации протоколов.

30.10.2017 Президентом Украины Петром Порошенко был подписан Закон о ратификации протоколов №15 и № 16 к Европейской конвенции по правам человека и основных свобод 1950 года. Посредством подписания данного закона Украина, в лице ее представителей, выразила свое согласие на внесение ряда изменений в действующую Конвенцию.

Одним из принятых нововведений является сокращение срока подачи обращения в Европейский Суд по правам человека. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Конвенции, ЕСПЧ может принимать дело к рассмотрению в случае, когда гражданином исчерпаны все национальные средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права. Ранее подача соответствующего заявления осуществлялась в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения по делу национальными судебными органами. В настоящее время, на основании принятого протокола № 15 вышеупомянутый срок обращения сокращен до четырех месяцев.

Руководствуясь изложенным, обращаем особое внимание граждан, изъявивших желание обратиться за защитой своих прав и законных интересов в ЕСПЧ, на вступившие в законную силу изменения,  так как подготовка соответствующих документов и подача искового заявления теперь осуществляется в значительно сжатый срок.

Безусловно, положение протокола о сокращении установленного срока обращения в ЕСПЧ повлияет на качество подготовки заявителей. Правовая позиция истца, излагаемая в исковом заявлении, должна быть мотивированной, аргументированной и подкрепленной доказательной базой, подготовка которой требует немало времени. Впоследствии этого, количество граждан, которые намерены были обратиться в ЕСПЧ, уменьшится в разы по причине нехватки отведенного четырехмесячного срока для обращения в ЕСПЧ.

Еще одно изменение, регламентированное протоколом № 15,  затрагивает вопрос уступки юрисдикции при рассмотрении дела в пользу Большой Палаты.

В соответствии со ст. 30 Конвенции, в случае,  если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, затрагивает вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным постановлением ЕСПЧ, Палата (состоящая из семи судей) может до вынесения своего постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты (состоящей из семнадцати судей), если ни одна из сторон не возражает против этого.

Ранее, передача дела на рассмотрение в Большую Палату осуществлялась исключительно в случае обоюдного согласия сторон судебного разбирательства, а в настоящее время, посредством изменений, внесенных протоколом № 15, уступка юрисдикции не требует согласия истца и ответчика и производится на усмотрение судей Палаты, что ограничивает право сторон на волеизъявление в данном вопросе.

Протокол № 16 к Конвенции регламентирует право Высших судов и трибуналов Высокой Договаривающейся Стороны (Украины) запрашивать у ЕСПЧконсультативные заключения по вопросам о принципах, касающихся интерпретации или применения прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней.

Часть 2 ст. 1 Протокола № 16 регламентирует, что суд или трибунал, запрашивающий консультативное заключение, может просить вынести такое заключение только в контексте рассматриваемого им дела.

Кроме того, данный запрос должен быть мотивированным и включать в себя необходимую информацию, а именно - юридические и фактические обстоятельства рассматриваемого дела.

Также сообщается, что для принятия решения об удовлетворении либо отказе в удовлетворении запроса о предоставлении консультативного заключения образовывается коллегия в составе пяти членов Большой Палаты.

Следует отметить, что внесенные изменения позволят национальным судам Украины в случае возникновения спорных вопросов в конкретном деле, обратиться в ЕСПЧ за получением аргументированного разъяснения, основанного на знаниях и многолетнем опыте судей международной судебной инстанции.

Консультативные заключения имеют разъяснительный характер и не несут обязательной силы, а потому применение полученного заключения на практике является исключительно правом, а не обязанностью суда.

По нашему мнению, ратифицированный протокол повлияет на качество работы национальных судов Украины в части вынесения справедливых судебных решений.

Источник: Аппарат уполномоченного по правам человека в ДНР