ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения предварительного голосования

(Праймериз)

  Донецк 2016   Настоящее Положение определяет основные принципы, порядок, особенности организации и проведения предварительного голосования (далее – Праймериз) по выборам кандидатов в депутаты местных советов и на должности местных глав (далее – Кандидаты) в административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики.   Статья 1. Сфера действия Положения Действие Положения распространяется на административно-территориальные единицы Донецкой Народной Республики, выбранные для проведения Праймериз, перечень которых устанавливается решением Временной избирательной комиссии. Праймериз не является выборами и не является процедурой выдвижения Кандидатов. Организация и процедура Праймериз не входят в сферу регулирования законодательства о выборах и референдумах.   Статья 2. Принципы и цель проведения Праймериз
  1. Праймериз проводится в соответствии с демократическими принципами его организации, обеспечивающими подлинность, свободу и справедливость, всеобщее и равное право на участие в предварительном голосовании, тайну голосования. При проведении Праймериз обеспечивается его простота, честный подсчет голосов, доступность и открытость информации о ходе организации и его результатах.
Праймериз проводится в соответствии со стандартами ОБСЕ.
  1. Праймериз позволяет избирателям предварительно ознакомиться с программами Кандидатов, определиться с выбором представителей в местные советы и на должность местных глав, позволяет Кандидатам ознакомиться с результатами независимого предварительного голосования и пересмотреть подходы к работе с избирателями.
  2. Процедура Праймериз должна обеспечивать:
прямое и свободное волеизъявление избирателей; равенство права голоса для  всех избирателей; равные основания быть в дальнейшем избранными для всех Кандидатов; равенство возможностей при проведении агитации.   Статья 3. Порядок организации и проведения Праймериз
  1. Для организации и проведения Праймериз Республиканская конференция общественности создает уполномоченный орган – Временную избирательную комиссию, статус и требования к деятельности которой устанавливаются настоящим Положением.
  2. Решение о проведении Праймериз принимает Временная избирательная комиссия.
  3. Этапы Праймериз:
  • формирование Временной избирательной комиссии;
  • образование избирательных округов и избирательных участков;
  • образование и формирование состава нижестоящих избирательных комиссий;
  • выдвижение и регистрация Кандидатов;
  • проведение агитации Кандидатами;
  • непосредственное голосование;
  • подсчет голосов избирателей, установление итогов и результатов Праймериз;
  • подготовка аналитических материалов и ознакомление общественности.
  1. Соблюдение требований к организации и проведению Праймериз является обязательным для всех его субъектов.
Для целей проведения Праймериз субъектами признаются: избиратели, Кандидаты, избирательные комиссии, сформированные в соответствии с настоящим Положением, наблюдатели.
  1. Участие в Праймериз является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или неучастию. Избирателям обеспечиваются условия для свободного формирования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании. Применение насилия, угроз, обмана, подкупа или любых других действий, препятствующих свободному формированию и свободному волеизъявлению избирателей, запрещается.
  2. Каждый избиратель при участии в Праймериз имеет только один голос и может использовать его только на одном избирательном участке по месту регистрации.
  3. Кандидаты, зарегистрированные в установленном настоящим Положением порядке, имеют равные права и возможности участвовать в Праймериз.
  4. Непосредственное голосование избирателем за Кандидата является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. Фото- и видеофиксация любым способом результатов их волеизъявления в кабине для тайного голосования, а также демонстрация самим избирателем результатов волеизъявления в помещении для проведения Праймериз запрещается.
Членам избирательных комиссий, другим лицам запрещается совершать любые действия или разглашать сведения, дающие возможность установить содержание волеизъявления конкретного избирателя.
  1. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц или передача избирателем права голоса любому другому лицу запрещается. Помощь избирателю с особыми потребностями, который не может самостоятельно заполнить бюллетень для голосования или опустить его в урну для голосования, в выполнении этих действий в соответствии с его волеизъявлением и в порядке, установленном настоящим положением, не считается голосованием вместо этого избирателя.
  2. Запрещается досрочное голосование, а также любые виды дистанционного голосования, в том числе голосование по почте, с использованием сети Интернет или средств мобильной связи.
  3. При проведении голосования принимаются все необходимые меры для обеспечения гендерного равенства, недопущения дискриминации субъектов Праймериз в связи с их партийной принадлежностью или членством в общественном объединении.
  4. Дата и сроки проведения Праймериз определяются Временной избирательной комиссией.
  Статья 4. Право голосовать и быть в дальнейшем избранным
  1. Право голоса, предусмотренное настоящим Положением, имеют:
а) члены общественных движений (зарегистрированных в порядке, предусмотренном Министерством юстиции Донецкой Народной Республики), которые проживают в административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики, выбранных для проведения Праймериз; б) иные избиратели, проживающие в административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики, выбранных для проведения Праймериз. Принадлежность избирателя к территориальной общине соответствующей административно-территориальной единицы определяется зарегистрированным местом жительства. При этом избирательными комиссиями соблюдаются нормативные правовые акты о защите персональных данных.
  1. Право быть избранным при проведении Праймериз имеют лица, достигшие 18 летнего возраста и проживающие в соответствующих административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики на протяжении последних 5 лет.
  2. Прямые и/или косвенные привилегии или ограничения права на участие в Праймериз по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, полу, этническому и социальному происхождению, имущественному положению, языковым признакам запрещены.
  3. Порядок участия в работе избирательных комиссий, проведения агитации, осуществления наблюдения за проведением Праймериз, устанавливается настоящим положением и решениями Временной избирательной комиссии.
  Статья 5. Временная избирательная комиссия
  1. Временная избирательная комиссия обязана проводить свою работу в рамках, не противоречащих действующему законодательству, без политического вмешательства или давления, действовать профессионально, эффективно и без предубеждения.
В вопросах организации и проведения Праймериз Временная избирательная комиссия в пределах своей компетенции независима от государственных органов власти  и органов местного самоуправления.
  1. Временная избирательная комиссия состоит из 15 членов, персональный состав которых выбирается Республиканской конференцией общественности.
Действующим органом на время проведения Праймериз является Президиум Республиканской конференции общественности. Формирование Временной избирательной комиссии осуществляется на добровольных началах, на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей (общественности) по месту их работы, службы, учебы и жительства.
  1. Члены Временной избирательной комиссии на первом ее заседании путем открытого голосования избирают из своего состава председателя и секретаря.
  2. Член Временной избирательной комиссии может быть освобожден от своих обязанностей до истечения срока полномочий, в случаях:
  • письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий;
  • вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
  • признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо ограниченно дееспособным;
  • смерти члена комиссии.
  1. Срок полномочий Временной избирательной комиссии устанавливается с момента ее создания и на всё время проведения Праймериз.
  2. Решения Временной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения субъектами Праймериз.
  3. К полномочиям Временной избирательной комиссии относится:
принятие решений о порядке организации и проведения Праймериз; осуществление координации деятельности избирательных комиссий всех уровней, образуемых для проведения Праймериз на территории Донецкой Народной Республики; принятие решения о регистрации или отказе в регистрации Кандидатов; оказание методической и организационно-технической помощи избирательным комиссиям; осуществление контроля за соблюдением  избирательных прав граждан; изучение избирательной практики и подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства о выборах (референдумах); подведение итогов и информирование общественности о результатах проведения Праймериз.
  1. Даты заседаний Временной избирательной комиссии, а также периодичность их проведения, устанавливаются председателем или по его поручению секретарем Временной избирательной комиссии.
Внеочередное заседание Временной избирательной комиссии может проводиться по требованию не менее одной трети членов комиссии. Заседание Временной избирательной комиссии является  правомочным, если в нем принимает участие не менее половины от общего числа членов комиссии. В случае невозможности прибыть на заседание член комиссии заблаговременно извещает об этом председателя или  секретаря комиссии. Решения Временной избирательной комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. При принятии решений в случае  равного  числа  голосов  - голос председателя является решающим. Решения по жалобам, поступившим в ходе организации и проведения Праймериз, принимаются и рассматриваются в пятидневный срок, а в день его проведения – немедленно. Решения Временной избирательной комиссии и протоколы ее заседаний подписываются председательствующим на соответствующем заседании и секретарем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение,  которое  приобщается  к протоколу заседания.
  1. К полномочиям председателя Временной избирательной комиссии относят:
  • утверждение повестки и проведение заседаний Временной избирательной комиссии;
  • распределение обязанностей между членами комиссии для организации работы по исполнению  ее решений;
  • назначение членов комиссий для подготовки проектов решений в вопросах, связанных с организацией и проведением Праймериз;
  • выполнение представительской функции в отношениях с государственными органами власти, должностными лицами, избирательными объединениями, средствами массовой информации, наблюдателями, избирателями, а также в судебных органах;
  • приглашение для участия в заседаниях  комиссии представителей государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных объединений, должностных  и  иных  лиц, в случаях, установленным настоящим положением;
  • иные полномочия, связанные с организацией и проведением Праймериз.
  1. Секретарь Временной избирательной комиссии оказывает содействие председателю комиссии в осуществлении возложенных на него полномочий,  выполняет  его  поручения, а в отсутствие председателя выполняет его функции и наделяется его полномочиями.
  2. К полномочиям секретаря Временной избирательной комиссии относят:
  • осуществление организационно-технического и документального обеспечения заседаний Временной избирательной комиссии;
  • подготовка порядка проведения очередного заседания Временной избирательной комиссии;
  • оформление принятых решений, протоколов заседаний Временной избирательной комиссии и других  актов, связанных с организацией и проведением Праймериз;
  • организация ведения делопроизводства;
  • обеспечение сохранности документов Временной избирательной комиссии и передача их для хранения в архив;
  • выполнение других поручений председателя Временной избирательной комиссии.
  1. Члены Временной избирательной комиссии участвуют в принятии решений по вопросам организации и проведения Праймериз, выполняют поручения председателя по проверке работы избирательных комиссий всех уровней, образуемых для проведения Праймериз и другие поручения, связанные с его проведением.
Члены Временной избирательной комиссии имеют право выступать на ее заседаниях, вносить предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию, требовать проведения по ним голосования; задавать другим участникам заседаний вопросы в соответствии с  повесткой  дня  и  получать  на  них  ответы  по существу;  знакомиться  с  документами   и   материалами Временной избирательной комиссии и получать заверенную копию этих документов. Председателю Временной избирательной комиссии,  секретарю и членам Временной избирательной комиссии могут быть выданы удостоверения установленного образца.
  1. Временная избирательная комиссия реализует свои полномочия на основе открытости, гласности, коллегиальности. Решения Временной избирательной комиссии о результатах проведения Праймериз, другим вопросам, связанным с его проведением и входящим в компетенцию Временной избирательной комиссии, публикуются в открытой печати и передаются в иные средства массовой информации.
По общественно значимым вопросам Временная избирательная комиссия проводит   совещания, встречи, пресс - конференции. При рассмотрении поступивших жалоб и по согласованию с председателем Временной избирательной комиссии, на ее заседании могут присутствовать лица и организации, их подавшие, наблюдатели и  представители   средств   массовой  информации.   Статья 6. Избирательные округа и избирательные участки, избирательные комиссии.
  1. Для проведения Праймериз Временная избирательная комиссия своим решением образует:
  • одномандатные избирательные округа;
  • обычные и специальные избирательные участки;
а также формирует:
  • территориальные избирательные комиссии, которые включают: районные избирательные комиссии; городские избирательные комиссии; районные в городах избирательные комиссии (в городах с районным делением); поселковые, сельские избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.
  1. Решения об образовании избирательных округов с указанием их номеров, границ, ориентировочного количества избирателей в каждом округе обнародуются Временной избирательной комиссией в местных печатных средствах массовой информации или иным определенным ею способом не позднее следующего дня после принятия решений о создании избирательных округов.
  2. Обычные участки предназначены для организации и проведения Праймериз по месту регистрации избирателей.
Специальные участки предназначены для голосования избирателей с ограниченными возможностями передвижения в стационарных учреждениях.
  1. Нижестоящие избирательные комиссии формируются Временной избирательной комиссией с численным составом от 9 до 18 членов с правом решающего голоса.
Право представления кандидатур в состав нижестоящих избирательных комиссий имеют собрания избирателей в порядке определенном Временной избирательной комиссией.
  1. Избирательные комиссии должны быть способны проводить свою работу без политического вмешательства или давления, действовать профессионально, эффективно и без предубеждения. Состав избирательных комиссий должен отвечать требованиям сбалансированности, беспристрастности и компетентности.
  2. Порядок работы избирательных комиссий устанавливается Временной избирательной комиссией.
  Статья 7. Списки избирателей - участников Праймериз
  1. В предварительные списки избирателей – участников Праймериз в день голосования включаются члены общественных движений, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Министерством юстиции Донецкой Народной Республики которые проживают в административно-территориальных единицах Донецкой Народной Республики, выбранных для проведения Праймериз.
  2. В день проведения голосования составляются дополнительные списки избирателей – участников Праймериз на основе их личного согласия для участия в Праймериз.
  3. В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за полученные им бюллетени. Своей подписью избиратель подтверждает правильность внесенной информации, согласие на обработку персональных данных и факт получения им бюллетеней для голосования.
  4. Участковая избирательная комиссия обычного избирательного участка обязана обеспечить доступность информации для избирателей – участников Праймериз, а также несет ответственность за соблюдение действующего законодательства при работе с персональными данными.
  Статья 8. Выдвижение и регистрация Кандидатов
  1. Требования к Кандидатам и порядок их выдвижения устанавливается Временной избирательной комиссией, с соблюдением требований к ним, установленным п. 2 статьи 4 настоящего Положения.
  2. Порядок выдвижения и регистрации Кандидатов, определяется Временной избирательной комиссией.
  3. Выдвижение Кандидатов осуществляется путем личной подачи в соответствующую территориальную избирательную комиссию уведомления о самовыдвижении установленного Временной избирательной комиссией образца. Территориальная избирательная комиссия в течении 1 дня передает полученные от Кандидата документы во Временную избирательную комиссию.
  4. Временная избирательная комиссия принимает решение о регистрации Кандидатов или выносит мотивированное решение об отказе в регистрации в установленном порядке.
  5. Кандидаты участвуют в Праймериз на равном основании.
  Статья 9. Проведение агитации и гарантии субъектов Праймериз
  1. При проведении Праймериз гарантируются условия для свободного волеизъявления избирателей и реализации в полной мере народовластия.
  2. Все избиратели имеют право свободно и беспрепятственно участвовать в агитации, уважая при этом права других участников Праймериз. Избирательные комиссии следят за соблюдением прав и свобод, гарантированных настоящим Положением участникам Праймериз.
  3. Агитация за Кандидата начинается со дня, следующего за днем принятия соответствующей территориальной избирательной комиссией решения о регистрации Кандидата. Агитация заканчивается за 24 часа до объявленного Временной избирательной комиссией непосредственного дня голосования. Ведение агитации до начала и после окончания установленных в настоящей статье сроков запрещается.
  4. Кандидаты со дня, следующего за днем их регистрации территориальной избирательной комиссией, имеют равные права на время проведения Праймериз, в том числе при выступлении на собраниях, совещаниях, заседаниях, митингах, непосредственно связанных с проведением Праймериз, в средствах массовой информации.
  5. За ходом Праймериз могут вести наблюдение официальные наблюдатели от Кандидатов, а также официальные наблюдатели от Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, других иностранных и международных организаций и иностранных государств (иностранные (международные) наблюдатели). Наблюдатели от Кандидатов регистрируются Территориальными избирательными комиссиями, иностранные наблюдатели регистрируются Временной избирательной комиссией. Порядок регистрации и деятельности официальных наблюдателей устанавливается Временной избирательной комиссией.
  6. Полномочия официальных наблюдателей начинаются со дня, следующего за днем их регистрации Территориальной избирательной комиссией, и прекращаются после установления Временной избирательной комиссией результатов голосования.
  7. Соответствующая избирательная комиссия может досрочно прекратить полномочия официального наблюдателя в случае установления нарушения им настоящего Положения.
  Статья 10. Голосование и установление результатов голосования
  1. Временная избирательная комиссия утверждает текст бюллетеней для голосования и обеспечивает их изготовление.
  2. Голосование проводится в специально отведенном помещении, в котором оборудуются в достаточном количестве кабины для тайного голосования и определяются места выдачи бюллетеней для голосования. Каждый избирательный участок обеспечивается необходимым количеством избирательных ящиков - стационарных (больших) и переносных (малых). Стационарные избирательные ящики для голосования устанавливаются так, чтобы Избиратели при подходе к ним имели возможность проходить через кабины для тайного голосования.
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, кабины для тайного голосования, урны для голосования находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и лиц, которые в соответствии с настоящим Положением имеют право присутствовать в помещении для голосования. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия размещает плакаты, разъясняющие порядок голосования.
  1. Голосование проводится с 8 до 20 часов без перерыва. При необходимости Временная избирательная комиссия может продлить время голосования.
Организация проведения голосования, оборудование помещения для голосования и поддержание в нем надлежащего порядка, обеспечение тайны волеизъявления избирателей во время голосования возлагаются на участковую избирательную комиссию. Во время проведения голосования не допускается закрытие помещений для голосования, прекращение голосования, раскрытие урн для голосования, подсчет голосов до окончания, установленного настоящим Положением времени голосования.
  1. Избиратель может находиться в помещении для голосования в течение времени, необходимого для голосования.
Бюллетень заполняется избирателем лично в кабине для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие других лиц. Избиратель, который вследствие физических недостатков не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе с согласия председателя или другого члена участковой избирательной комиссии воспользоваться помощью другого лица, кроме члена избирательной комиссии, кандидата, официального наблюдателя. Избиратель не имеет права передавать свои бюллетени другим лицам. Получение бюллетеня от других лиц (кроме члена избирательной комиссии, который выдает бюллетень), поощрение или принуждение участник голосования к передаче бюллетеня другим лицам путем подкупа, угроз или иным способом запрещаются. Избиратель опускает заполненные бюллетени в урну для голосования. При предъявлении соответствующего удостоверения или при наличии физических недостатков, которые не требуют документального подтверждения, избиратель имеет право с согласия председателя или другого члена участковой избирательной комиссии поручить сделать это другому лицу, кроме члена избирательной комиссии, кандидата, официального наблюдателя.
  1. Избирателю, который по состоянию здоровья не способен передвигаться самостоятельно, участковая избирательная комиссия предоставляет возможность голосовать по месту его пребывания.
Голосование по месту пребывания организуют не менее трех членов участковой избирательной комиссии, определенные решением избирательной комиссии. Голосование по месту пребывания организуется с таким расчетом, чтобы члены участковой избирательной комиссии, которые организуют такое голосование, вернулись в помещение для голосования не позднее, чем за час до окончания голосования.
  1. Подсчет голосов на избирательном участке осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии на ее заседании, которое проводится в том же помещении, где проходило голосование.
  2. Заседание участковой избирательной комиссии начинается сразу после окончания голосования, проводится без перерыва и заканчивается после составления и подписания соответствующих протоколов о подсчете голосов на избирательном участке. Протокол этого заседания участковой избирательной комиссии составляется и подписывается в том же помещении, где проходило голосование. Форма бланка протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов на избирательном участке утверждается Временной избирательной комиссией.
В случае если при проведении голосования участковой избирательной комиссии поступали заявления, жалобы относительно нарушений, имевших место во время проведения голосования на участке, участковая избирательная комиссия рассматривает их в начале заседания до начала подсчета голосов избирателей на участке. Участковая избирательная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных за каждого Кандидата. Во время подсчета голосов каждый член участковой избирательной комиссии имеет право проверить или пересчитать соответствующие бюллетени.
  1. Пакеты с протоколами участковой избирательной комиссии о подсчете голосов на избирательном участке, пакеты с бюллетенями, списком участников голосования, а также, при наличии, отдельными мнениями членов избирательной комиссии, изложенными в письменной форме, актами, заявлениями, жалобами и решениями, принятыми избирательной комиссией, безотлагательно доставляются членами участковой избирательной комиссии во Временную избирательную комиссию.
  2. Результаты Праймериз устанавливаются Временной избирательной комиссией.
  3. Временная избирательная комиссия не позднее, чем на пятый день со дня установления результатов Праймериз официально обнародует результаты голосования путем опубликования в соответствующих местных печатных средствах массовой информации.
  Статья 11. Публичность и открытость Праймериз
  1. Организация и проведение Праймериз осуществляются публично и открыто.
  2. Избирательные комиссии информируют участников голосования о своем составе, местонахождении и режиме работы, об избирательных округах и избирательных участках, об основных правах участника голосования (в том числе о праве обжалования решений, действий или бездействия избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их руководителей, других должностных и служебных лиц, которые ограничивают или нарушают избирательные права), о порядке заполнения бюллетеней, обеспечивают возможность для ознакомления участников голосования со списками голосования, сведениями о кандидатах, обнародуют протоколы о подсчете голосов, об итогах голосования и результатах голосования, предоставляют другую информацию в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
  3. Временная избирательная комиссия вправе в установленном ею порядке приглашать для наблюдения за голосованием представителей политических партий Евросоюза, России и Украины.
  4. Кандидаты должны иметь беспрепятственный доступ к средствам массовой информации без какой-либо дискриминации.
Аккредитация СМИ, желающих участвовать в освещении голосования, осуществляется Временной избирательной комиссией при которой, в качестве консультативных органов могут быть созданы комитеты по аккредитации, формируемые на основании решения Временной избирательной комиссии. Комитеты по аккредитации действуют в порядке, установленном Временной избирательной комиссией. Средства массовой информации, которые нарушают принципы проведения голосования, установленные настоящим Положением, или причастны к разжиганию гражданской розни, распространению призывов к насилию и заведомо недостоверной информации о ситуации в Донецкой Народной Республике не допускаются к освещению выборного процесса.