28 февраля 2018 г. вступил в силу Закон Донецкой Народной Республики от «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения». Нормы закона устанавливают единые правила, по которым будет развиваться отрасль.

Настоящий закон определяет основы государственного регулирования торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Донецкой Народной Республике, устанавливает единые требований к субъектам и объектам розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, разграничивает полномочия между органами исполнительной власти, другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.

Законодательный акт учитывает интересы потребителей – государства – сетей, рынков и большого количества сотрудников, занятых в сфере торговли.

Следует отметить, что законы, определяющие основы государственного регулирования торговой деятельности приняты в Республике Беларусь в 2003 году, в Республике Казахстан в 2004 году и в Российской Федерации в декабре 2009 года. В Украине работа над законом о внутренней торговле с разной степенью активности велась с 2000 года. В ноябре 2011 был зарегистрирован проект закона «О внутренней торговле» в Верховной Раде, но олигархические структуры, лоббирующие свои личные интересы, выразили недовольство данным законопроектом и выступили за снятие его с рассмотрения парламентом.

Знаменателен тот факт, что в нашем молодом государстве Главой Республики А.В. Захарченко и правительством уделяется особое внимание проблемам обеспечения эффективного функционирования сферы торговли и ее развития, что невозможно решать без регулирующей роли государства.

Государственная политика в сфере внутренней торговли направлена на совершенствование правового регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, обеспечение одинаково защиты прав и законных интересов потребителей, поддержка развития предпринимательства.

Главная задача – установить единые правила развития отрасли, которые урегулируют взаимоотношения производителей и ритейлеров, владельцев рынков и торговцев и способствовать повышению качества товаров, улучшению обслуживания населения.

Основной целью принятого Закона является определение правовых и организационных принципов осуществления торговой и производственно-торговой деятельности в Донецкой Народной Республике, основ ее государственного регулирования и планирования. Законопроект направлен на развитие малого и среднего предпринимательства на основе конкуренции и равенства физических и юридических лиц предпринимателей перед законом и приоритета прав потребителей, а также определяет механизм и основы реализации государственной политики в сфере внутренней торговли.

Законом разграничены полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Определены полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, общественного питания и бытового обслуживания. Основные нововведения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления на территории соответствующей административно-территориальной единицы в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Местные органы власти:

- разрабатывают и утверждают схему размещения стационарных и нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории

Донецкой Народной Республики, стационарных и нестационарных объектов общественного питания и бытового обслуживания населения;

- осуществляют контроль и надзор в области торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

- осуществляют выдачу согласований субъектам хозяйствования на право организации торговой деятельности, общественного питания и бытового обслуживания населения в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленности и торговли;

- определен порядок организации торговой деятельности в части режима работы объектов торговли, с обязательным уведомлением органов местного самоуправления.

В законе прописаны формы участия общественных организаций, объединений и иных некоммерческих организаций (их ассоциаций, союзов) в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности и сферы услуг.

Определены требования к организации и осуществлению торговой деятельности, права и обязанности субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность, субъектов хозяйствования, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении.

Говоря о проблемах взаимодействия между поставщиками и ритейлерами, установлены сроки расчетов, призванные стимулировать цивилизованные взаимоотношения между ритейлом и поставщиками.

Запрещено включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем

понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается.

Урегулирована на законодательном уровне организация ярмарочных мероприятий, отсутствует порядок осуществления товарных интервенций в розничную торговую сеть и насыщенность рынка социально значимыми товарами.

Информация подготовлена по материалам брифинга начальника отдела торговли департамента торговли и технического регулирования министерства промышленности и торговли ДНР Козиной Натальи Юрьевны