На прошедшем заседании гуманитарной подгруппы в Минске, пытаясь создать видимость заинтересованности в переговорном процессе, представители официального Киева обратились к нам с предложением подтвердить готовность провести второй этап обмена удерживаемыми лицами по формуле «60 на 19». При этом список с фамилиями граждан, подлежащих обмену, нам предоставлен не был, а передан координатору гуманитарной подгруппы господину Тони Фришу конфиденциально.

Пришлось напомнить, что пункт 6 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений предусматривает обмен «всех на всех». О приверженности именно такому принципу обмена и недопустимости любой иной его трактовки и деления удерживаемых лиц на «категории» мы заявляли неоднократно. Поэтому расцениваем мифическое предложение украинской стороны исключительно как шантаж и попытку создать видимость работы. При этом громкие заявления отдельных политиков, которые не присутствуют на переговорах, но пытаются всячески их комментировать, больше похожи на манипуляцию общественным мнением.

Мы призываем украинскую сторону не искать всяческие уловки, а вернуться к проверенной на протяжении четырех лет практике заранее направлять официальные предложения по обмену с конкретными фамилиями для предварительного согласования и последующей выработки рабочих решений на встречах подгруппы. Кроме того, я обратилась с просьбой к господину Фришу, который 26 ноября будет присутствовать на встрече в Нормандском формате на уровне политических директоров, доложить о ситуации, сложившейся в гуманитарной подгруппе, для того, чтобы способствовать осуществлению обмену удерживаемыми лицами до конца года.

Хочу напомнить, что за каждым номером в списке обмена стоит конкретная человеческая жизнь, судьба родных и близких, поэтому манипулировать их чувствами мы не имеем права. Я еще раз заявляю о готовности Донецкой Народной Республики к обмену и настаиваю на скорейшем его проведении по формуле «всех установленных на всех установленных».

Что касается передачи лиц, осужденных до начала конфликта, мы положительно оценили решимость украинской стороны обсуждать данный вопрос в рабочей подгруппе. Но на трехсторонней контактной группе этот вопрос был частично проигнорирован, впоследствии чего официальный представитель, который не присутствовал на переговорах, в соц сетях заявила о срыве данного процесса. Соответственно мы не понимаем готова ли украинская сторона принять людей, изъявивших желание отбывать наказание на территории Украины. Хочу отметить, что главным условием является установление прямой связи с омбудсменом Украины госпожой Денисовой, после чего передача может состояться в течение последующих двух недель, которые необходимы для урегулирования вопросов технического характера. При этом обращу внимание, что передача осужденных продолжает носить односторонний характер, в то время как лицам, отбывающим наказание на территории Украины, такая возможность до сих пор не предоставлена.

Также мы рассмотрели вопрос организации поиска пропавших без вести. Однако украинская сторона по-прежнему пытается втянуть в данный процесс представителей третьих стран, хотя этот вопрос подлежит обсуждению исключительно между Украиной и Республиками Донбасса. Нужна политическая воля Киева, чтобы перестать строить политику, играя на чувствах родственников, которые не знают о судьбе своих родных и близких.

Я не надеюсь, а настаиваю на том, чтобы украинская сторона перестала манипулировать жизнями людей по всем вопросам повестки дня и приступила к выработке и осуществлению конструктивных решений.

Источник: Аппарат Уполномоченного по правам человека в ДНР