Судя по информации из открытых источников, уже завтра украинский парламент может проголосовать за направление в Конституционный суд внесенного Зеленским проекта изменений в Основной закон Украины для дальнейшего рассмотрения.
Следует отметить, что проект о «децентрализации» страны в сущности не имеет ничего общего с тем понятием децентрализации, которое прописано в пункте 11 Комплекса мер. Напомню, там идёт речь о децентрализации с учетом особенностей Донбасса и в согласовании с его представителями. Причём, особенности эти перечислены в примечании к этому пункту. Среди них есть право на языковое самоопределение, участие в назначении прокуроров и судей, заключение органами местного самоуправления соглашений с центральными органами исполнительной власти, особый экономический режим, народная милиция, право на сотрудничество с Россией и т.д.
В поданном украинским президентом документе нет ни слова об особом статусе Донбасса, хотя его закрепление в Конституции является одним из фундаментальных условий долгосрочного и эффективного политического урегулирования конфликта.
Кроме того, Зеленский явно пытается выкинуть из главного закона страны само понятие «район», являющееся основополагающим для реализации Минских соглашений.
Соответственно, украинские власти не только не собираются предоставлять Донбассу особый статус, но и намерены заблокировать на уровне Конституции даже саму эту возможность, не говоря уже о том, что Киев не предоставлял на согласование Контактной группы никаких проектов конституционных изменений, равно как и никаких других проектов законодательных актов, принимающихся Украиной в отношении Донбасса. Подобный подход в корне противоречит политическим обязательствам Украины как по Комплексу мер, так и по итоговому коммюнике глав стран «Нормандской четверки», где четко указана необходимость согласования между двумя сторонами конфликта всех связанных с его урегулированием вопросов.
Мы приходим к выводу, что единственное общее между инициативой Зеленского и непосредственно требованиями Минских соглашений в части конституционной реформы – это само слово «децентрализация». Но, по сути, от этого понятия осталась лишь вербальная оболочка, которая прикрывает собой оторванную от реалий и противоречащую Комплексу мер самодеятельность украинского руководства.
Более того, для остальных регионов Украины эта «децентрализация» представляет собой не что иное, как усиление централизации власти. В частности, проект предполагает введение надзорного механизма в виде префектов, назначаемых и подчиняющихся президенту, которые получают полномочия приостанавливать любой акт органов местного самоуправления. Причём, данные инициативы украинское руководство не удосужилось обсудить и согласовать даже со своими собственными гражданами, организациями и ассоциациями местного самоуправления. В качестве яркого примера: недавно Ассоциация городов Украины сделала несколько официальных заявлений о пагубности инициатив Зеленского для местного самоуправления и призвала украинский парламент отклонить данный проект конституционной реформы.
Еще раз обращаем внимание на то, что Республики не признают и никогда не признают ни одно из намерений или действий украинского руководства касательно Донбасса, которое не представлено нам на согласование.
Более того, тот проект, который был внесен в украинский парламент Зеленским, в сущности не имеет никакого отношения ни к внутреннему конфликту в Донбассе, ни к Минскому процессу в целом – мы видим в нем только откровенную имитацию и подмену понятий, но никак не реальное стремление урегулировать конфликт.
Полпред ДНР на переговорах Контактной группы,
министр иностранных дел Республики
Наталья Никонорова