На текущей неделе состоялся очередной раунд переговоров гуманитарной подгруппы в Минске. Одним из обсуждаемых вопросов стало возвращение документов лицам, ранее освобожденным в результате обмена. К дискуссии присоединились представители ООН, которые осветили примеры возврата из международной практики. Однако в нашей ситуации, по словам украинской стороны, такие механизмы могут быть применены лишь к двум лицам, имеющим акт помилования от президента Украины. Мы же настаиваем на полном возвращении 126 изъятых документов. Напомню, что на предыдущей встрече в начале октября полномочные представители уверили нас в необходимости создания «креативного» документа, который бы регулировал механизм возврата. Но на встрече в среду риторика представителей украинской стороны сводилась к тому, что акты помилования и справки об освобождении являются достаточными документами для удостоверения личности. Согласно украинскому законодательству, документы, находящиеся в материалах уголовных производств, могут быть изъяты из дела только по решению суда. Однако на переговорах нам были предоставлены копии расписок о получении некоторыми лицами документов, написанные на имя органов досудебного следствия. То есть, при желании украинская сторона может нарушать рамки собственного правового поля. И наличие правового механизма зависит от выгоды.
Следует отметить, что для отдельных представителей Украины все обсуждаемые документы являются лишь «бумажками». Такое пренебрежительное и неуважительное отношение к документам украинского образца, свидетельствующим о гражданской принадлежности человека, крайне удивляет. Переговорщики Киева отказываются понимать, что за каждым изъятым документом стоит определенная жизненная ситуация.
Главным обсуждаемым вопросом стало освобождение удерживаемых лиц. Но, к сожалению, приблизиться к долгожданному обмену пока не представляется возможным по причине отсутствия ответственного лица по освобождению удерживаемых лиц. Второй полномочный представитель украинской стороны уводит обсуждение из конструктивного русла, предоставляя сведения, несоответствующие действительности. Наша сторона продолжает настаивать на главном принципе обмена – «всех на всех» и невозможности деления удерживаемых лиц на категории, поскольку это не предусмотрено Комплексом мер по выполнению Минских соглашений. И, не смотря на все сложности переговоров, мы все равно будем добиваться скорейшего возвращения всех наших ребят к родным.
Уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова