Заявление уполномоченного парламента Украины по правам человека Людмилы Денисовой о том, что на сегодняшний день ДНР и ЛНР удерживают на своих территориях 251 гражданина Украины, не соответствует действительности. Озвученная цифра свидетельствует лишь об одном – украинский омбудсмен и представители Киева в гуманитарной подгруппе Контактной группы по урегулированию кризиса в Донбассе не общаются и не взаимодействуют. Я делаю такой вывод на основании официальных запросов и списков, которые направляет Киев в наш адрес. Согласно данным документам, сегодня Украина разыскивает 69 человек в ДНР и 22 человека в ЛНР. В сумме это даже не половина от количества, озвученного украинским правозащитником.

Выражая обеспокоенность судьбой своих соотечественников, якобы содержащихся в «пыточных оккупанта», украинский омбудсмен не только ошибается в цифрах, но и упускает важный фактаж. Дело в том, что в числе этих «незаконно заключенных» защитников и патриотов Украины нередко оказываются лица, осужденные за общеуголовные преступления. Причем некоторые из них совершены еще в довоенный период. Яркий пример – из девяти граждан, которые ДНР передала Украине по запросу официального Киева в ходе обмена в апреле 2020 года, шестеро (!) имеют судимость за преступления против жизни и здоровья, против собственности и половой неприкосновенности. В том числе за убийство, разбойное нападение и изнасилование. То есть эти люди никак не связаны с конфликтом. А о том, зачем они понадобились Украине и почему их позиционируют как жертв конфликта, можно только догадываться.

И как человек, и как правозащитник, я искренне сожалею и крайне обеспокоена тем, что в 2020 году не состоялось ни одного полноценного этапа обмена удерживаемыми лицами между ДНР и Украиной. Однако вина за это целиком и полностью лежит на Киеве, который всячески уклоняется от выполнения обязательств по реализации Комплекса мер и «процессуальной очистке» 50 лиц, ранее переданных в ДНР в рамках обмена.

Считаю, что в сложившейся ситуации омбудсмену Украины стоит акцентировать внимание не на статистике, а на защите правового статуса указанных граждан. Ведь, продолжая уголовное преследование освобожденных лиц, Украина грубейшим образом нарушает их личные, имущественные, гражданские и социальные права.

Не мене важно сосредоточить усилия на защите интересов тех граждан, которые до сих пор удерживаются на территории Украины. В течение последних пяти лет УВКПЧ ООН в своих докладах регулярно фиксирует факты преступлений со стороны Украины в отношении гражданского населения по мотивам событий в Донбассе. Так, сообщается о многочисленных случаях произвольного задержания людей, удержания под стражей в неофициальных местах, содержания под стражей без связи с внешним миром, жестокого обращения и пыток, ограничения в свободе передвижения, препятствия в доступе к правосудию и т.д. Однако нет никого, кто бы понес за это наказание. Нет ни одной проверки по указанным фактам, инициированной омбудсменом Украины.

При этом хочу напомнить, что ДНР разыскивает на территории Украины 103 человека. В открытых источниках есть видео, подтверждающие, что часть них была задержана в Украине еще в 2014-2015 годах. Однако, несмотря на наши многочисленные запросы, мы не получили от Киева никакой информации ни по одному из указанных граждан. Это, к моему глубокому сожалению, дает основания предполагать, что некоторых людей из нашего списка уже нет в живых.

И о проблеме невыполнения Киевом «процессуальной очистки», и о «списке 103» я неоднократно информировала украинскую сторону. Однако положительных результатов это не принесло. В то же время я убеждена, что при желании и тесном взаимодействии омбудсмена Украины и представителей правоохранительной системы этого государства, Киев мог бы в кратчайшие сроки выполнить взятые на себя обязательства, что позволило бы перейти к обсуждению новых этапов обмена.

Уполномоченный по правам человека в ДНР, 
представитель Республики в Минской подгруппе по гуманитарным вопросам
Дарья Морозова