Задумки Киева о смене состава Контактной группы полностью противоречат самой сути Минского процесса, призванного усадить противоборствующие стороны за стол переговоров для урегулирования конфликта. Если Киев будет сам выбирать, с кем вести переговоры, то весь процесс теряет смысл. Очевидно, что украинская власть не хочет договариваться с легитимными представителями Республик, отстаивающими законные интересы народа, а планирует взамен выбрать «говорящие головы», которые будут выражать удобную для них точку зрения. Этого у них не выйдет. Ни мы, ни международные посредники Минского процесса, не допустим ревизии соглашений, утвержденных резолюцией Совета Безопасности ООН.
Вместо выдумывания новых форматов ведения переговоров в Минске, привлечения новых участников и замены действующих, Украине со своей стороны следовало бы начать выполнять свои обязательства по Комплексу мер. Киевские власти открыто заявляют о том, что никогда не предоставят Республикам особого статуса, пытаясь подменить его понятием децентрализации, а также откровенно лгут о соответствии их конституции положениям Комплекса мер.
Напомню, что Комплексом мер предусмотрены параметры особого статуса, которые относятся именно к Донбассу: языковое самоопределение, полномочия местных органов по назначению представителей прокуратуры и судов, возможность заключать с Киевом соглашения относительно экономического, культурного и социального развития, возможность иметь нашу народную милицию и так далее. Именно это является особенностями, которые Киев обязан учитывать при проведении конституционной реформы по закреплению особого статуса Донбасса, в соответствии с пунктом 11 Комплекса мер.
Нынешний проект Украины не содержит и не может содержать таких положений, потому что он предназначен для всей территории Украины. Это попытка подмены понятий. Проще говоря, обман.
Господин Ермак так яро настаивает на изменении состава Контактной группы со стороны Республик лишь потому, что мы требуем от украинской стороны диалога именно с нашим народом, а не с Российской Федерацией, которая, как и ОБСЕ, является посредником переговорного процесса. Так, в первую очередь поправки в конституцию должны быть согласованы с нами – «ненавистными» представителями Республик, и только после этого проведена конституционная реформа в соответствии с требованиями Комплекса мер. Также это касается проведения местных выборов, которые украинская сторона намеревается проводить осенью 2020 года, одновременно с остальными областями. Напоминаем киевским властям, что согласно тексту формулы Штайнмайера, согласованному самим А. Ермаком и подписанному Л. Кучмой, выборы в Донбассе будут внеочередными и никак не будут зависеть от украинского электорального цикла. Односторонние действия Киева лишь нивелируют те небольшие успехи, что появились в Минском процессе за последнее время.
Наталья Никонорова,
полпред ДНР на переговорах Контактной группы, министр иностранных дел Республики