Донецк, 1 дек — ДАН. Сказки формируют характер и эмоциональный интеллект ребенка, а не просто являются «чтением перед сном». Об этом в беседе с aif.ru рассказала независимый исследователь, клинический психолог, специалист по работе с семьей Мария Вольная, подчеркнув важность сказкотерапии для развития детской психики.
Сказки — это мощный инструмент воздействия на подсознание ребенка, позволяющий развивать мышление, формировать характер и нравственные ориентиры. По словам Вольной, настоящее обучение ребенка происходит через образы и эмоциональный опыт.
«Когда ребёнок слушает историю о герое, который преодолевает трудности, делает выбор, совершает ошибки и на них же учится, его детская психика формирует сценарий поведения. Ребенок, слушая сказку, осознает, что страх — не повод останавливаться, что добро побеждает, а правда важнее выгоды», — утверждает эксперт.
Сказки помогают детям видеть причинно-следственные связи, распознавать эмоции и формировать эмпатию. Мария Вольная подчеркивает, что дети лучше воспринимают информацию через сказки, а не через нравоучения. Вместо прямого указания «не ври», можно рассказать сказку о мальчике, которому перестали верить, когда пришли волки.
«Каждый сюжет — это всегда путешествие героя, — говорит эксперт. — И если внимательно присмотреться, то мы увидим, что это путешествие является отражением жизни ребёнка: от дома в неизвестность, от комфорта к испытаниям, от страха к силе».
Сказки формируют внутреннюю опору, помогают выявить скрытые страхи и тревоги, а также развивают саморефлексию и навык эмоциональной саморегуляции. Совместное чтение и обсуждение сказок с родителями является мощной формой эмоциональной поддержки и обучения.