Фото: Freepik.com

Донецк, 14 янв — ДАН. Многие родители начинают паниковать, если их ребенок не начинает говорить до достижения трехлетнего возраста. Почему именно такой возраст считается «нормой» и стоит ли действительно бить тревогу, aif.ru рассказал врач-педиатр Морозовской детской клинической больницы, доцент Сеченовского университета доктор медицинских наук Павел Бережанский.

«До 3 лет диагноз „задержка речевого развития“ ребенку не выставляется. Кроме того, стоит помнить, что установленные нормы, например, о том, что после 1 года ребенок начинает произносить первые слова, после 2 лет — фразы и т. д., это средние показатели. Всё индивидуально. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, и речь у них формируется раньше, но опять же, не во всех случаях. Тем не менее есть важные симптомы, на которые нужно обратить внимание после 2,5-3 лет, чтобы вовремя обратиться к специалисту», — отметил врач.

Бережанский выделил 10 признаков, по которым родители могут определить, есть ли у их ребенка проблемы с речью.

  1. Отсутствие в разговоре цельных фраз у ребенка в 2,5 года и полноценных ответов на ваши вопросы.
  2. Сложности с построением словосочетаний (до 3 слов).
  3. Ребенок не может повторить за вами предложение.
  4. Отсутствие реакции на громкие звуки (хлопки, музыка).
  5. Ребенок не реагирует, когда вы обращаетесь к нему по имени.
  6. Отдельные слова и звуки вызывают на лице ребенка подергивания.
  7. Словарный запас ребенка не пополняется.
  8. Ребенок не подражает звукам взрослых.
  9. При произнесении слов ребенок меняет местами слоги или буквы.
  10. Ребенок испытывает сложности в простых играх на моторику — сбор пазлов или матрешки.

Говоря о причинах задержки речевого развития, педиатр выделяет несколько групп — медицинские (поражение ЦНС), генетические (ДЦП и пр.) и физические.

«К сожалению, иногда родители сами провоцируют задержку речевого развития. Допустим, проявляя гиперопеку (ребенку достается всё по „указанию пальца“, и говорить ничего не надо), создавая избыточный поток информации, стрессовые состояния, дефицит общения. В результате дети могут замыкаться. Также стоит помнить, что дети в двух- и трехъязычной среде очень часто начинают говорить позже, поэтому следует правильно подбирать малышам детский сад и не гнаться за современными трендами, обучая иностранному языку (а то и не одному) с 2 лет», — добавил эксперт.

Другими причинами проблем речевого развития врач называет снижение слуха, расстройство аутистического спектра или же темповую задержку речи. В последнем случае с ребенком нужно усиленно заниматься для активации речевых центров.

Несколько советов для развития речи ребенка

  • Читайте с ребенком вслух по очереди, с правильной интонацией и регулярно;
  • Пойте с детьми песни;
  • Играйте в дидактические игры: пазлы, кубики, картинки;
  • Консультируйтесь с логопедом.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK