Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey/news.ru

Донецк, 24 сен — ДАН. Вареная колбаса стала лидером продаж в 2025 году из всех мясных изделий в России. Об этом пишет «ФедералПресс».

«Верю, что 2/3 россиян отдают предпочтение вареной колбасе, так как она, пожалуй, самая дешевая по цене. В Сети встречал фото по 90–100 рублей за 350 гр. Что, конечно, уже и не колбаса, а сплошная соя, мясо механической обвалки (то есть обрезки, шкуры, кости, пропущенные через мясорубку), ароматизаторы и консерванты. По сути — не продукт даже, а набор калорий. Это логично, учитывая, что в этом году оборот сетей бюджетных магазинов вырос на 34%. Там, где все дешевле, но можно закрыть глаза на качество. Остальная треть россиян покупают другие виды — сервелаты и копченые. Там, где ценник в 2–5 раз выше, но и точно из мяса», — рассказал экономист, аналитик финансового рынка Виталий Калугин.

По данным Минсельхоза РФ, в январе — июне этого года выпуск вареных колбасных изделий составил 812,0 тыс. тонн, наибольший объем продукции был получен в мае — 148,1 тыс. тонн.

Копченые колбасные изделия также показывают положительную динамику. За первые шесть месяцев 2025 года было выпущено 343,8 тыс. тонн этой продукции, что на 0,6% превысило показатель аналогичного периода 2024 года.

Наиболее впечатляющую динамику продемонстрировали жареные колбасные изделия. По данным Минсельхоза РФ, за январь — июнь 2025 года их производство выросло на 14,3% относительно уровня годом ранее, составив 853,3 тонны. Наиболее продуктивным месяцем оказался май, когда было выпущено 164,0 тонны продукции. В 2024 году выпуск жареных колбасных изделий составил 1576,6 тонны, что на 41% превысило показатель 2023 года.

В производстве вареных колбас Центральный федеральный округ лидирует с долей 52%, или 418,2 тыс. тонн, что на 2,3% превысило показатель предыдущего года за аналогичный период. Приволжский федеральный округ занимает 2 место с долей 23%, или 184,6 тыс. тонн, Северо-Западный — 3 с долей 8%, или 65,1 тыс. тонн. Доля Сибирского округа составила 7%, Уральского, Южного и Дальневосточного — по 3% вареных колбас, Северо-Кавказского — 1%.

Кроме того, в России существенно растет производство и потребление полуфабрикатов: гражданам хочется потреблять более цельную и здоровую пищу, но времени для ее домашнего приготовления не хватает.

По данным Минсельхоза РФ, в первом полугодии 2025 года совокупный выпуск колбасных изделий и аналогичной пищевой продукции из мяса и субпродуктов в России достиг 4,0 млн тонн, незначительно превысив показатель аналогичного периода прошлого года, который составил 3,9 млн тонн.

В стране стараются нарастить производство как местного мясного сырья, так и импортированного мяса.

«С мясом у нас все отлично — со свининой и курятиной, тут цены стоят на месте годами, и очень плохо с говядиной. Выращивание коров на мясо — очень дорогой и длительный процесс, в отличие от свинины, поэтому им мало кто занимается. Отсюда дороговизна в два раза, отсюда узкий (не массовой) рынок. Говядину приходится завозить», — отметил экономист, аналитик рынка Виталий Калугин.

Сейчас на прилавках всех российских супермаркетов представлены натуральные полуфабрикаты, к которым относятся мясная вырезка, корейка, маринованные окорочка, крылья, антрекоты, шашлыки. Также у россиян востребованы рубленые полуфабрикаты — фарш, котлеты, тефтели, биточки, зразы. Расширена линейка кулинарных полуфабрикатов — голубцов, фаршированных перцев, мясных шариков и роллов.

За первые шесть месяцев 2025 года выпуск мясных и мясосодержащих охлажденных и замороженных полуфабрикатов в стране вырос на 1,4% относительно прошлогоднего уровня, достигнув 2 462,0 тыс. тонн.

При этом, по данным Минсельхоза РФ, май 2025 года стал самым продуктивным месяцем с объемом производства 418,0 тыс. тонн. С 2020 по 2024 год производство полуфабрикатов увеличилось на 762,5 тыс. тонн или на 18,3%, при этом рост наблюдался ежегодно.

«За последние годы изменились приоритеты потребителей при выборе на прилавках мясной продукции, особенно это заметно в мегаполисах. Люди меняются психологически. Дает себя знать повысившаяся занятость населения. Люди начинают все больше приобретать полуфабрикаты и готовую еду, чтобы свести к минимуму время на готовку. При этом важно учитывать, что сейчас большую часть потребителей составляет молодежь, которая не умеет или не любит готовить. Кроме того, большинство молодых семей живут в квартирах-студиях, в которых иногда нет даже кухонь. Вместе с тем они хотят приобретать правильную и качественную еду. Мясные полуфабрикаты становятся компромиссом», — сообщила «ФедералПресс» эксперт рынка мясной и рыбной продукции Людмила Расова.

Пользуются популярность и консервы. Их производство в январе — июне 2025 года составило 294,6 млн условных банок, причем наибольший объем был выпущен в апреле — 57,5 млн условных банок, когда фиксировался гребень продовольственной инфляции.

Донецкое агентство новостей по ссылкам в Telegram, VK и MAX

Отметим, основным импортером российских продуктов переработки мяса в 2024 году стал Казахстан, куда было поставлено почти три четверти объема экспорта колбасных изделий и чуть менее половины мясных консервов. Это направление остается ключевым и в текущем году. Остальной объем в основном поставляется в страны СНГ, развивается экспорт в Китай, Турцию, ОАЭ и Саудовскую Аравию.