Фото: Сбор обломков на месте крушения "Боинга-777", 2014 год.

Село Грабово (Шахтерский район), 17 июл – корр. ДАН. Крушение «Боинга» у села Грабово (восток ДНР) остается одной из крупнейших по числу жертв авиактастроф XXI века. Жители села, пришедшие сегодня к месту падения самолета, чтобы почтить память жертв трагедии, поделились с корр. ДАН воспоминаниями о тех днях.

«Я был в здании сельской администрации, до нее от этого места ровно километр. Когда бахнуло, я выскочил, машины не было, попросился и на мопеде доехал, вызвал МЧС. Они приехали буквально за 15 минут, затушили пламя. Сначала думал, что маленький самолет упал, а потом поднялся выше, а там тихий ужас – на дороге лежала женская нога, а поле было усеяно трупами – руки, ноги, тела, вещи, все вперемешку. Здесь (у памятника) в основном фюзеляж, шасси, бак, двигатель, я это помню, потому что там горело топливо, и пламя было до небес, я в жизни такого не видел. А дальше, у Рассыпного (соседнее село – прим. ДАН), кабина упала с пилотами, их так и нашли пристегнутыми», – вспоминает о первых минутах после случившегося глава Грабовской сельской администрации Владимир Бережной, который занимает эту должность с 2010 года.

«Боинг» упал в поле, в нескольких десятках метров от юго-западной оконечности села. От жилых домов этот участок отделяет дорога. По воспоминаниям Бережного, за два дня до трагедии жители оказавшегося в зоне боевых действий села прошли по ней крестным ходом. «Шли к нашему поклонному кресту на въезде в село. Много тогда людей собралось – горе, сами знаете, объединяет – и буквально через два дня падает «Боинг» и не залетает в село, как вот барьер какой-то. Может именно благодаря этому крестному ходу?» – задается вопросом собеседник агентства.  

Самолет начал разрушаться в воздухе, еще при подлете к Грабово. Поэтому его обломки разбросало на километры. В операции по сбору останков, вещей и элементов «Боинга» задействовали местных жителей и горняков с близлежащих шахт. В первую очередь поисковые группы искали тела погибших, на это ушло несколько дней. Затем начался сбор обломков. «Я прошел по селу, кого увидел, а связи не было, объехал на машине, попросил, и люди откликнулись. Здесь есть ангар, мы туда свозили обломки самолета и складировали. Потом приезжали фуры и увозили их. Тела мы не грузили, нас попросили обойти территорию, и если найдет человек останки или тело – ставили "маячки", а потом МЧСники все собирали», – вспоминает Бережной.

«Жители села и приезжие с шахт подключились к поиску. Нас, наверное, не меньше тысячи было. Останки лежали где-то километра на три. Все горело, на асфальте лежала нога, выше еще кресла стояли, там дети сгорели. Больше всего поразило – это люди, это были живые люди, которые жить хотели, и они превратились в ...» – говорит местный житель Сергей, участвовавший в поисковой операции.

К ней присоединились не все сельчане. Одна из них – Наталя Ковальчук – призналась, что испугалась, не смогла бы совладать с собой при виде последствий трагедии. «Я вечером услышала взрыв, они тогда постоянно были, даже как-то привыкла. Но выскакивала, смотрела откуда. Услышала один взрыв, вышла – два куска в небе летит, а потом второй взрыв был, и уже мелкие кусочки, как семечки. Непонятно было сразу, что это. Большинство погибших были у водоема, чуть выше. Их собирали несколько дней, стоял запах гари и разложения тел. Страшно было», – заключила собеседница агентства.

Самолет компании «Малайзийские авиалинии», совершавший рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли. Ежегодно в этот день у мемориала жертвам трагедии в Грабово проходит акция памяти. Сегодня на месте катастрофы побывал Глава ДНР Денис Пушилин. *зх*гж