Скриншот видеосюжета Минобороны РФ

Просматривая репортажи с подвигами наших бойцов, нередко можно заметить, что у них есть разнообразные странные татуировки, нашивки, неуставные символы и знаки на форме или на бронежилетах. У кого-то это руны, у кого-то — языческие символы, у кого-то изображение различных животных. Некоторые граждане даже переживают при виде подобного, считая, что такие знаки и символы — отличительный признак неких радикальных движений, поэтому я не стану упоминать конкретные примеры. Тем более, что на самом деле все проще.

Война — это не просто пыль, кровь и металл. Это — бесконечное ожидание удара, тревога за жизнь, за завтрашний день, за тех, кто рядом. И среди всего этого — человек, хрупкий, уязвимый, вооруженный не только винтовкой, но и… крошечной иконкой в нагрудном кармане. Стертой монеткой в кулаке. Завязанным узлом на ремне. На войне люди цепляются за символы так же крепко, как за оружие.

Суеверия, обереги и приметы — это не просто остатки древних верований. Это язык, на котором страх говорит с надеждой.

От копья к амулету: как это начиналось

Вероятно, первые амулеты появились одновременно с первыми войнами многие тысячелетия назад. Воин тех времен, переживший бой, но увидевший, как погибли его товарищи или враги, задумывался — а в чем отличие? Одинаковая дубина, одинаковая набедренная повязка, но я жив, а он — нет? Может, моя дубина или повязка счастливая? Может, то, что я утром посмотрел на небо или подобрал камушек у пещеры, повлияло?

Когда древнеегипетский солдат выходил в поход, он часто вешал себе на шею скарабея. Не просто красивого жука, а символ возрождения, защиты и вечности. Его бог Хор смотрел с амулета на врагов, а за спиной — будто бы стояли боги.

В Месопотамии жрецы гадали на печени жертвенных животных перед битвой. В Риме — наблюдали за птицами. В Греции — молились Афине и Аресу, клали под одежду нити, узлы, зубы зверей. Оружие украшали магическими знаками — чтобы рука не дрогнула, а враг отступил. Это была попытка выжить, почувствовать себя защищенным там, где от человека мало что зависит.

Средние века: вера и сталь

Когда рыцарь покидал родной замок, мать или жена могли тайком зашить в подкладку плаща нательный крестик. На его щите сиял девиз или имя святого, а под кольчугой — простая ладанка с частицей мощей. Верили: пока она с тобой — ты невидим для стрел.

В поход шли молча, если лошадь споткнулась — рассматривали это как тревожный знак. А если меч выпал из рук перед боем — очень плохая примета, якобы предвестник того, что меч выпадет из руки погибшего владельца. Некоторые рыцари имели «счастливый» ремешок или перо на шлеме. Они верили: у кого есть защита — того не тронет слепая смерть.

Имперская эпоха: от гравюры к бумажной молитве

Когда солдаты Наполеона маршировали через Европу, в карманах у них порой лежали портреты любимых — миниатюры, написанные маслом. Кто-то держал монету, которую подобрал перед первой победой. Кто-то — клочок письма, которое пришло перед тем, как он выжил под ядрами.

Русские солдаты зашивали в ворот гимнастерки бумажки с молитвами, кто умел — писал сам, кто не умел — просил грамотного товарища. Вера была не столько в текст, сколько в сам жест: «меня берегут».

Первая мировая: окопная магия

Когда наступила эра траншей, страх стал их постоянным жильцом. Люди начали изобретать свои суеверия.

— «Три сигареты от одной спички — третий не доживет до утра».
— «Если снаряд не разорвался — это знак: ты живешь не зря».
— «Не фотографируйся перед боем — будет фото на могилу».

На груди — крестик, в кармане — маленькая игрушка, письмо матери, клочок домашней рубашки. Каждый создавал себе амулет сам. Иногда из куска проволоки или просто попавшихся под руку безделушек.

Вторая мировая: личная вера против тотальной войны

На фронтах Второй мировой каждый солдат знал приметы того времени. Нельзя стирать форму перед атакой — «смоешь удачу». Если каска спасла от пули — не меняй ее, даже если треснута.

В Красной армии солдаты носили ладанки, образки, вырезанные крестики. В немецкой — татуировки с рунами, защитными знаками, символами Вальгаллы. Американцы писали имена любимых на прикладах винтовок и вешали медальоны на шею.

Никто не смеялся над верой соседа. Потому что знали: под огнем держат не только погоны и приказы, а то, во что ты веришь.

Современность: бронежилет и браслет

Солдаты в Афганистане и Чечне носили все, что могло принести удачу: крестики, кулоны, фотографии. Иногда — пачку от первых сигарет, пустую гильзу, иконку в пакете. Один боец рассказывал: «У меня был мешочек с землей из-под родного дома. Пока он был со мной — пули мимо летели».

Сегодня — браслеты из паракорда, жетоны с молитвами, обереги в виде нашивок. В России, США, Украине, у наемников — все та же магия: амулет в кармане, ритуал перед выходом, нашивка на разгрузке или патч на шлеме.

Технологии меняются. Дроны, спутники, гиперзвук, лазеры. А человек остается прежним. Он по-прежнему рисует крест на броне и прикасается к иконке в последний момент.

Что защищает сильнее: логика или вера?

Психологи скажут: оберег — это способ обрести контроль. Тело напряжено, разум в панике, а маленький символ — будто якорь, который не даёт сорваться.

Суеверия на войне — это не наивность. Это часть выживания. Когда правила игры диктует случай, человек создаёт свои правила.
Боец верит в удачу. В святого. В знак. В то, что он нужен. И, может быть, именно эта вера и спасает его.

Один солдат в Донбассе сказал:

«У меня в разгрузке — нож, патроны и фотка дочки. Без нее я бы, может, и не вернулся».

Тысячи лет проходят, оружие меняется, но человек — нет. Он все так же идет в бой, прижимая к сердцу что-то очень маленькое и очень важное.

Потому что на войне защищает не только броня. Защищает то, во что ты веришь.

Военный консультант ДАН, ветеран боевых действий Алексей Кузьмин