Донецк, 22 янв – корр. ДАН. Кандидат философских наук, член Союза писателей ЛНР Нина Ищенко рассказала о формах и методах демонизации и дегуманизации Украиной русскоязычного населения и России в целом. Общение с ученым состоялось в пресс-центре Донецкого агентства новостей в рамках презентации монографии «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс».

«В этой книге я подвожу итог своим работам, которые проводила, когда писала кандидатскую диссертацию «Закономерности трансформации русской культуры в процессе модернизации» по философской антропологии и философии культуры. Большая часть статей, тех материалов, которые здесь представлены, были опубликованы в виде научных статей в разных журналах - в России, в ЛНР и ДНР. То есть это апробированные научные данные», – рассказывает Ищенко.

Писательница из Луганска представила в ДНР книгу о пути Донбасса в цивилизационной войне

По ее словам, монография является философско-культурологическим анализом культурных оснований гибридной войны, рассмотренных на примере конкретных проектов, реализованных на Украине с 2015 года. Философ показывает в своей работе, что конфликт в Донбассе сейчас протекает, в том числе, в цивилизационной плоскости.

«Залог победы в цивилизационном конфликте – смена культурной идентичности противника. Не нужно убивать живую силу – люди могут поменять свое мировоззрение, и их культурный капитал, все, что они имеют, автоматически вливается в цивилизацию победителя. Поэтому так важно и так много внимания (на Украине - прим. ДАН) уделяется культурным проектам – процессам смены культурной идентичности», – подчеркивает собеседница.

По мнению ученого, построенном на анализе структуры культуры, последняя состоит из своеобразного «ядра» и «культурной периферии». В «ядре» содержатся в виде образов, культурных тем нормы социального взаимодействия данной цивилизации. «То есть то, что люди считают правильным, важным и нужным в любой ситуации», – поясняет философ.

Она утверждает, что на периферии каждой культуры работают разные группы субъектов субкультуры – маргинальные, в своем большинстве, группы. Они либо эксплуатируют незначительную часть этого «ядра», либо насаждают противоположные взгляды, работают на разрушение этого значимого поля смыслов. Подобные маргинальные группы ученый называет «антисистемой».

«На Украине такой «антисистемой» выступили группы националистов, которые стали ударной силой государственного переворота в 2014 году. С тех пор там проводится очень много культурных проектов, которые направлены на изменение цивилизационной идентичности, в первую очередь, русских Украины, – отметила Ищенко. – Одна из глав моей работы называется «Культуроцид русских Украины», и там подробно рассмотрены такие вопросы».

Культуроцид, или культурный геноцид, русских со стороны украинского государства, как считает Ищенко, прослеживается, в том числе, в художественном кино. Начиная с 2015 года там сняты несколько фильмов, включая «Атлантиду», которая была выдвинута на премию «Оскар». Донбасс там показан как чужая и иная территория русских, как иной мир.

«Несмотря на то, что они провозглашают, что «Донбасс – это Украина»; «Луганськ и Донецьк – це Україна», на самом деле средствами культуры они показывают, что это для них чужая территория. Донбасс имеет все черты «иного мира» в украинских фильмах. «Иной мир» – это ад. Это мир смерти, мир чужих идей. Это то, что должно быть разрушено и уничтожено. В фильме «Атлантида», который по жанру – утопия, показана победа Украины над Россией в 2025 году. Наш край показан, как территория, заполненная руинами, трупами и людьми, разрушенными нравственно и духовно. Свою страну так не изображают», – убеждена Ищенко.

Философ объясняет, что в любой культуре существует взаимодействие с представителями других общностей, в ходе него создается образ другой культуры. Он может существовать в трех модусах: «иного», «чужого» и «врага». «Иной» – привлекателен, он является образцом культурных ценностей, образцом для подражания. Напротив, всякое взаимодействие с «чужим» блокируется, а «враг» вообще подлежит уничтожению, как носитель иных ценностей. И вот на Украине всеми средствами создается образ русского, как «врага», а образ европейца – как «иного, то есть носителя привлекательных культурных практик».

«Для создания образа русского как врага используется, в том числе, и работа украинских певцов, таких как Антон Мухарский и Сергей Файфура. Мухарский принимал активное участие в «Майдане» в Киеве, а Файфура – ездил к украинским военным в 2014-2015 годах со своими концертами. И вот я показываю, что они создают в своих песнях полностью дегуманизированный образ русского человека», – утверждает писательница.

Она объясняет, что дегуманизация – это финальный этап стигматизации, то есть наделение определенной группы признаком, который делает эту группу лиц неполноценной, ущербной в социальном плане. То есть человек из стигматизированной группы не может занимать какие-либо важные социальные позиции.

«Финальная стадия – дегуманизация, когда в праве быть человеком отказано вообще. Когда противник дегуманизирован и с ним можно делать вообще что угодно. В общественном сознании легитимизируется, таким образом, дискриминация и насилие в отношении русских», – говорит собеседница агентства.

Она утверждает, что такая работа начата на Украине давно, и в последнее время приобрела весьма зримую форму. «Например, в клипе «Катя-ватница», который неоднократно удаляли с крупнейшего видеохостинга YouTube по жалобам пользователей, но все время он  там появляется снова, пространство песни четко разделено на две сферы: в одной области находятся русские, изображаемые в виде страшных поломанных кукол. В этом случае проводится мысль, что убить русского и сломать куклу – это одно и то же», – отмечает ученая.

Она рассказала и о другой вставке клипа Мухарского, где показано украинское пространство: красивые, живые украинские девушки поют под бандуру нежными проникновенными голосами. Поют о том, что вражеская кровь должна потечь в Черное море. Тут деление на «свое-чужое» пространство проявлено очень наглядно. Демонизация и дегуманизация русских дана в конкретных образах. Главная мысль авторов - «русский – это кукла, которую можно сломать».

Также в своей исследовательской работе Ищенко уделяла большое внимание таким проектам, как «Інтерньюз-Україна», «Пропагандаріум» и «Ре-візія історії». Последний из них – это книга, которая вышла в Киеве в 2019 году. В ней даются ответы украинских «историков» на, как они говорят, нарративы «кремлевской пропаганды». В их числе – «Российские ли Крым и Донбасс?», «Являеся ли Россия правопреемницей СССР в победе во Второй Мировой войне?» и прочие. Всего в книге рассматриваются пять таких вопросов. Рассматривая их, как утверждает ученый, украинские авторы бьют по этим центральным темам «культурного ядра» и стараются их разрушить.

«Пропагандаріум» – своеобразная «комнатая грамотность» с дополненной реальностью. Там проводятся экскурсии в виртуальной среде. И с этим проектом украинские медиа объездили русскоязычные регионы Украины - юг и часть Донбасса, занятую украинской властью.

«В этих «комнатах медиа-грамотности» они определяют, насколько человек подвержен «кремлевской пропаганде», а в конце – насколько он освободился от нее. ««Лікар Пігулко» - «Врач Пилюлька» - измеряет «фейкометром» количество «киселевых» в крови», – сетует Ищенко.

Справка ДАН: Дмитрий Киселёв — советский и российский журналист и телеведущий. Генеральный директор Международного информационного агентства «Россия сегодня» с 9 декабря 2013 года, заместитель генерального директора ВГТРК с 2008 года.

«Я интересовалась тем, что происходит сейчас, как писатель и ученый и как человек, оказалась в самом центре войны и всех этих сложных и судьбоносных событий. В центре мощных социальных трансформаций. Это очень интересно, несмотря на весь трагизм ситуации, оказаться в центре исторических событий. Здесь нужно воспользоваться случаем, применить категориальный аппарат и попытаться понять, что же происходит. Второго такого шанса не будет», – убеждена Нина Ищенко.

Судя по тем фактам, которые она привела в монографии «Южный фронтир: Россия – Украина – Донбасс», украинская сторона второго шанса нам не оставит. В этом контексте можно вспомнить известное изречение древнегреческого полководца Ламаха: «На войне не ошибаются дважды»…