Рождественская служба в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Донецка, архив

Донецк, 6 янв – ДАН. Рождество для православных христиан является одним из важнейших событий не только церковной, но и светской жизни. О понимании Рождества Христова, а также о значении даты его празднования Донецкому агентству новостей рассказал настоятель храма в честь Рождества Божией Матери, заместитель руководителя миссионерского отдела Донецкой епархии Украинской православной церкви Московского патриархата иерей Дмитрий Трибушный.

Рождество Христово — один из самых значимых для православных христиан праздников, прихожане Русской, Украинской и ряда других православных церквей отмечают праздник по юлианскому календарю — в ночь с 6 на 7 января. 

Единство временного и Вечного

«Основная традиция празднования Рождества Христова – это участие в богослужении, которым завершается Рождественский пост. Вот два этих элемента: Рождественский пост и участие в богослужении рождественского цикла. Это живая традиция, в ней нет ничего косного, ничего застывшего – наоборот, это свидетельство о космическом характере христианства», – отметил отец Дмитрий.

Он добавил, что во время богослужений рождественско-крещенского цикла особенно ярко прослеживается связь воплощения Христа со всей Вселенной. Христос приходит не просто спасти человека, но и освятить весь мир. По словам собеседника агентства, это один из самых важных элементов понимания христианства.

«Это схождение Неба на землю, единство временного и Вечного. Поэтому, конечно, если мы не будем сохранять традицию в этом смысле, то я думаю, что мир – рухнет. Потому что мир стоит традицией», – подчеркнул священнослужитель.

«Не человек для субботы, а суббота для человека»

В последнее время на Украине звучат идеи переноса даты празднования Рождества с 7 января на 25 декабря - когда это происходит в западном мире. 

«Проблема старого и нового стиля летоисчисления – очень важная, и она не решается на политическом уровне или уровне общественного мнения. Она действительно решается на уровне церквей. И решать такие вопросы могут только просвещенные богословы, которые имеют хорошие знания не только в церковной традиции, но еще и в математике, и в астрономии», – говорит отец Дмитрий.

Он добавил, что те люди, которые мечтают перевести богослужение на новый стиль летоисчисления, обычно не живут церковной жизнью. Так происходит конкретно на Украине. По мнению Трибушного, разнообразие литургических подходов не столько разделяет церкви, сколько свидетельствует о свободе церкви и разнообразии литургических традиций. 

«Что касается восточнославянской традиции, то я, как священник, могу сказать, что у верующих людей нет особых проблем с тем, праздновать Рождество 25 декабря или 7 января», – отметил священнослужитель.

Он также указал, что для человека церковного, если бы он, например, хотел бы отпраздновать Новый год, разумное пастырское снисхождение позволяет идти на некоторые уступки даже в момент строгих периодов Рождественского поста. «Наша задача заключается в том, чтобы, образно говоря, «не человек был для субботы, а суббота – для человека»», – заключил собеседник агентства.

***

Рождество Христово – праздник в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. В православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Русская, Украинская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также грекокатолическая церковь на Украине, старообрядцы и старостильные церкви празднуют 7 января. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей, а также католическая и протестантские церкви празднуют 25 декабря, Армянская апостольская церковь — 6 января.

Часть поместных православных церквей в 20-х годах прошлого столетия или позднее перешла на новоюлианский календарь, другие же, включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский; в XX – XXI веках 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому.

Вплоть до новейшей истории существовали и две системы летосчисления: на базе григорианского календаря и на основе действовавшего параллельно юлианского. Сейчас в России летосчисление ведется по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен папой римским Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), использовавшийся с 45 года до н.э.

В России григорианский календарь (новый стиль) введен с 14 февраля 1918 года. Различие между старым и новым стилями составляло: в XVIII веке – 11 суток, в XIX веке – 12 суток и в XX веке – 13 суток.

***
Следить за последними новостями теперь удобно и в каналах Донецкого агентства новостей в Telegram: «ДАН – Главное» и «ДАН – все новости».