Донецк, 31 дек – ДАН. Украинские спецслужбы, для получения признательных показаний используют самые разные методы воздействия – от пыток до прямых угроз в отношении родственников задержанных, при этом для «грязной работы» привлекаются украинские радикалы. Об этом в интервью Донецкому агентству новостей рассказал бывший пленный, переданный Донецкой Народной Республике в рамках обмена 29 декабря Александр Стельникович.
Житель Мариуполя Стельникович был задержан сотрудниками СБУ и боевиками неонацистского вооруженного формирования «Азов» в 2014 году и провел в заточении более пяти лет. Его обвиняли в убийствах, массовых беспорядках, участии в террористических организациях, однако так и не смогли доказать его вину. Перед допросами Стельниковича жестоко избивали.
«Нас отвезли в тюрьму СБУ, где над нами начались пытки и издевательства. Это такие моменты, о которых и вспоминать не хочу, ведь наворачиваются слезы от пережитой боли. Первые три-четыре дня с нами даже никто не разговаривал – нас просто били: у них такая методика, чтобы психологически подавить для допроса», – вспоминает бывший пленный.
Когда побои не приносили результатов – применялись другие методы воздействия, включая угрозы задержания самых близких родственников.
«В тот момент, когда сотрудник СБУ кладет тебе на стол бумагу для признания, а рядом с ней две фотографии – мамы и отца - и говорит, что в случае отказа от признания твои родители поедут "на подвал", ты на автомате берешь ручку, и подписываешь все, что дадут. Ведь ты переживаешь за них больше чем за себя. Такими методами они воздействовали на всех нас», – отметил Стельникович.
Он признался, что по сей день беспокоится за родных и близких, оставшихся на подконтрольной Украине территории, ведь пока они находятся там, им постоянно угрожает опасность. Сотрудники СБУ приезжали к его родителям домой, проводили там обыски, грубо общались с ними. У украинских властей нет каких-либо законных оснований для преследования родителей Стельниковича, но это не гарантирует им безопасность, поскольку боевики-националисты могут расправляться с любыми "неугодными" как по собственному усмотрению, так и по поручениям СБУ.
«Три месяца назад мы с Вячеславом Бирюковым (также освобожденным из украинского плена 29 декабря – прим. ДАН) написали апелляцию. Нас вывезли в Апелляционный суд. По завершении суда к нам обратились судьи и сказали: «Вы хотите, чтобы мы вас выпустили под домашний арест? Вы про Романа Джумаева знаете? (Речь о стороннике ДНР, который был застрелен в Мариуполе после освобождения из-под стражи – прим. ДАН). Не вопрос, мы сейчас отпустим, а завтра вас застрелят. Вы готовы?» И это говорят сами судьи, только представьте себе», – подчеркнул Стельникович.
Бирюков, в свою очередь, рассказал, что ему вопреки закону в период содержания под стражей не позволили присутствовать на похоронах отца. При этом отца Бирюкова до этого также избивали сотрудники украинских спецслужб.
«Очень жаль, что отец не дожил до этого дня, он умер год назад. Он очень болел, его тоже били сотрудники СБУ. А на похороны к отцу меня не пустили, хотя согласно украинскому законодательству должны были сопроводить», – рассказал мариуполец.
Обмен пленными между Украиной и Народными Республиками Донбасса по формуле «124 на 76» состоялся 29 декабря на линии разграничения на севере Горловки. В частности, в рамках обмена Киев передал ДНР 61 человека, включая нескольких жителей Мариуполя, а из Донецка на украинскую сторону отправился 51 человек. Это первый крупный обмен удерживаемыми в Донбассе за последние два года. Проведение обмена стало возможным благодаря переговорам лидеров стран «нормандской четверки» (Россия, Германия, Франция, Украина) на саммите в Париже 9 декабря. Согласно достигнутым там договоренностям, конфликтующие стороны должны были провести обмен удерживаемыми лицами до конца года. *гж*ха*нк