Фото: Донецкое агентство новостей

Донецк, 19 июл — ДАН. День металлурга — это не просто профессиональный праздник, это символ трудовой славы и промышленного величия Донбасса. Металлургические заводы региона с их богатой историей и непростой судьбой являются настоящим олицетворением стойкости и преданности своему делу. В этом материале мы расскажем о нескольких ключевых предприятиях, внесших неоценимый вклад в развитие промышленности и продолжающих работать, несмотря на все трудности.

Донецкий металлургический завод: от Джона Юза до современных вызовов

Донецкий металлургический завод. Фото: Донецкое агентство новостей

Донецкий металлургический завод (ДМЗ) — это живая легенда Донбасса. Его история началась в далеком 1870 году, когда английский промышленник Джон Юз, принявший российское подданство, основал завод, которому суждено было стать градообразующим для Донецка. Уже через несколько месяцев, в январе 1872 года, была задута первая доменная печь, давшая первый чугун. Это событие стало отправной точкой для развития мощного промышленного центра.

Завод быстро рос и развивался, осваивая полный металлургический цикл. Уже в 1879 году были построены мартеновские печи, а к 1890 году ДМЗ вошел в число крупнейших металлургических предприятий Российской империи, занимая лидирующие позиции по выплавке чугуна и стали. Высокое качество продукции было отмечено государством, и завод получил право размещать на своих изделиях имперский герб — символ признания и превосходства.

Юзовский металлургический завод, начало ХХ века. Фото: Общественное достояние

В советский период, после национализации в 1918 году, завод был реконструирован и модернизирован. В годы Великой Отечественной войны он был практически полностью разрушен, но благодаря самоотверженному труду рабочих и инженеров был восстановлен в кратчайшие сроки. Уже через четыре года после освобождения Донбасса ДМЗ достиг довоенного уровня производства, а спустя два десятилетия выплавка и прокат впятеро превысили показатели 1913 года.

После распада СССР завод столкнулся с серьезными трудностями, пережил смену собственников и реорганизацию. Начало боевых действий на Донбассе в 2014 году стало новым испытанием. Разрыв промышленных связей и блокада со стороны киевских властей негативно сказались на работе предприятия. В 2016 году на ДМЗ было введено внешнее управление, и он был переименован в «Юзовский металлургический завод».

Несмотря на все трудности, завод продолжал работать, а в 2024 году началась новая глава в его истории. ООО «Технологические Инвестиции» приняло предприятие в аренду и приступило к операционной деятельности. Благодаря грамотному управлению и инвестициям удалось достичь значительного роста производства стали. В настоящее время завод производит квадратную заготовку и широкий ассортимент строительного и машиностроительного проката, что свидетельствует о его возрождении и стремлении к новым достижениям.

Макеевский металлургический завод: с французским акцентом и советским размахом

Макеевский металлургический завод. Фото: Донецкое агентство новостей

Макеевский металлургический завод имени Кирова — еще один флагман металлургии Донбасса с богатой и славной историей. Его строительство началось в 1898 году французскими капиталистами, которые увидели в этом регионе огромный потенциал для развития металлургической промышленности. Завод занимает значительную часть территории Макеевки и является важным элементом инфраструктуры города.

Первая доменная печь была задута в 1899 году, а уже в 1900 году вошли в строй мартеновские печи и прокатные станы. В 1917 году завод был национализирован, и усилиями коллектива рабочих и служащих к 1929 году он был полностью восстановлен. В советские годы завод пережил период бурного развития и модернизации. Были построены новые цеха, внедрены передовые технологии, и предприятие стало одним из лидеров отрасли.

Макеевский металлургический завод, 1933 год. Фото: Общественное достояние

В 1934 году заводу было присвоено имя С.М. Кирова в знак признания его вклада в индустриализацию страны. Во время Великой Отечественной войны завод был сильно разрушен, но благодаря самоотверженному труду рабочих он был восстановлен в кратчайшие сроки.

В 1960-е годы Макеевский металлургический комбинат достиг пика своего развития. Он выпускал чугуна столько, сколько давали Польша и Италия вместе взятые. Мартеновская печь № 1 12 раз устанавливала мировые рекорды по объемам годовой выплавки стали.

К сожалению, перестройка и распад Советского Союза привели к упадку производства. В 1990-е годы многие цеха были остановлены, а оборудование демонтировано. С началом вооруженного конфликта на Украине в 2014 году ситуация еще больше ухудшилась. Несмотря на все трудности, Макеевский металлургический завод продолжает работать и вносить свой вклад в экономику региона. С 1 января 2023 года он вошел в структуру нового предприятия «ЮГМК Донецк» как Филиал №3 «ММЗ». В его составе 26 структурных подразделений, включая два прокатных стана, производящих катанку, арматуру, угловой профиль и швеллер.

Краматорский металлургический завод: закат эпохи

Краматорский металлургический завод, 2007 год. Фото: Wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

История Краматорского металлургического завода (КМЗ) — это печальная повесть о взлете и падении одного из старейших предприятий Донбасса. Основанный в 1898 году швейцарцем Конрадом Гампером, КМЗ стал градообразующим предприятием Краматорска, определившим его развитие на многие десятилетия.

Гампер, уже имевший опыт в машиностроении, решил построить завод в Донбассе из-за низкого качества угля в Польше. Он приобрел землю, получил российское подданство и основал Краматорский механический завод, а затем и Краматорское Металлургическое Общество. Первыми работниками были поляки, обучившие местных жителей. Завод выпускал оборудование для железных дорог и шахт, а с запуском доменных печей начал выплавлять чугун.

К началу XX века КМЗ процветал. Были построены новые цеха, открыта заводская школа, организована пожарная команда. Инженер Курако построил домну новой конструкции, превосходящую аналоги. К 1910 году завод производил значительные объемы чугуна и стали.

Краматорский металлургический завод, начало ХХ века. Фото: Общественное достояние

Однако Первая мировая война и последующие революционные события привели к перебоям в работе. Завод был национализирован, но в 1920-е годы производство было восстановлено и даже превысило довоенный уровень. В 1930-е годы КМЗ был разделен на два предприятия: Старокраматорский машиностроительный завод (СКМЗ) и Краматорский металлургический завод.

В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован, а после освобождения Краматорска восстановлен. В послевоенные годы КМЗ продолжал развиваться, но распад Советского Союза стал началом его конца.

В 1994 году завод был преобразован в ОАО, но это не помогло ему избежать упадка. С 2000 года КМЗ преследовали аварии и остановки производства. Были закрыты мартеновский цех, доменные печи выходили из строя. В 2009 году была остановлена последняя работающая доменная печь.

Несмотря на попытки реорганизации, в 2012 году Краматорский металлургический завод был признан банкротом. Это стало трагическим завершением истории предприятия, оставившего значительный след в истории Донбасса. СКМЗ, в свою очередь, обанкротился в 2018–2019 годах.

Константиновский металлургический завод: история взлетов и падений

Константиновский металлургический завод (КМЗ) был основан в 1896 году Бельгийским акционерным обществом железопрокатных заводов в селе Сантуриновка (ныне Константиновка). Уже в конце 1897 года литейная и механическая мастерские выпустили первую продукцию. К 1913 году КМЗ представлял собой крупное предприятие с доменными и мартеновскими печами, прокатными станами и коксовыми батареями. В 1913 году завод произвел 60,3 тыс. тонн чугуна, 63,4 тыс. тонн стали и 60,5 тыс. тонн проката.

В советское время завод был реконструирован и модернизирован. В 1932 году была введена в эксплуатацию новая доменная печь, механизированы прокатные станы, построено жилье для рабочих и социальная инфраструктура. К 1940 году производство чугуна, стали и проката значительно выросло по сравнению с 1913 годом.

Во время Второй мировой войны завод был эвакуирован на Урал, а его здания разрушены. После освобождения города КМЗ был восстановлен в период с 1943 по 1947 годы. Особенностью производства было использование колчедановых огарков с Константиновского химического завода, что позволяло выпускать дешевый чугун, сталь и прокат.

В 1964 году на заводе был построен крупнейший в Европе калибровочный цех. КМЗ специализировался на производстве сортового проката круглого, шестигранного и периодического профилей. Производственные мощности позволяли выпускать до 200 тысяч тонн продукции в год.

Однако в 2004 году КМЗ столкнулся с финансовыми трудностями и был признан банкротом. Была введена процедура санации, а затем и ликвидационная процедура.

Поиск информации о текущем состоянии Константиновского металлургического завода, который находится на подконтрольной Украине территории, затруднен. Последние доступные данные указывают на то, что завод был остановлен и находился в стадии ликвидации.

Енакиевский металлургический завод: от Фёдора Енакиева к современности

Енакиевский металлургический завод. Фото: Донецкое агентство новостей

Город Енакиево обязан своим существованием Енакиевскому металлургическому заводу (ЕМЗ), основанному российским промышленником Фёдором Енакиевым. Инженер-путеец Фёдор Енакиев благодаря браку с дочерью тайного советника Анной Винберг вошел в мир финансов и решил заняться металлургией.

Вместе с инженером Болеславом Яворским и бельгийскими инвесторами Октавом Неф-Орбаном и Оскаром Биэ Енакиев учредил Русско-Бельгийское металлургическое общество с капиталом в 8 млн рублей. В 1897 году был выплавлен первый чугун на новом заводе, названном Петровским в честь Петра I. Завод стал одним из крупнейших на юге Российской империи. Место для строительства было выбрано идеально: рядом находились каменноугольный рудник, залежи железной руды, известняка и огнеупоров, река Садки и железная дорога. Основным видом продукции были железнодорожные рельсы.

Документ об основании Енакиевского металлургического завода, 1895 год. Скриншот: Музей истории ЕМЗ

Неожиданно, литературный факт: известный русский писатель Александр Куприн работал на заводе в 1896 году и описал жизнь рабочих и производство рельсов в своей повести «Молох». В период Первой мировой войны и революций Донбасс давал 67% производства чугуна в России. Енакиевский завод был национализирован большевиками и, несмотря на трудности, продолжал работать. В 1923 году завод был остановлен на консервацию, но вновь заработал в 1925 году.

В годы довоенных пятилеток завод был реконструирован. В 1931 году была построена первая в СССР разливочная машина. Во время Великой Отечественной войны оборудование было эвакуировано, а завод разрушен. После освобождения города в 1943 году завод был восстановлен и начал выпускать рельсы для фронта. В послевоенные годы завод был модернизирован и достиг довоенного уровня производства. В 1949 году на ЕМЗ была разработана новая технология отливки рельсовой стали в бессемеровских конвертерах, удостоенная Сталинской премии. В 1952 году впервые в мировой практике проведена обработка металла под вакуумом.

После распада СССР завод столкнулся с трудностями, но был приватизирован и вошел в состав компании «Метинвест». В 2007 году была запущена новая доменная печь № 5. ЕМЗ производит чугун, непрерывнолитую заготовку, прокат для армирования железобетонных конструкций, фасонные и специальные профили, в том числе рельсы узкой колеи и профили для направляющих лифтов.

С началом войны в Донбассе ЕМЗ столкнулся с новыми трудностями. В 2015 году завод останавливал работу из-за боевых действий. В 2017 году к обстрелам добавилась транспортная блокада. Благодаря помощи России завод смог продолжить производство. После признания Донецкой Народной Республики Россией в 2022 году ЕМЗ впервые принял участие в выставке «Иннопром» в Екатеринбурге и заключил соглашения о поставках продукции на российские предприятия. Сейчас основная задача завода — возрождение Донбасса, восстановление инфраструктуры с использованием производимого металла. Таким образом, Енакиевский металлургический завод, начавший свою историю на российской земле, продолжает работать на родине.

Комбинат «Азовсталь» (Мариуполь): от индустриализации до наших дней

Комбинат "Азовсталь". Фото: Донецкое агентство новостей, архив

Строительство комбината «Азовсталь» тесно связано с курсом на индустриализацию, который проводился правительством СССР с конца 20-х годов. В феврале 1930 года Президиум ВСНХ СССР принял решение о строительстве нового металлургического завода в Мариуполе, поскольку этот город замыкал самый короткий путь по морю железной руды с Камыш-Бурунского месторождения на Керченском полуострове. 7 ноября 1930 года началась укладка бетона в фундамент первой доменной печи завода «Азовсталь» на левом берегу реки Кальмиус близ села Бузиновка и посёлка Троицкого. Уже 12 августа 1933 года доменная печь № 1 выдала первый чугун.

7 сентября 1943 года, перед отступлением немецких войск из города, завод был практически полностью уничтожен: взорваны основные объекты, оборудование пароэлектровоздуходувочной станции (ПЭВС) и коксовые батареи коксохимического завода (КХЗ). Почти сразу после освобождения Мариуполя нарком чёрной металлургии И.Ф. Тевосян подписал приказ № 275 о назначении руководства на завод «Азовсталь». Уже 24 октября 1944 года на «Азовстали» заработала восстановленная ПЭВС, а также кислородная станция, которая стала обеспечивать производственные нужды не только данного предприятия, но и других важных предприятий Донбасса. Послевоенный период стал золотой эпохой для «Азовстали». Комбинат наращивал производственные мощности и к 1991 году стал одним из крупнейших металлургических предприятий не только Советского Союза, но и всего мира.

Общая площадь «Азовстали» насчитывала 11 квадратных километров. В Мариуполе предприятие получило название «город в городе». Здесь были построены 41 цех и 80 огромных помещений. На заводе действовали шесть гигантских доменных печей, а цеха и корпуса были разбросаны по территории настолько, что для перемещения между ними построены специальные трассы. Отдельной достопримечательностью комбината стали знаменитые подземелья, представляющие собой настоящий город из пяти уровней. Протяженность туннелей оценивается в 24 километра. Основой подземного укрепрайона стали 36 бомбоубежищ, способных выдержать прямое попадание ядерного боеприпаса. Между бункерами и убежищами проложены тоннели на глубине 30 метров, а также коммуникационные каналы с кабелями и трубами, соединяющие цеха на глубине 8 метров. Вместимость этих сооружений достигала 12 тысяч человек.

Морской порт «Азовстали», а заднем плане — доменный цех. Фото: Фото: Wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

После обретения Украиной независимости в 1991 году, в рамках приватизации «Азовсталь» перешла в частные руки. В 2006 году её собственником стал донецкий бизнесмен Ринат Ахметов. «Азовсталь» давала 10% всей валютной выручки Украины, но досталась Ахметову всего за $50-70 за тонну мощностей по выплавке стали. После смены собственника начался постепенный закат комбината. В 2014–2015 годах компания понесла убытки из-за нарушения связей с Донбассом и необходимости искать альтернативные источники угля. После строительства Крымского моста Украина начала блокаду порта Мариуполя.

В феврале 2022 года в результате начала специальной военной операции (СВО) завод был полностью остановлен. Оставшиеся украинские военные (включая запрещенный в России «Азов») отступили на территорию «Азовстали». 21 мая в результате специальной операции российских спецслужб боевики сдались, и предприятие было объявлено освобожденным. Однако там продолжалось разминирование и поиск погибших и «забытых сдавшихся» украинских военнослужащих. Практически все здания и сооружения на предприятии были разрушены. В прошлом году глава ДНР Денис Пушилин заявил, что на территории комбината «Азовсталь» в Мариуполе могут разместить малые промышленные предприятия после рекультивации и зачистки территории под промышленный парк.

Комбинат имени Ильича (Мариуполь): от основания до надежды на возрождение

Мариупольский завод имени Ильича. Фото: Wikipedia.org/CC BY-SA 3.0

Конец XIX века стал поворотным в истории Донбасса, определив его индустриальное будущее и менталитет. В 1882 году Мариуполь соединился железной дорогой с Юзовкой (Донецком), и через новый порт, второй по грузообороту на юге России после Одессы, начался экспорт угля. Близость к сырьевым центрам сделала Мариуполь одним из центров металлургии. В 1896 году предприниматели А. Ротштейн и Э. Смит предложили основать Никополь-Мариупольское общество, чтобы разрабатывать марганец и строить металлургические предприятия. Заводы, выкупленные в США, были перевезены в Мариуполь, где в 1897 году запустили первый трубосварочный стан. В 1898 году началось строительство еще одного завода на средства бельгийского общества «Провиданс». После революции оба предприятия объединили в Мариупольский металлургический завод, который в 1924 году получил имя В. И. Ленина.

За время первых пятилеток завод Ильича завоевал статус одного из мощнейших металлургических центров юга России, где производились автотракторная сталь, нефтепроводные, бурильные, газовые и водопроводные трубы, горячекатаный и холоднокатаный стальной лист для судостроения. В 1939–1940 годах здесь создали броневую марку стали для легендарного танка Т-34. С 1941 года наступил новый этап истории завода. После начала Великой Отечественной войны предприятие перешло на военные рельсы, производя сталь для танков, броню и другую оборонную продукцию. Завод им. Ильича перешел в ведение Народного комиссариата танковой промышленности СССР.

15 июля 1941 года начался демонтаж оборудования. Уже в середине августа мариупольские станки монтировались на Магнитогорском металлургическом комбинате. Тысячи рабочих ушли добровольцами на фронт, в цехах их заменили женщины и дети. Постановлением ГКО от 4 октября 1941 года директорам заводов было дано задание немедленно приступить к эвакуации оборудования и кадров в Магнитогорск. Закончить эвакуацию было необходимо к 15 октября 1941 года. 15 октября 1941 года на Магнитогорском металлургическом комбинате был налажен выпуск броневой листовой стали шириной до 4100 мм, позже начали производство танковых башен. Большое число рабочих-ильичевцев отправилось в 1941 году на заводы в Сталинград, Барнаул, Свердловск, Серов. Благодаря спасенному оборудованию и сохраненным кадрам удалось организовать масштабное военное производство, создав материальную основу для победы СССР в войне.

С 8 октября 1941 года Мариуполь находился под оккупацией фашистов. Грандиозные планы немцев по освоению приазовской металлургии провалились. Город был освобожден 10 сентября 1943 года. За 23 месяца оккупации Мариуполя враги разрушили основное производство. Отступая, захватчики уничтожили очистные и подъемные сооружения водохранилищ, насосные скважины, водопроводную и канализационную сети, железнодорожное и портовое хозяйства, взорвали и сожгли жилые дома. Металлургические предприятия представляли собой груды исковерканного металла. В городе было расстреляно и замучено свыше 50 тыс. человек.

Мариупольский завод имени Ильича, после немецкой оккупации. Фото: Общественное достояние

После изгнания оккупантов в 1943 году на заводе им. Ильича восстанавливали производство, выпускали продукцию, строили котельную, нагревательные печи, устанавливали вспомогательное оборудование. В 1944 году возобновили выпуск труб, запустили трубопрокатный и трубосварочный цехи. К концу 1944 года было восстановлено 70% производственных мощностей и возобновлена поставка броневой стали на фронт. В 1946 году за героизм и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, коллективу завода им. Ильича на вечное хранение было передано Красное знамя Государственного комитета обороны СССР. В этом же году завод начал производить кислородные баллоны для химической промышленности.

Следующее достижение — установка крупнейшего в стране стана для проката толстого металлического листа «1250», затем установка современной доменной печи и внедрение инновационных технологий литья стали. Тяжелейшие послевоенные годы стали началом бурного развития завода. В 60-х это уже передовое производство. Здесь капитально реконструировали домны, отстроили мартеновские цехи с большими печами, возвели крупнейшую в Европе аглофабрику, смонтировали новые прокатные станы. Территория завода расширялась, появлялись рабочие места. Параллельно налаживалась социальная сфера: открылись клубы культуры и отдыха, медицинские учреждения, развивалась рекреационная и оздоровительная база.

Вплоть до распада Советского Союза завод был одним из ведущих отраслевых предприятий страны. Ежегодно здесь внедрялись инновационные технологии и обновлялось оборудование. Комбинат давал работу десяткам тысяч мариупольцев, а черная металлургия стала одним из символов города. Исторические вехи завода отразились в названиях улиц, учреждений культуры, кафе и ресторанов.

Период независимости Украины называют противоречивым: с одной стороны, продолжалась модернизация, удалось справиться с кризисом 90-х и найти новые рынки сбыта, внедрялись экологические инициативы. С другой стороны, комбинат не избежал поглощения частными капиталами, колоссально снизилось число сотрудников, и коллектив больше не мог влиять на судьбу предприятия. Сегодня, несмотря на испытания, через которые пришлось пройти городу и комбинату весной 2022 года, мариупольские металлурги не теряют надежду на будущее. Идет разминирование цехов, оценивается ущерб, разбираются завалы и расчищается территория.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK