Донецк, 15 окт — корр. ДАН Георгий Иванов. Недавно на стриминговых платформах вышел в свет фильм «Лучшие в аду», посвященный деятельности бойцов российской частной военной компании «Группа Вагнера». О том, какие сюрпризы подготовил зрителю режиссер кинокартины Андрей Батов, читайте в рецензии Донецкого агентства новостей.

Внимание! Материал содержит спойлеры.

Крутой адреналиновый боевик

Фильм снят жестко и бескомпромиссно — в стиле популярного сейчас жанра «адреналинового боевика», где нет ничего лишнего — только растянувшаяся на все время фильма жестокая перестрелка. В аду современной войны нет лирических героев — лишь «суперпрофи». Другие здесь не выживут. Сюжет картины строится вокруг военной операции между «белыми» и «желтыми»: первые штурмуют здания, а вторые этому противодействуют. Цветовое разделение происходит по отличительным полосам быстрого опознавания на экипировке бойцов и технике. Понятно, что мы сочувствуем «белым», а не «желтым» — аналогия с конфликтом в Донбассе и на Украине очевидна.

Почти до самого финала сохраняется интрига, что для «примитивного» жанра военного боевика в общем-то отнюдь не характерная черта. Цели и задачи противоборствующих сторон раскрываются постепенно, в зависимости от тактики действий.

«Белым» под командованием «Полигона» нужно захватить девятиэтажный дом, с которого можно корректировать бомбово-штурмовой удар авиации по позициям крупнокалиберной артиллерии «желтых». Последние, естественно, изо всех сил пытаются этого не допустить. Но перед «белыми» еще три здания, занятых противником, и их тоже нужно пройти штурмом. Причем за ограниченное время.

Изо всех сил

Изо всех сил — едва ли ни ключевое понятие этого боевика. Очень хорошо авторы фильма показали, каких чудовищных усилий и нервного напряжения стоит обычному, пусть и хорошо подготовленному человеку, современная война. Как сказал один знакомый разведчик: «Если у тебя „разгрузка“ меньше 30 килограммов — в бою тебе делать нечего!». Здесь сражаются отнюдь не бравые герои, которые задыхаются от порохового дыма и тяжести снаряжения, здесь хрипло и страшно матерятся, без стеснения и излишнего морализаторства. Войну в белых перчатках не ведут даже дураки.

К слову, полевая медицина — наложение жгута, эвакуация под обстрелом, использование противошоковых шприц-тюбиков — показана очень реалистично. Да и кровопотеря иногда бывает коварной и незаметной поначалу. А потом — уже поздно… Единственное, с чем не соглашаешься — эвакуация раненого во весь рост, взвалив его на плечи. Да еще и под минометным огнем. Картинка получилась красивая, но вот в такое верится с трудом…

Очень красочно и по-своему реалистично демонстрируются рукопашные схватки, когда дистанция перестрелки в здании стремительно сокращается и бойцы начинают «рубиться» тем, что под руку попадется: автоматными магазинами, ножами, кусками битого кирпича. Главное — ликвидировать противника, размозжить ему голову, добить контрольным выстрелом. Никакого изящного гонконгского кунг-фу — все предельно примитивно и оттого страшно. Как говорится, только мертвые в спину не стреляют.

Взаимодействие войск

Но если вы думаете, что фильм сводится лишь к кровавой резне и перестрелкам, то вы ошибаетесь. Здесь великолепно показано взаимодействие родов войск. Группа «белых», к примеру, не может войти в здание и вызывает смешанный тяжелый взвод бронетехники из двух танков Т-72Б и одной БМП-2. Техника начинает крушить позиции врага, и тот вызывает гранатометчика. Противостояние затягивается, и вот уже ударный беспилотник «желтых» взрывает корректируемой бомбой танк «Белых». Причем только потому, что командир танка «Шумахер» промедлил с исполнением приказа командира броневзвода «Локомотива».

Одним из наиболее выразительных эпизодов можно назвать расстрел прибывшего на двух боевых машинах пехоты БМП-2 подкрепления «желтых». Их накрывают сосредоточенным огнем 120-миллиметровых минометов и автоматических станковых гранатометов — АГС-17.

В принципе, «120-е» минометы — страшное и почти ультимативное оружие в городской застройке. Мина весом 16 кг имеет меньшую толщину стенок, чем снаряд нарезной ствольной артиллерии. За счет этого увеличен заряд взрывчатки и разрушительная мощь. На дистанции до восьми километров такой боеприпас способен уничтожить даже танк. Так зимой 2015 года — реальная история — минометчик Дима «Лысый» уничтожил в районе Красногоровки к западу от Донецка танк украинских оккупантов Т-64БВ.

Боги войны

Артиллерии в фильме отведена довольно серьезная часть сюжета — в полном соответствии с концепцией, согласно которой противостояние на Украине является «войной больших калибров».

Столкнувшись с сосредоточенной атакой «белых», командир «желтых» вызывает огонь минометной батареи. Ей противостоит огневой взвод 122-мм гаубиц Д-30. Противостояние «богов войны» идет по нарастающей, и командование «желтых» вводит в бой подразделение тяжелых дальнобойных шестидюймовых орудий «Мста-Б». Счет идет буквально на секунды — кто кого переиграет в этом противоборстве?

Применяются беспилотники воздушной разведки, но и им противостоят новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы. «Птичка» подавлена направленным электромагнитным импульсом, но это еще не конец. В штабе «белых» знают лишь примерное местоположение 152-мм гаубиц противника и решают накрыть всю прилегающую территорию из РСЗО. На поле боя выкатывают «Ураган», способный бить на 35 км! Его сокрушительный удар наконец-то поражает противника.

Между молотом и наковальней

Интересно, что создатели фильма отнеслись с большим вниманием к мелочам. Так, например, во время работы минометной батареи происходит отказ мины в канале ствола. Артиллеристы называют это «абортом». И тут же, не расслышав запрет, один из номеров расчета закидывает в ствол миномета второй боеприпас. Происходит классическое «двойное заряжание» и взрыв!

Вероятно, это отсылка к ситуации с украинскими минометами М120-15 «Молот». Дело в том, что один из немногих серийных образцов украинского вооружения самоподрывами угробил едва ли ни больше собственных солдат, чем противника. Так, 25 июля 2016 года на полигоне «Широкий Лан» в Николаевской области взорвался миномет «Молот», в результате чего погиб один и были ранены восемь военнослужащих. Это был первый случай. Впоследствии от подобных разрывов погиб не один десяток украинских военных — «Молот» даже запрещали, но потом упорно возвращали на поле боя. Мотивация командиров до сих пор не разгадана.

Образ противника

Противник, именно так — не враг, показан без лишних идеологических штампов. Он такой же, как, условно говоря, и «наши». Бойцам «желтых» страшно, они тяжело переживают собственные потери, испытывают сомнения и неуверенность в постоянно меняющихся обстоятельствах на поле боя. Никто во время столкновения не играет в поддавки, каждый реально — «рубится» до последнего.

Даже возможность для «белых» преодолеть открытый участок и ворваться в здание не выглядит неким «роялем в кустах», когда сам сюжет работает на героев. Просто-напросто поменялась погода, ветер подул в другую сторону. Поэтому артиллеристам с обеих сторон необходимо пересчитать метеоустановки для точной стрельбы.

Показательны действия командира минометной батареи «желтых» — он сражается не на жизнь, а на смерть. Уже контуженный взрывами и раненый продолжает вести расчеты стрельбы и управляет действиями своих подопечных. И уже даже смертельно раненый отдает свой последний приказ: вести огонь до последней мины.

Также удачно показана религиозная часть: и «белый», и «желтый» молятся одной и той же иконе Николая Чудотворца. Есть ли атеисты в окопах под огнем — вопрос дискуссионный, но именно в этом эпизоде задается вопрос актуальный — а какая это, собственно, война?..

«Мой дед до Берлина дошел!»

В итоге, «белые» все же выполняют задачу и выдают координаты целей для штурмовиков Су-25 «Грач». Самолеты наносят массированный ракетный удар. Но на этом фильм и его проблематика не заканчиваются. Командир танкового взвода «белых» не отступает, даже когда на него выходят сразу две «коробочки» противника. Он полон решимости отомстить за погибшего друга. Решимость и воинское искусство, плюс штатно сработавшая динамическая защита танка, позволяют ему выйти победителем из неравного боя. Такого же, как происходит в финале между командирами противоборствующих отрядов — «Полигоном» и «Бураном». Кончились патроны в автомате, расстреляна обойма 20-зарядного «Стечкина», завязалась страшная рукопашная схватка.

— Не для того мой дед до Берлина дошел, чтобы я тебе сдался!

— Мой дед тоже до Берлина… — удар ножом «Полигона» обрывает фразу командира «желтых».

Да, в реалиях современного мира долг пред Родиной может укладываться в контракт с нею же. Но это не значит, что его от этого легче выполнять.

***

«Группа Вагнера», или ЧВК «Вагнер» — российская частная военная компания, созданная в 2013 году. Бойцы «Вагнера» участвовали или участвуют в вооруженных конфликтах на территории Сирии, Ливии, ЦАР, задействованы в спецоперации на Украине. Структура, вооружение, финансирование и особенности боевой работы ЧВК засекречены.