Донецк, 6 дек — ДАН. В преддверии новогодних праздников люди много времени проводят в торговых центрах, пытаясь подыскать подходящие подарки для своих родных и друзей. Но немногие знают, что гулять по магазинам дольше и покупать больше человек может не только по собственной воле, но и поддаваясь различным уловкам маркетологов. Что провоцирует совершать необдуманные покупки aif.ru рассказали эксперты.
Все начинается с иерархии магазинов в торговом центре. На верхних этажах размещаются кинозалы, поход в которые человек планирует заранее, а потому, его местоположение существенно не изменит ситуацию. «Кинотеатр — место целенаправленного спроса. Из 10 тысяч посетителей супермаркета около 500 человек пришли посмотреть фильм. Поход в кино планируют заранее, поэтому, если залы переместить вниз, посетителей больше не станет», — пояснил президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.
Как правило, на нижних этажах — продуктовые гипермаркеты. Человек обязательно проходит рядом с ними, и может заскочить просто «посмотреть на цены», в этом случае он рискует выйти с полными пакетами и небольшим количеством денег, так и не дойдя до того, зачем пришел на самом деле.
Важным является местоположение фудкортов — вы замечали, что рядом с ними всегда есть обувные бутики, магазины с игрушками или различными мелочами? Сделано это намеренно, чтобы человек, который целенаправленно идет поесть, заметил торговые точки и заглянул в них на обратном пути.
Еще один фактор, влияющий на наше необдуманное желание что-нибудь прикупить — это похожий ассортимент. Заходя в супермаркет, вы обязательно что-то забудете, а потому зайдете в магазин, который находится совсем рядом и может предложить похожий ассортимент.
«По дороге от входа до супермаркета открывают салоны операторов связи, офисы банков, магазины гаджетов. Пока человек идет в магазин, он успевает, например, оплатить связь. Также рядом находятся магазины известных марок, которые привлекают клиентов», — объяснил доктор экономических наук, профессор и заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества РАНХиГС Владимир Осипов.
На нижних этажах в торговых центрах всегда стараются разместить самые важные магазины, более того, рядом размещаются точки с похожими товарами, чтобы человек обязательно заглянул во все, выбирая что-то определенное. Это касается магазинов одежды и обуви, а также косметики и других мелочей, ведь именно в них человеку делать выбор сложнее, а потому он обязательно заглянет во все доступные точки в пределах этажа.
Удержать покупателя в ТЦ эффективно помогают рекреационные зоны — скамейки у фонтана, точки с продажей кофе и быстрых закусок. «Человек, который час или полтора походил по магазинам, может присесть и отдохнуть у фонтана. Если не делать вещей, которые могут разнообразить досуг людей, то они будут проводить в торговом центре меньше времени», — поясняет Игорь Березин.
По словам экономиста Владимира Осипова, ТЦ сегодня превращают в места отдыха, где помимо покупок можно также расслабиться и получить удовольствие. Для этого в них устраивают театрализованные представления, устанавливают аквариумы и фонтаны. Люди расслабляются, чувствуют легкость и безмятежность, а потому готовы себя побаловать и заглянуть в пару лишних магазинов, но они не догадываются, что все это — уловки маркетологов, как результат — лишние траты и незапланированные покупки.