Донецк, 21 апр — ДАН. Киберпреступность эволюционирует, и правоохранительные органы постоянно предупреждают о новых схемах обмана, жертвами которых часто становятся пожилые люди. Профессор кафедры бизнес-информатики Финансового университета при правительстве РФ Борис Славин рассказал aif.ru, что обучать безопасному использованию цифровых технологий необходимо не только пенсионеров, но и молодежь.
Согласно данным Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2025 года почти половина россиян (43%) сталкивалась с телефонным мошенничеством. Славин отмечает, что пожилые люди испытывают трудности с освоением новых технологий, а молодежь, напротив, излишне доверчива к цифровым сервисам. Мошенники используют уязвимости обеих групп: у пожилых выманивают сбережения, убеждая перевести деньги на «безопасные счета», а молодежь склоняют к шантажу родителей для получения доступа к их финансам.
По данным Центробанка, в 2024 году чаще всего жертвами становились люди в возрасте от 25 до 64 лет, но также наблюдался рост числа пострадавших старше 65 лет. Молодежь от 14 до 24 лет составила около 20% от общего числа жертв. Пол не играет существенной роли, ключевым фактором является доверчивость. В 2024 году доля пострадавших женщин незначительно превышала долю мужчин (на 5,2%).
Славин объясняет, что мошенники сначала выясняют наличие счетов и возможность получения кредита. Непрофессиональные члены группы проводят обзвон, а затем к разговору подключаются опытные злоумышленники, владеющие приемами социальной инженерии. Иногда мошенники заранее располагают информацией о доходах потенциальной жертвы. В прошлом году 42,7% жертв имели среднее образование, а 46,2% — средний уровень дохода. Почти половина пострадавших потеряла до 20 тыс. руб., 20,3% — до 100 тыс. руб., а 24,4% — свыше 100 тыс. руб.
Эксперт подчеркивает, что мошенники получают информацию о жертве в процессе разговора, представляясь сотрудниками госкомпаний или правоохранительных органов, отправляя голосовые сообщения от имени знакомых или вредоносное ПО под видом приложений. Даже отсутствие кредитных карт не является гарантией безопасности, так как злоумышленники могут убедить жертву оформить кредит и снять все деньги со счета. Лучшая защита — не отвечать на звонки с незнакомых номеров и соблюдать правила безопасности при использовании цифровых сервисов, не сообщать личные данные, пароли и коды из СМС.
По данным ЦБ, чаще всего жертвы переходят по ссылкам, присланным мошенниками (18,9%), переводят деньги (15,6%) или сообщают коды из СМС (11,2%). Некоторые вводят личные данные на поддельных сайтах, предоставляя преступникам доступ к паспортным данным и номерам банковских карт.
Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK