Тысячи жертв, десятки тысяч разрушенных судеб – война в Донбассе изменила жизнь миллионов, многие потеряли кров и вынуждены были покинуть родную землю. В этих условиях общественные организации Донбасса заявили о себе, как ключевые институты поддержки социально незащищенных граждан. Одна из них - ОО «Справедливая защита» - занялась фиксацией военных преступлений Киева. О текущих результатах и планах на будущее в интервью ДАН рассказал заместитель председателя правления организации Иван Копыл.

Вы и Ваши соратники занимаетесь сбором доказательств причастности украинских властей к обстрелам. Сколько удалось собрать материалов, и куда они впоследствии были переданы?

Мы ведем свою деятельность с середины 2015 года. Вначале фиксацией военных преступлений занималась общественная комиссия, собранная из специалистов в различных сферах, в частности права и криминалистики. Мы собираем материалы, затем передаем в Международный уголовный суд (МУС) и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

На конец июня нами уже было подано в МУС материалов по 727 погибшим и раненым взрослым и по 144 погибшим и раненым несовершеннолетним жителям региона, а также по 48 случаям пыток и 668 случаям разрушений. Что касается ЕСПЧ, нашими специалистами подготовлены и направлены жалобы от 2031-го жителя Донецкой Народной Республики, пострадавшего в результате преступных действий украинских властей.

Можно ли сказать, что число обращений от жителей начало уменьшаться с учетом относительно стабильной ситуации на линии соприкосновения?

Чтобы был понятен объем нашей работы, нужно отметить, что количество пострадавших от боевых действий в Донбассе не уменьшается. До настоящего времени мы продолжаем работать не только со свежими случаями получения ранений и гибели людей, но и по событиям, произошедшим в 2014-2015 годах.

Мы ведем свой учет погибших и раненых. Исходя из наших данных, только за 2018 год в ДНР погибли 11 мирных жителей, а 55 человек получили ранения различной степени. Также было разрушено 278 гражданских объектов. И каждый из этих случаев «Справедливая защита» старается аккуратно фиксировать, а потом полноценно расследовать.

Следует отметить, что с началом так называемой операции объединенных сил (ООС) в Донбассе интенсивность обстрелов резко возросла: если с января по апрель 2018 года среднемесячное количество поврежденных и разрушенных гражданских объектов было около 30, то за май и июнь эта цифра выросла до 90.

Как реагируют международные суды на обращения подобного рода? 

Мы получаем подтверждения из офиса прокурора Международного уголовного суда о принятии переданных нами материалов к изучению. Но судебное производство по фактам военных преступлений в этой инстанции, как правило, начинается спустя годы после окончания конфликта. Что касается ЕСПЧ, то «Справедливая защита» также получает оттуда ответы о регистрации жалоб от пострадавших в ходе военных действий жителей Донбасса. Здесь также нужно добавить, что обычно рассмотрение зарегистрированной жалобы начинается в этой инстанции не раньше, чем через 5-6 лет. Так что пока еще ни одна жалоба не была рассмотрена ЕСПЧ. Однако мы надеемся на непредвзятое отношение судей к горю мирных граждан, пострадавших от действий Вооруженных сил Украины. Хотя в суде констатируют, что Украина регулярно не выполняет решения ЕСПЧ и постоянно нарушает Конвенцию по правам человека.

По Вашему мнению, насколько эффективна такая общественная деятельность по сравнению с деятельностью госучреждений? 

Общественники — это обычные граждане, часть гражданского общества, поэтому мы можем обращаться в международные судебные инстанции вне зависимости от факта международного признания страны, в которой проживаем. Однако стоит заметить, что в признанных государствах большую часть функций по работе в области международного права берут на себя государственные органы, а общественность выступает лишь помощником. В нашем случае на первое место выходит общественность.

Какая конечная цель обращения в международные судебные инстанции?

Основная наша задача – добиться в Международном уголовном суде открытия уголовного производства в отношении должностных лиц Украины, виновных в совершении военных преступлений. Для этого мы должны предоставить МУС как можно больше информации, свидетельствующей о том, что данные преступления совершены украинскими правоохранителями и военными и носят системный характер, являются частью плана или политики, проводимой государством. А отсутствие в Украине привлеченных к ответственности виновных в военных преступлениях свидетельствует, что данные преступления санкционированы или разрешены нынешней украинской властью.

В настоящее время прокурором МУС проводится предварительное изучение материалов на предмет возможности открытия уголовного производства. Следует отметить, что по вооруженному конфликту с Грузией уголовный суд открыл производство только спустя восемь лет.

ЕСПЧ в свою очередь рассматривает дела, связанные с нарушением норм «Конвенции о защите прав человека и основных свобод». В основном это дела компенсационного характера, когда обратившиеся граждане требуют от государства справедливой сатисфакции за нарушение норм Конвенции с возмещением причиненного вреда. Как правило, с момента обращения в Суд до момента коммуникации проходит от трех до шести лет. После этого решение можно будет ожидать в течение одного года. Основной вопрос - это вопрос приемлемости жалобы, который зависит от выполнения очень многих формальностей. Если Суд признает жалобу приемлемой, то начинается процесс коммуникации, то есть уведомление страны-ответчика о поданной жалобе и просьбе предоставить свои возражения.

При этом если же жалоба будет признана неприемлемой, то естественно не будет ее рассмотрения. Но это не означает, что в дальнейшем нельзя будет повторно обратиться в ЕСПЧ. При устранении недостатков, которые послужили основаниями для неприемлемости жалобы, ее можно подать заново. Надеемся, что при принятии поданных с нашей стороны жалоб Суд будет руководствоваться нормами права и судебной практикой, а не политическими предпочтениями.

Расскажите каким штатом располагает "Справедливая помощь", кто оказывает ей правовую поддержку, логистскую?

В работе «Справедливой защиты» участвуют обычные граждане, основной упор делается на наличии навыков в области права, криминалистики, умении общаться с людьми. К примеру, есть доктор юридических наук, криминалист, судебный эксперт высшей категории, автор более 150 научных публикаций. Также в нашей работе активно участвуют некоторые представители адвокатского сообщества.

А как осуществляется логистика? Условно, как переправить пакет документов по маршруту «Донецк – Страсбург»?

В условиях блокады Донбасса со стороны Украины нам остается лишь один путь почтового сообщения – через Россию. К слову, хочется выразить огромную благодарность людям, оказывающим нам поддержку в отправке материалов.

Спасибо.