Донецк, 23 июл — ДАН. Инженерные специальности уже несколько лет пользуются высоким спросом, вот только не среди абитуриентов, а на рынке труда. Стране необходимы специалисты в технической отрасли, для этого в профильных вузах увеличивают число бюджетных мест, предлагают хорошие стипендии, всеми силами заманивая студентов. Почему молодых «технарей» с каждым годом становиться все меньше, aif.ru объяснили эксперты.
В 2023-2024 учебном году российские школы выпустили около 635 тыс. одиннадцатиклассников, а государственные вузы по программам бакалавриата и специалитета выделили более 428 тыс. бюджетных мест. Почти 50 тыс. — айтишникам, еще 27 тыс. — специалистам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, более 20 тыс. — специалистам машиностроения и инженерам. Несмотря на такой объем, эксперты сомневаются, что инженерные специальности будут заполнены и главной причиной своих пессимистических прогнозов называют изучение сложных технических дисциплин.
К слову, для того чтобы поступить на инженерную специальность, абитуриент должен сдать русский язык, математику, физику/информатику. По словам завкафедрой строительства Забайкальского госуниверситета кандидата технических наук Марины Мершеевой, не все абитуриенты готовы выбрать вузы в качестве следующего учебного места, примерно треть выпускников за местные колледжи, еще треть — покидают регион.
«Для поступления на инженерные специальности нужно сдать профильную математику. Около 16% выпускников не проходят минимальный порог, то есть не сдают экзамен. Примерно это 1,4 тысячи человек в прошлом году. Если мы вычтем 30% уезжающих из края, то получим около тысячи школьников, которые у нас будут поступать. Только в ЗабГУ было в прошлом году 541 место, где нужна профильная математика», — отметила представитель вуза.
Ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, доктор физ.-мат. наук, профессор Александр Иванов напротив считает, что проблема «недобора» студентов появилась из-за слишком легких экзаменов, которые повышают статистику среднего балла, но заставляет вузы уменьшать нижнюю черту проходного балла.
«Нам говорят, что средний балл ЕГЭ по математике вырос, стобалльников стало больше. Физику сдали замечательно. Теперь мол точно не будет никаких проблем с инженерным набором. Но баллы выросли, потому что экзамены стали проще, а по математике еще и изменили шкалу пересчета тестовых баллов в итоговые. Но контингент-то от этого не увеличился», — поделился Иванов.
По словам профессора, некоторые вузы и вовсе выбрали тактику «берем всех» — так, в стремлении заполнить свободные места на учебу принимались абитуриенты, которые даже не сдавали ЕГЭ по «царице наук».
«В прошлом году применялась такая система — например, абитуриент сдал русский, обществознание, историю или иностранный язык, чтобы поступить на юриста. Ему говорят так: мы тебя зачислим на юриста, но с условием, что ты потом напишешь заявление о переводе на инженера, а иначе мы тебя отчислим сразу. Человек поступает на платную гуманитарную специальность, но у него денег нет, чтобы платить, а переводить со специальности на специальность можно. И вот этого условного юриста, который математику вообще не учил, базовый вариант написал, начинают обучать на инженера. Все равно кого брать, лишь бы место занять», — сетует Иванов.
Такие студенты, по словам профессора, не имеют шанса вытянуть сложную учебную программу технической специальности, ведь их зачислили с минимальными проходными баллами. Однако, это палка в двух концах — исследования показывают, что даже студенты, поступившие с максимальными баллами по ЕГЭ, не становятся лучшими на потоке через 4 года.
«Если в группе вдруг оказываются 2-3 подготовленных абитуриента, то это головная боль для преподавателей, которые тоже адаптировались и не напрягаются. Главное — отчислять нельзя. Отчислишь — финансирование потеряешь. Вот и имитируют подготовку инженеров», — добавляет педагог.
Чтобы повысить привлекательность инженерной профессии, некоторые вузы и регионы даже стали предлагать премии абитуриентам, которые хорошо себя показали на олимпиадах и получили высшие баллы на ЕГЭ. Однако такие меры не помогут комплексно повлиять на картину. Выход — модернизация школьного образования.
«Начинать нужно с восстановления полноценного школьного образования, когда всех и как следует учат математике, физике и другим предметам, а не делят на профили, отрезая для части детей, поступивших в гуманитарный класс, возможность пойти на техническую специальность. После профилизации уже с 7 класса школьники сосредоточиваются только на избранных предметах, не растрачивая усилия на „второстепенные и ненужные“. Которыми часто оказываются как раз физика и математика, необходимые будущим инженерам», — уверен профессор из Кареллии.