Фото: Донецкое агентство новостей

Высокопреосвященный Владимир (в миру — Михаил Самохин), митрополит Донецкий и Мариупольский, в начале ноября совершил свое первое богослужение в Донецке. Божественная литургия совершалась в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в сослужении викарных архиереев и духовенства епархии и при большом стечении народа. Новый правящий архиерей сменил митрополита Илариона, ушедшего на покой по состоянию здоровья. Владыка Владимир прибыл в Донбасс из Приморья. В эксклюзивном интервью Донецкому агентству новостей он рассказал о заповедях Христа Спасителя, важности единения Церкви с народом, молитвах за Русь, сохранении веры и социальной миссии.

Ваше Высокопреосвященство, благодарим за возможность лично познакомиться с Вами и за решимость возглавить нашу епархию в столь непростой период. Вы прибыли в регион совсем недавно. Расскажите о первых впечатлениях в Донбассе.

Первые впечатления положительные. Прекрасные люди, жизнелюбивые, глубоко верующие. Очень понравились Спасо-Преображенский кафедральный собор, добротное епархиальное управление, замечательно благоукрашенные храмы.

Здесь я не могу не помянуть добрым словом и не выразить благодарности своему предшественнику митрополиту Илариону, под руководством которого происходило созидание церковной жизни в регионе в минувшие годы. Несомненно, в том, что я уже успел увидеть и оценить, есть его немалая заслуга, хотя, конечно, трудам совершающих свое служение в Донбассе викарных архиереев, множества клириков, монашествующих, церковных тружеников и всего народа Божия также нельзя не воздать должное.

Священников достаточно много — скажу честно, не избалован этим, поскольку на прежних местах служения в Западной Сибири и на Дальнем Востоке, в силу отдаленности тех регионов, часто ощущался как раз недостаток духовенства. Всё это меня, конечно, обрадовало, вселило большую надежду, что трудиться будем активно и все вместе.

Перед приездом я, разумеется, изучал информацию о Донбассе, общался с людьми, кто здесь бывал, кто в курсе происходящих событий, как складывается церковная жизнь в регионе. Но увиденное меня воодушевило.

С легким сердцем я ступил на Донецкую землю. Сейчас надо, попросив благословения и помощи у Господа, засучить рукава и трудиться. Фронт работ большой, но настрой — добрый, рабочий.

Сам Донецк тоже произвел очень приятное впечатление. «Город миллиона роз» — так, помню с детства, называли его. Действительно количество зелени в городе просто поражает: столько парков, больших скверов, ярких цветочных клумб! Прекрасный город, который, несмотря на все страдания, сохраняет такую замечательную эстетику.

Убежден, что со временем мы полностью восстановим и город, и весь Донецкий край, сделаем их еще более привлекательными, где будет приятно жить, работать, растить детей. Надо только набраться терпения, хранить единство и мужество — так, все вместе, мы сможем скорее освободить наши земли и вернуть Донецкому краю красоту и спокойствие мирной жизни.

Вы долгое время служили на Дальнем Востоке, до этого — в Центральной России. Успели ли Вы уже сравнить уклад, особенности церковной и приходской жизни в Донбассе с другими регионами России? В чем Вы видите эти различия?

Различия, разумеется, есть. Спецификой восточносибирских и дальневосточных регионов было то, что в XX веке там были разрушены практически все храмы. Советская власть уничтожала веру и Церковь «под корень». Удалённость от центра, малонаселённость, труднодоступность и непростые климатические условия — всё это, конечно, было дополнительными факторами, усложняющими восстановление и развитие церковной жизни. Донецкий край порадовал меня множеством православных святынь, тем, как много благолепных храмов в регионе, как глубоко люди переживают веру. Эта вера действительно выстрадана, закалена в терпении скорбей, прошла через горнило тяжких испытаний. Крепкая вера людей — поистине бесценное сокровище Донбасса. Православный Донбасс, несмотря на все ужасы войны, милостью Божией сохранил сам себя.

Когда-то Святейший Патриарх, посещая Донецкую епархию, сказал, что в Донбассе умеют не только трудиться, но и молиться. Это действительно так. Мы будем поддерживать благочестивые традиции, которые здесь давно. Например, в Спасо-Преображенском соборе, центральном храме города, духовенство церковного округа — благочиния — собирается и каждую неделю в определенные дни совершает молебны с чтением акафиста. Это такая местная традиция, и я, совершая Божественную литургию как раз по окончании этого акафиста, отметил, что в храме молились свыше двух десятков священников и немало верующих. Для людей это важно. Значит, будем всячески поддерживать.

Задача Церкви — свидетельствовать о Христе, направлять людей ко спасению, соединять их с Богом. Будем обязательно сохранять все то доброе, что есть в церковной жизни Донбасса, возможно, дополняя его чем-то новым и важным, развивая духовный потенциал края.

На меня произвело очень сильное впечатление то, что многие священники, несмотря на разрушения и значительные повреждения в их храмах, не оставляют о них попечения, заботятся о прихожанах, общаются с людьми, духовно их поддерживают. Община сохраняется — вот что самое главное. Как гласит народная поговорка, Церковь не в бревнах, а в ребрах. Да, не всегда есть возможность совершать богослужения в нынешних условиях военных действий, так как многие храмы разрушены и закрыты. Но, если сохраняется община верующих, восстановление святыни впоследствии обязательно произойдет. Будем надеяться, что все разрушенные храмы будут воссозданы в своей былой красоте и церковная жизнь войдет в нормальное русло.

А сколько за время конфликта в Донбассе разрушено храмов, ведется ли восстановление и какими темпами? Есть ли среди святынь безвозвратные потери?

До приезда в Донбасс я нес свое служение на Дальнем Востоке, будучи митрополитом Владивостокским и Приморским, на другом конце страны. Но, направляясь сюда, конечно же, понимал, какие события здесь происходили и происходят. Они, в общем-то, на виду и на слуху были все эти годы у всей нашей страны, у каждого человека, неравнодушного к жизни своего народа. Сейчас нам нужно выяснить общий масштаб разрушений. Поэтому в ближайшее время проведем всесторонний мониторинг и сфокусируем внимание на тех храмах, монастырях, которые уже можно восстанавливать.

Пока невозможно оценить ущерб в полной мере, потому что некоторые храмы находятся в зоне боевых действий — к ним пока физически нет доступа. То же самое и с монастырями. Сейчас начнем с малого, с безопасных зон, где нет прилетов, где можно спокойно заниматься восстановлением. Будем пока делать то, что можем. А потом жизнь сама подскажет.

Очень часто сами жители обращаются в том числе к светской власти с просьбой о том, чтобы среди тех объектов, которые должны быть восстановлены, в первую очередь, был православный храм. Конечно же, этот фактор тоже будем учитывать. Там, где люди нуждаются в храме, в ответ на их просьбы будет направляться помощь.

Как Вы представляете современную социальную миссию Церкви в Донбассе. Есть ли уже какие-то принципиальные планы развития деятельности епархии в этом направлении?

Социальная работа — одно из ключевых направлений служения Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл многократно подчеркивал его приоритетность для развития епархиальной деятельности. В Донбассе же социальное измерение церковной миссии — это не просто веление сердца и реализация благородных порывов души, но и прямая, насущная необходимость, важнейшая составляющая ежедневной церковной работы. Священнослужители и миряне Донецкой епархии заботятся о тех, кто пострадал от боевых действий, кто лишился крова, утратил имущество, кому требуется помощь в восстановлении документов. Развозим нуждающимся тёплую одежду, продукты, питьевую воду, медикаменты, предметы быта и личной гигиены. Слава Богу, нас поддерживают другие епархии: поступают гуманитарные грузы, приезжают православные добровольцы из других регионов страны, помогая восстанавливать жилье и делать ремонты в квартирах, ухаживая за ранеными, за пожилыми и немощными людьми. Большая благодарность Богу, что люди откликаются на нашу беду и помогают чем могут.

Мы, как христиане, должны протягивать руку помощи друг другу. Это наш святой долг. Так мы исполняем заповедь Христа Спасителя о любви к ближним. «Как вы сделали это одному из братьев Моих, то сделали Мне», — свидетельствует Господь Иисус (Мф. 25, 40). Следуя этому Божественному призыву, Донецкая епархия организует различные проекты, направленные на заботу о нуждающихся. Данное направление мы будем развивать и в дальнейшем всеми силами.

Донецкая епархия с 2014 по 2022 годы была условно разделена линией фронта, что наверняка сказывалось на настроениях паствы и накладывало определенные трудности на организационные процессы. Сейчас ситуация на карте противостояния меняется в корне, а ощущается ли единение народа?

Фото: Донецкое агентство новостей

Единение народа Донбасса — безусловно, наша общая задача. Дай Бог, чтобы возвращение всех земель произошло скорее и приблизило нашу победу. Но, конечно, вы правы: помимо территориального воссоединения важно и внутреннее единство, духовно-культурное единение. Без этого достичь успехов невозможно.

Церковь горячо молится об этом все эти годы. Когда мы возносим на Божественной литургии молитву о Святой Руси, читаемую по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, это и есть просьба ко Господу об укреплении единства нашего народа, разрушить которое пытаются внешние силы и все те, кто на эти силы работает. Мы верим и надеемся, что Господь нам обязательно поможет и дарует необоримую победу, если только мы сами останемся верны Ему. А чем показывается и доказывается эта верность? Прежде всего — исполнением евангельских заповедей и хранением канонического порядка Церкви.

Если у людей, при всей разности характеров, будет в знаменателе именно это — желание творить добро, достойно послужить Богу и принести пользу своему народу, если будет стремление во всех трудных обстоятельствах жизни хранить веру и оставаться прежде всего человеком, то общественное единство обязательно будет. При этом не просто декларируемое на словах, но настоящее, деятельное, созидательное.

Церковь для этого делает всё необходимое: наши священники несут пастырское служение, оказывают людям духовную поддержку, проповедуют слово Божие. Церковная жизнь в Донецкой епархии продолжается. Слово о Христе не умолкает и не заглушается даже грохотом канонады.

В сфере культуры, образования и просвещения в Донбассе после воссоединения с Россией идут масштабные интеграционные процессы: внедрение общероссийских стандартов, интенсивный культурный обмен. Каким Вы видите возможное участие епархии в этой масштабной просветительской работе?

Все названные Вами направления находятся и в поле особого внимания Церкви. Духовное просвещение и образование тесно связаны с молодежной работой. Думаю, что это очень перспективная область взаимного сотрудничества светской власти Республики и Донецкой епархии. Во многих российских регионах уже давно успешно осуществляются совместные церковно-государственные проекты в сфере образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Вспомним хотя бы преподавание Основ православной культуры в школах. Полагаю, нам есть о чем пообщаться на эту тему с представителями Министерства образования Донецкой Народной Республики. Можно также вспомнить просветительские занятия «Разговоры о важном», которые призваны сформировать патриотический настрой у молодых людей и помочь им лучше узнать духовную культуру и нравственные устои народа.

Вообще замечательно, что работа с молодежью — это сфера, которой сегодня и руководство региона, и федеральный центр уделяют большое внимание. Для Церкви же развитие молодежного служения также в приоритете, поскольку это вклад в укрепление нравственных основ в жизни общества, передача традиции и опыта от поколения к поколению, а значит — вклад каждого из нас в будущее народа.

Не менее важна и миссионерская деятельность. Люди, которые опалены огнем войны, не всегда могут найти дорогу к храму, не всегда могут обрести внутреннее спокойствие. Сегодня много говорят о большой востребованности психологической помощи людям. Послание Церкви о спасении обращено к каждому человеку. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — говорит Христос в Евангелии (Ин. 7, 37). И кто будет пить воду сию — свидетельствует Церковь — не будет жаждать вовек (Ин. 4, 14). Поэтому наша забота, забота Церкви направлена на то, чтобы человек обрел настоящий душевный мир, который не смогут ни отнять, ни одолеть никакие трудности и скорби.

Развитие этих направлений служения будет происходить при поддержке общецерковных структур, Синодальных отделов, которые здесь, в Донбассе, разворачивают активную деятельность и участвуют в реализации социальных и других проектов многие годы.

Ко мне обращаются председатели Синодальных отделов и предлагают свою помощь, говорят, что они здесь неоднократно бывали и выстраивали взаимоотношения с епархией. Я очень признателен им за такую поддержку и надеюсь, что это конструктивное сотрудничество будет продолжаться. Мы открыты и готовы к взаимодействию как с Синодальными структурами нашей Церкви, которые располагаются в Москве, так и с другими епархиями. Как Вы знаете, сюда регулярно направляются волонтерские и даже паломнические группы. Вот в ближайшее время представители одной из епархий во главе с правящим архиереем должны побывать у нас в Донецке. Будем общаться, находить точки соприкосновения, выстраивать мостики с другими регионами.

Недавно Русская Православная Церковь выступила с программой привлечения волонтеров для ремонта жилья в освобожденной Авдеевке, а еще раньше — в Мариуполе. Предполагаете ли Вы реализовывать схожие проекты на уровне епархии? Может быть, они уже ведутся?

Фото: Официальный сайт ДНР

Мы готовы предоставить, что называется, «фронт работ» для объединений мирян, если они будут появляться. Если будут находиться добровольцы, то, конечно же, мы будем только рады. У нас огромный фронт работ: разрушены храмы, монастыри. Я недавно с Главой Республики Денисом Владимировичем Пушилиным посещал храм Архангела Михаила в Авдеевке, — и это пример того, как всем миром люди вовлекаются, чтобы восстановить этот пострадавший в ходе боестолкновений храм. Сейчас он активно восстанавливается, и здесь вовлечены все: и светская власть, и церковные структуры, и добровольцы, и те люди, которые имеют возможность как-то поучаствовать. Это наше общее дело, будем рады любой помощи, если наши православные верующие будут как-то объединяться и будут мотивированы на волонтерскую помощь, будем только приветствовать, поддерживать и вдохновлять. Вместе будем трудиться — нам есть, что сделать.

Не секрет, что сегодня Донецкая Народная Республика взаимодействует с 27 регионами, которые вовлечены в восстановление и налаживание инфраструктуры в регионе. Слава Богу, мы здесь не одиноки.

Действительно, сюда сейчас направляется огромное количество специалистов практически во всех сферах светской жизни — это и строители, и врачи, и военные, и люди других профессий. А есть ли подобное движение в Церкви: стремятся ли сюда священнослужители из других регионов? И есть ли в этом потребность у Донецкой епархии?

Сейчас не готов сказать точно о потребности, потому что часть епархии все еще находится за линией боестолкновения и многие священники утратили свои храмы, не могут там совершать богослужения — соответственно, они должны были перейти в другие храмы. Здесь еще предстоит разбираться, где какая потребность. Но одно могу сказать точно: священники, желающие служить в Донбассе, есть. Вместе со мной сюда приехали два священника, несколько мирян, одна монахиня, ну и из других епархий обращения есть. То есть люди не боятся всего того, что здесь произошло и происходит, не боятся особых условий, связанных с военной ситуацией. Поэтому надеюсь, что желающие послужить на Донецкой земле, будут приезжать и нести здесь свое церковное служение.

Существует ли, на Ваш взгляд, разница в «религиозном менталитете» жителей разных регионов России?

Как я уже говорил ранее, в разных регионах России по-разному складывалась церковная жизнь в советский период. 70 лет истории — это немало. За это время можно существенно повлиять на религиозное сознание людей. Где-то гонения были ожесточенными, и советская власть старалась полностью искоренить всякие проявления религиозности. Так, например, происходило на Дальнем Востоке, на Русском Севере, в Восточной Сибири. Вместе с тем, есть центральные регионы России, где сохранилось больше храмов, многочисленнее было духовенство и, соответственно, больше было и верующих людей. Поэтому в зависимости от того, как церковная жизнь протекала в советский период, наверное, зависит и то, как верующие себя ощущают сейчас.

Видя множество храмов в Донецкой епархии, видя множество людей, которые приходят на богослужения, могу сказать, что вера остается крепкой в сердцах жителей Донецкой земли. Их веру не смогли поколебать ни годы советского безбожия, ни лихолетье нынешнего военного конфликта. Люди веру сохранили. Слава Богу за это!

Как строится взаимодействие с фронтовыми священниками? Каким образом они попадают в войска? Занимается ли этим местная епархия?

Фото: Донецкое агентство новостей

В Вооруженных Силах России существуют в воинских подразделениях должности помощников командира части по работе с верующими военнослужащими, и в большинстве своем эти должности занимают священники, которые служат в непосредственной близости от этих воинских соединений. Они официально оформляются по согласованию с командованием, по представлению правящего архиерея на эту должность и несут свое служение. И эти же священники отправляются в командировку, как правило, прибывают в зону боевых действий, поддерживают наших военных, исповедуют их, причащают, крестят желающих, если кто-то не крещен.

Бывает и так, что священники, не занимающие штатную должность в войсковой части, добровольно испрашивают благословение у правящего архиерея на командировку в зону боевых действий. Еще есть и такой вариант, что священники вместе с представителями каких-то общественных объединений или с представителями местных органов власти отправляются в прифронтовую зону на одну-две недели или на месяц, привозят гуманитарную помощь и оказывают духовную поддержку бойцам. Пока сложно говорить о вовлечении сюда местного духовенства, но этот вопрос будет обсуждаться и, думаю, какое-то решение будет найдено.

Пожалуйста, расскажите немного о своем духовном пути. После школы Вы поступили в Рязанское православное духовное училище. Что Вас подтолкнуло в юном возрасте именно к такому выбору?

Поступлению в духовное училище предшествовал период моего активного воцерковления, когда я стал посещать в 12-летнем возрасте храм, действовавший в моем родном городе — Скопине. До этого участвовал в возрождении одного из разрушенных храмов. В действовавшем храме познакомился со священнослужителями и с верующими людьми. Стал постепенно воцерковляться, ну и, можно сказать, что начал ощущать некое призвание к церковному служению. Поэтому, получив благословение у правящего архиерея Рязанской епархии, ныне покойного владыки Симона, я поступил в духовное училище сразу после школы. Мне еще не было 16 лет. С тех самых пор моя жизнь неразрывно связана с Церковью. Это было осознанное решение — меня никто не подталкивал, я сам пришел к пониманию того, что хотел бы всю свою дальнейшую жизнь посвятить служению Богу и Его Церкви.

Владыка, помимо духовного образования, у Вас есть светская квалификация в сфере государственного и муниципального управления. Как Вы оцениваете масштабы предстоящей Вам организационной, управленческой работы в епархии?

Масштабы весьма существенные. Донецкая епархия — достаточно большая, если не по площади, в сравнении с регионами Дальнего Востока, то уж точно по количеству приходов и по штату духовенства. Задачи также очень значительные. Развитие полноценной церковной жизни в регионе, на территории которого все еще ведутся активные боевые действия, где огромное число разрушенных святынь, — задача не из легких. Но чем труднее задача, тем крепче и упование на Господа, ибо невозможное человекам возможно Богу, как сказано в Евангелии (Лк. 18, 27). Однако важно подчеркнуть, что Господь отвечает на наши реальные усилия.

Необходимо потрудиться всем — не только правящему архиерею, но и священнослужителям, и монашествующим, и мирянам. Надеюсь, в совместных трудах, в совместной молитве мы все станем добрыми соработниками и привлечем на наши начинания благословение Божие и Его щедрую помощь в деле восстановления и развития церковной жизни в Донбассе.