Высокопреосвященный Владимир (в миру — Михаил Самохин), митрополит Донецкий и Мариупольский, в начале ноября совершил свое первое богослужение в Донецке. Божественная литургия совершалась в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в сослужении викарных архиереев и духовенства епархии и при большом стечении народа. Новый правящий архиерей сменил митрополита Илариона, ушедшего на покой по состоянию здоровья. Владыка Владимир прибыл в Донбасс из Приморья. В эксклюзивном интервью Донецкому агентству новостей он рассказал о заповедях Христа Спасителя, важности единения Церкви с народом, молитвах за Русь, сохранении веры и социальной миссии.
Ваше Высокопреосвященство, благодарим за возможность лично познакомиться с Вами и за решимость возглавить нашу епархию в столь непростой период. Вы прибыли в регион совсем недавно. Расскажите о первых впечатлениях в Донбассе.
Первые впечатления положительные. Прекрасные люди, жизнелюбивые, глубоко верующие. Очень понравились Спасо-Преображенский кафедральный собор, добротное епархиальное управление, замечательно благоукрашенные храмы.
Здесь я не могу не помянуть добрым словом и не выразить благодарности своему предшественнику митрополиту Илариону, под руководством которого происходило созидание церковной жизни в регионе в минувшие годы. Несомненно, в том, что я уже успел увидеть и оценить, есть его немалая заслуга, хотя, конечно, трудам совершающих свое служение в Донбассе викарных архиереев, множества клириков, монашествующих, церковных тружеников и всего народа Божия также нельзя не воздать должное.
Священников достаточно много — скажу честно, не избалован этим, поскольку на прежних местах служения в Западной Сибири и на Дальнем Востоке, в силу отдаленности тех регионов, часто ощущался как раз недостаток духовенства. Всё это меня, конечно, обрадовало, вселило большую надежду, что трудиться будем активно и все вместе.
Перед приездом я, разумеется, изучал информацию о Донбассе, общался с людьми, кто здесь бывал, кто в курсе происходящих событий, как складывается церковная жизнь в регионе. Но увиденное меня воодушевило.
С легким сердцем я ступил на Донецкую землю. Сейчас надо, попросив благословения и помощи у Господа, засучить рукава и трудиться. Фронт работ большой, но настрой — добрый, рабочий.
Сам Донецк тоже произвел очень приятное впечатление. «Город миллиона роз» — так, помню с детства, называли его. Действительно количество зелени в городе просто поражает: столько парков, больших скверов, ярких цветочных клумб! Прекрасный город, который, несмотря на все страдания, сохраняет такую замечательную эстетику.
Убежден, что со временем мы полностью восстановим и город, и весь Донецкий край, сделаем их еще более привлекательными, где будет приятно жить, работать, растить детей. Надо только набраться терпения, хранить единство и мужество — так, все вместе, мы сможем скорее освободить наши земли и вернуть Донецкому краю красоту и спокойствие мирной жизни.
Вы долгое время служили на Дальнем Востоке, до этого — в Центральной России. Успели ли Вы уже сравнить уклад, особенности церковной и приходской жизни в Донбассе с другими регионами России? В чем Вы видите эти различия?
Различия, разумеется, есть. Спецификой восточносибирских и дальневосточных регионов было то, что в XX веке там были разрушены практически все храмы. Советская власть уничтожала веру и Церковь «под корень». Удалённость от центра, малонаселённость, труднодоступность и непростые климатические условия — всё это, конечно, было дополнительными факторами, усложняющими восстановление и развитие церковной жизни. Донецкий край порадовал меня множеством православных святынь, тем, как много благолепных храмов в регионе, как глубоко люди переживают веру. Эта вера действительно выстрадана, закалена в терпении скорбей, прошла через горнило тяжких испытаний. Крепкая вера людей — поистине бесценное сокровище Донбасса. Православный Донбасс, несмотря на все ужасы войны, милостью Божией сохранил сам себя.
Когда-то Святейший Патриарх, посещая Донецкую епархию, сказал, что в Донбассе умеют не только трудиться, но и молиться. Это действительно так. Мы будем поддерживать благочестивые традиции, которые здесь давно. Например, в Спасо-Преображенском соборе, центральном храме города, духовенство церковного округа — благочиния — собирается и каждую неделю в определенные дни совершает молебны с чтением акафиста. Это такая местная традиция, и я, совершая Божественную литургию как раз по окончании этого акафиста, отметил, что в храме молились свыше двух десятков священников и немало верующих. Для людей это важно. Значит, будем всячески поддерживать.
Задача Церкви — свидетельствовать о Христе, направлять людей ко спасению, соединять их с Богом. Будем обязательно сохранять все то доброе, что есть в церковной жизни Донбасса, возможно, дополняя его чем-то новым и важным, развивая духовный потенциал края.
На меня произвело очень сильное впечатление то, что многие священники, несмотря на разрушения и значительные повреждения в их храмах, не оставляют о них попечения, заботятся о прихожанах, общаются с людьми, духовно их поддерживают. Община сохраняется — вот что самое главное. Как гласит народная поговорка, Церковь не в бревнах, а в ребрах. Да, не всегда есть возможность совершать богослужения в нынешних условиях военных действий, так как многие храмы разрушены и закрыты. Но, если сохраняется община верующих, восстановление святыни впоследствии обязательно произойдет. Будем надеяться, что все разрушенные храмы будут воссозданы в своей былой красоте и церковная жизнь войдет в нормальное русло.
А сколько за время конфликта в Донбассе разрушено храмов, ведется ли восстановление и какими темпами? Есть ли среди святынь безвозвратные потери?
До приезда в Донбасс я нес свое служение на Дальнем Востоке, будучи митрополитом Владивостокским и Приморским, на другом конце страны. Но, направляясь сюда, конечно же, понимал, какие события здесь происходили и происходят. Они, в общем-то, на виду и на слуху были все эти годы у всей нашей страны, у каждого человека, неравнодушного к жизни своего народа. Сейчас нам нужно выяснить общий масштаб разрушений. Поэтому в ближайшее время проведем всесторонний мониторинг и сфокусируем внимание на тех храмах, монастырях, которые уже можно восстанавливать.
Пока невозможно оценить ущерб в полной мере, потому что некоторые храмы находятся в зоне боевых действий — к ним пока физически нет доступа. То же самое и с монастырями. Сейчас начнем с малого, с безопасных зон, где нет прилетов, где можно спокойно заниматься восстановлением. Будем пока делать то, что можем. А потом жизнь сама подскажет.
Очень часто сами жители обращаются в том числе к светской власти с просьбой о том, чтобы среди тех объектов, которые должны быть восстановлены, в первую очередь, был православный храм. Конечно же, этот фактор тоже будем учитывать. Там, где люди нуждаются в храме, в ответ на их просьбы будет направляться помощь.
Как Вы представляете современную социальную миссию Церкви в Донбассе. Есть ли уже какие-то принципиальные планы развития деятельности епархии в этом направлении?
Социальная работа — одно из ключевых направлений служения Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл многократно подчеркивал его приоритетность для развития епархиальной деятельности. В Донбассе же социальное измерение церковной миссии — это не просто веление сердца и реализация благородных порывов души, но и прямая, насущная необходимость, важнейшая составляющая ежедневной церковной работы. Священнослужители и миряне Донецкой епархии заботятся о тех, кто пострадал от боевых действий, кто лишился крова, утратил имущество, кому требуется помощь в восстановлении документов. Развозим нуждающимся тёплую одежду, продукты, питьевую воду, медикаменты, предметы быта и личной гигиены. Слава Богу, нас поддерживают другие епархии: поступают гуманитарные грузы, приезжают православные добровольцы из других регионов страны, помогая восстанавливать жилье и делать ремонты в квартирах, ухаживая за ранеными, за пожилыми и немощными людьми. Большая благодарность Богу, что люди откликаются на нашу беду и помогают чем могут.
Мы, как христиане, должны протягивать руку помощи друг другу. Это наш святой долг. Так мы исполняем заповедь Христа Спасителя о любви к ближним. «Как вы сделали это одному из братьев Моих, то сделали Мне», — свидетельствует Господь Иисус (Мф. 25, 40). Следуя этому Божественному призыву, Донецкая епархия организует различные проекты, направленные на заботу о нуждающихся. Данное направление мы будем развивать и в дальнейшем всеми силами.
Донецкая епархия с 2014 по 2022 годы была условно разделена линией фронта, что наверняка сказывалось на настроениях паствы и накладывало определенные трудности на организационные процессы. Сейчас ситуация на карте противостояния меняется в корне, а ощущается ли единение народа?
Единение народа Донбасса — безусловно, наша общая задача. Дай Бог, чтобы возвращение всех земель произошло скорее и приблизило нашу победу. Но, конечно, вы правы: помимо территориального воссоединения важно и внутреннее единство, духовно-культурное единение. Без этого достичь успехов невозможно.
Церковь горячо молится об этом все эти годы. Когда мы возносим на Божественной литургии молитву о Святой Руси, читаемую по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, это и есть просьба ко Господу об укреплении единства нашего народа, разрушить которое пытаются внешние силы и все те, кто на эти силы работает. Мы верим и надеемся, что Господь нам обязательно поможет и дарует необоримую победу, если только мы сами останемся верны Ему. А чем показывается и доказывается эта верность? Прежде всего — исполнением евангельских заповедей и хранением канонического порядка Церкви.
Если у людей, при всей разности характеров, будет в знаменателе именно это — желание творить добро, достойно послужить Богу и принести пользу своему народу, если будет стремление во всех трудных обстоятельствах жизни хранить веру и оставаться прежде всего человеком, то общественное единство обязательно будет. При этом не просто декларируемое на словах, но настоящее, деятельное, созидательное.
Церковь для этого делает всё необходимое: наши священники несут пастырское служение, оказывают людям духовную поддержку, проповедуют слово Божие. Церковная жизнь в Донецкой епархии продолжается. Слово о Христе не умолкает и не заглушается даже грохотом канонады.
В сфере культуры, образования и просвещения в Донбассе после воссоединения с Россией идут масштабные интеграционные процессы: внедрение общероссийских стандартов, интенсивный культурный обмен. Каким Вы видите возможное участие епархии в этой масштабной просветительской работе?
Все названные Вами направления находятся и в поле особого внимания Церкви. Духовное просвещение и образование тесно связаны с молодежной работой. Думаю, что это очень перспективная область взаимного сотрудничества светской власти Республики и Донецкой епархии. Во многих российских регионах уже давно успешно осуществляются совместные церковно-государственные проекты в сфере образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Вспомним хотя бы преподавание Основ православной культуры в школах. Полагаю, нам есть о чем пообщаться на эту тему с представителями Министерства образования Донецкой Народной Республики. Можно также вспомнить просветительские занятия «Разговоры о важном», которые призваны сформировать патриотический настрой у молодых людей и помочь им лучше узнать духовную культуру и нравственные устои народа.
Вообще замечательно, что работа с молодежью — это сфера, которой сегодня и руководство региона, и федеральный центр уделяют большое внимание. Для Церкви же развитие молодежного служения также в приоритете, поскольку это вклад в укрепление нравственных основ в жизни общества, передача традиции и опыта от поколения к поколению, а значит — вклад каждого из нас в будущее народа.
Не менее важна и миссионерская деятельность. Люди, которые опалены огнем войны, не всегда могут найти дорогу к храму, не всегда могут обрести внутреннее спокойствие. Сегодня много говорят о большой востребованности психологической помощи людям. Послание Церкви о спасении обращено к каждому человеку. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — говорит Христос в Евангелии (Ин. 7, 37). И кто будет пить воду сию — свидетельствует Церковь — не будет жаждать вовек (Ин. 4, 14). Поэтому наша забота, забота Церкви направлена на то, чтобы человек обрел настоящий душевный мир, который не смогут ни отнять, ни одолеть никакие трудности и скорби.
Развитие этих направлений служения будет происходить при поддержке общецерковных структур, Синодальных отделов, которые здесь, в Донбассе, разворачивают активную деятельность и участвуют в реализации социальных и других проектов многие годы.
Ко мне обращаются председатели Синодальных отделов и предлагают свою помощь, говорят, что они здесь неоднократно бывали и выстраивали взаимоотношения с епархией. Я очень признателен им за такую поддержку и надеюсь, что это конструктивное сотрудничество будет продолжаться. Мы открыты и готовы к взаимодействию как с Синодальными структурами нашей Церкви, которые располагаются в Москве, так и с другими епархиями. Как Вы знаете, сюда регулярно направляются волонтерские и даже паломнические группы. Вот в ближайшее время представители одной из епархий во главе с правящим архиереем должны побывать у нас в Донецке. Будем общаться, находить точки соприкосновения, выстраивать мостики с другими регионами.
Недавно Русская Православная Церковь выступила с программой привлечения волонтеров для ремонта жилья в освобожденной Авдеевке, а еще раньше — в Мариуполе. Предполагаете ли Вы реализовывать схожие проекты на уровне епархии? Может быть, они уже ведутся?
Мы готовы предоставить, что называется, «фронт работ» для объединений мирян, если они будут появляться. Если будут находиться добровольцы, то, конечно же, мы будем только рады. У нас огромный фронт работ: разрушены храмы, монастыри. Я недавно с Главой Республики Денисом Владимировичем Пушилиным посещал храм Архангела Михаила в Авдеевке, — и это пример того, как всем миром люди вовлекаются, чтобы восстановить этот пострадавший в ходе боестолкновений храм. Сейчас он активно восстанавливается, и здесь вовлечены все: и светская власть, и церковные структуры, и добровольцы, и те люди, которые имеют возможность как-то поучаствовать. Это наше общее дело, будем рады любой помощи, если наши православные верующие будут как-то объединяться и будут мотивированы на волонтерскую помощь, будем только приветствовать, поддерживать и вдохновлять. Вместе будем трудиться — нам есть, что сделать.
Не секрет, что сегодня Донецкая Народная Республика взаимодействует с 27 регионами, которые вовлечены в восстановление и налаживание инфраструктуры в регионе. Слава Богу, мы здесь не одиноки.
Действительно, сюда сейчас направляется огромное количество специалистов практически во всех сферах светской жизни — это и строители, и врачи, и военные, и люди других профессий. А есть ли подобное движение в Церкви: стремятся ли сюда священнослужители из других регионов? И есть ли в этом потребность у Донецкой епархии?
Сейчас не готов сказать точно о потребности, потому что часть епархии все еще находится за линией боестолкновения и многие священники утратили свои храмы, не могут там совершать богослужения — соответственно, они должны были перейти в другие храмы. Здесь еще предстоит разбираться, где какая потребность. Но одно могу сказать точно: священники, желающие служить в Донбассе, есть. Вместе со мной сюда приехали два священника, несколько мирян, одна монахиня, ну и из других епархий обращения есть. То есть люди не боятся всего того, что здесь произошло и происходит, не боятся особых условий, связанных с военной ситуацией. Поэтому надеюсь, что желающие послужить на Донецкой земле, будут приезжать и нести здесь свое церковное служение.
Существует ли, на Ваш взгляд, разница в «религиозном менталитете» жителей разных регионов России?
Как я уже говорил ранее, в разных регионах России по-разному складывалась церковная жизнь в советский период. 70 лет истории — это немало. За это время можно существенно повлиять на религиозное сознание людей. Где-то гонения были ожесточенными, и советская власть старалась полностью искоренить всякие проявления религиозности. Так, например, происходило на Дальнем Востоке, на Русском Севере, в Восточной Сибири. Вместе с тем, есть центральные регионы России, где сохранилось больше храмов, многочисленнее было духовенство и, соответственно, больше было и верующих людей. Поэтому в зависимости от того, как церковная жизнь протекала в советский период, наверное, зависит и то, как верующие себя ощущают сейчас.
Видя множество храмов в Донецкой епархии, видя множество людей, которые приходят на богослужения, могу сказать, что вера остается крепкой в сердцах жителей Донецкой земли. Их веру не смогли поколебать ни годы советского безбожия, ни лихолетье нынешнего военного конфликта. Люди веру сохранили. Слава Богу за это!
Как строится взаимодействие с фронтовыми священниками? Каким образом они попадают в войска? Занимается ли этим местная епархия?
В Вооруженных Силах России существуют в воинских подразделениях должности помощников командира части по работе с верующими военнослужащими, и в большинстве своем эти должности занимают священники, которые служат в непосредственной близости от этих воинских соединений. Они официально оформляются по согласованию с командованием, по представлению правящего архиерея на эту должность и несут свое служение. И эти же священники отправляются в командировку, как правило, прибывают в зону боевых действий, поддерживают наших военных, исповедуют их, причащают, крестят желающих, если кто-то не крещен.
Бывает и так, что священники, не занимающие штатную должность в войсковой части, добровольно испрашивают благословение у правящего архиерея на командировку в зону боевых действий. Еще есть и такой вариант, что священники вместе с представителями каких-то общественных объединений или с представителями местных органов власти отправляются в прифронтовую зону на одну-две недели или на месяц, привозят гуманитарную помощь и оказывают духовную поддержку бойцам. Пока сложно говорить о вовлечении сюда местного духовенства, но этот вопрос будет обсуждаться и, думаю, какое-то решение будет найдено.
Пожалуйста, расскажите немного о своем духовном пути. После школы Вы поступили в Рязанское православное духовное училище. Что Вас подтолкнуло в юном возрасте именно к такому выбору?
Поступлению в духовное училище предшествовал период моего активного воцерковления, когда я стал посещать в 12-летнем возрасте храм, действовавший в моем родном городе — Скопине. До этого участвовал в возрождении одного из разрушенных храмов. В действовавшем храме познакомился со священнослужителями и с верующими людьми. Стал постепенно воцерковляться, ну и, можно сказать, что начал ощущать некое призвание к церковному служению. Поэтому, получив благословение у правящего архиерея Рязанской епархии, ныне покойного владыки Симона, я поступил в духовное училище сразу после школы. Мне еще не было 16 лет. С тех самых пор моя жизнь неразрывно связана с Церковью. Это было осознанное решение — меня никто не подталкивал, я сам пришел к пониманию того, что хотел бы всю свою дальнейшую жизнь посвятить служению Богу и Его Церкви.
Владыка, помимо духовного образования, у Вас есть светская квалификация в сфере государственного и муниципального управления. Как Вы оцениваете масштабы предстоящей Вам организационной, управленческой работы в епархии?
Масштабы весьма существенные. Донецкая епархия — достаточно большая, если не по площади, в сравнении с регионами Дальнего Востока, то уж точно по количеству приходов и по штату духовенства. Задачи также очень значительные. Развитие полноценной церковной жизни в регионе, на территории которого все еще ведутся активные боевые действия, где огромное число разрушенных святынь, — задача не из легких. Но чем труднее задача, тем крепче и упование на Господа, ибо невозможное человекам возможно Богу, как сказано в Евангелии (Лк. 18, 27). Однако важно подчеркнуть, что Господь отвечает на наши реальные усилия.
Необходимо потрудиться всем — не только правящему архиерею, но и священнослужителям, и монашествующим, и мирянам. Надеюсь, в совместных трудах, в совместной молитве мы все станем добрыми соработниками и привлечем на наши начинания благословение Божие и Его щедрую помощь в деле восстановления и развития церковной жизни в Донбассе.