На 18 октября 2015 года в Донецкой Народной Республике запланировано проведение выборов глав органов местного самоуправления. Кандидаты будут бороться за посты руководителей тринадцати городских и четырех районных администраций. О том, как идет подготовка к волеизъявлению жителей ДНР, Донецкому агентству новостей рассказал глава Центральной избирательной комиссии Роман Лягин.
Роман Викторович, чем выборы 18 октября отличаются от тех, которые состоялись в прошлом году 2 ноября? В частности, с точки зрения организации.
Предыдущие выборы широко освещались в средствах массовой информации, как сейчас обстоит с этим дело?
Интерес со стороны СМИ - как местных, так и международных - меньше, так как выборы перестали быть сенсацией, но мы, без сомнения, ждем повышения интереса ближе ко дню голосования. Кроме того, мы ждем наблюдателей, которые засвидетельствуют правильность хода избирательной кампании.
Уже известно, кто будет в качестве наблюдателей?
На днях нами был опубликован порядок участия в качестве наблюдателя за процессом. Пока еще ни одной обработанной заявки, ни одного принятого вердикта по наблюдателям нет. Желающие, без сомнения, есть, потому что очень многие из субъектов, принимавших участие в процессе ранее, во время референдума, во время выборов 2 ноября, обращались с вопросом, но в частном порядке. Официальных обращений от международных институций и граждан еще не поступало. Был вопрос, на который мы ответили, опубликовав на сайте порядок формализации наблюдателей, и это наш ответ потенциальному заявителю. Официальных обращений к этой минуте не было.
Очевидно, что власти Республика стремятся к открытости в вопросах волеизъявлении жителей Донбасса. По сути, есть ли у выборов ДНР какие-то отличия от общепринятых норм?
Эти выборы от любого классического волеизъявления в любой точке мира не отличаются. Они соответствуют международным канонам, мы делаем выборы как по учебнику. Наш закон не выбивается из общего ряда, это обычный закон о местных выборах. Также обычна процедура принятия документов, а необходимый перечень документов, который мы требуем от кандидатов, абсолютно штатный.
Мы взяли для себя обязательство провести выборы всех уровней в Донецкой Народной Республике, и это очередной этап нашего труда. Мы, как ЦИК, как рабочая структура, работаем в одном составе с апреля прошлого года. Для нас это очередной шаг, это критически важно. Основная задача – это максимальная, предельная легитимизация, поэтому за малейшее нарушение мы будем снимать с избирательной кампании.
Ранее Вы заявили, что уже предполагается снять восемь кандидатур.
Восемь кандидатов не подали ни единой подписи до 18 часов 27 сентября. На ближайшем заседании Центральной избирательной комиссии с очень значительной долей вероятности они будут сняты с предвыборной гонки. Сейчас решение ни по одному субъекту не принято. Кандидатов, которых сняли с предвыборной гонки, на сегодня не существует, точно также как субъектов, зарегистрированных кандидатами на пост главы условного города либо района. Возможно, в ближайшее время будет первый результат по конкретным субъектам из 73 первоначальных пакетов.
Упомянутые восемь кандидатов тоже входят в число этих семидесяти трех?
Абсолютно верно. Они подали пакет документов, которые были предоставлены и подтверждены органами внутренних дел, то есть признаны достоверными. Эти люди получили возможность приступить к сбору подписей в свою поддержку, но ни одной подписи они не посчитали нужным сдать, поэтому, скорее всего, они не продолжат участие в избирательной кампании. Но это необходимо согласовать: ЦИК является органом коллегиальным, в который входят шесть человек, решение принимается большинством по каждому субъекту.
А сколько подписей собрали остальные кандидаты?
Для каждого населенного пункта есть свое минимальное – например, это три тысячи для Донецка и 280 для Ждановки - и максимальное количество необходимых нам подписей, потому что мы не готовы проверять больше, чем нужно. Мы не участвуем в соцсоревновании: нам важно получить нужное количество достоверных подписей.
По каждой подписи органам внутренних дел нужно проверить достоверность сведений. Это может занять слишком много времени. То есть три тысячи подписей нужно сличить по базе – фамилия, имя, отчество, адрес. Поэтому мы и не заявляли значительных цифр, нам рекорды не нужны - нам важно получить предельно прозрачный и понятный процесс.
На каком этапе сейчас процесс проверки?
Началась проверка подписных листов, и уже сейчас можно сказать, что выдвиженцы от общественных организаций более ответственно отнеслись к сбору подписей, чем самовыдвиженцы. У некоторых самовыдвиженцев имеются грубые ошибки при сборе и оформлении подписных листов. В частности, даты внесения подписей избирателями проставлены одним и тем же лицом. Много исправлений, не заверенных ни кандидатом, ни избирателем, много ошибок в данных самих кандидатов: кто-то неверно указал свою должность, кто-то - паспортные данные.
Также много ошибок в данных избирателей – не дописаны паспортные данные, адрес места жительства начинается с улицы, дату внесения подписи пишут не полностью. Часть подписей уже направлены в МВД ДНР на предмет достоверности, а также экспертам-почерковедам для проверки подлинности подписей избирателей. У ЦИК есть пять дней на процедуру проверки, то есть не позднее 2 октября круг участников избирательной гонки окончательно определится, если никто из кандидатов не захочет сойти с дистанции по собственному желанию.
Вы упомянули о самовыдвиженцах и кандидатах от общественных движений. Сколько кандидатов выдвинуто "Донецкой Республикой" и "Свободным Донбассом"?
От «Донецкой Республики» выдвинуто 17 кандидатов, «Свободный Донбасс» изъявил желание выдвинуть своих кандидатов по 11 административно-территориальных образованиям - кроме городов Докучаевск, Донецк, Ждановка, Кировское, Макеевка и Ясиноватая.
У "Донецкой Республики" проводились праймериз на местах, на место каждого кандидата было по несколько претендентов. Проигравшие имеют шанс продолжить борьбу?
Кандидат, который проиграл на промежуточном голосовании движения «Донецкая Республика», имеет возможность принимать участие в процессе как самовыдвиженец. Отличаться от кандидатов «ДР» он будет только отсутствием строчки: «выдвинут ОД «Донецкая Республика». В остальном - абсолютно те же нормы и правила.
Самовыдвиженцев, получается, 45 человек?
Да, это самовыдвиженцы. При этом подавляющее большинство кандидатов представляют то или иное объединение граждан, формализованное либо неформализованное, но на конференциях выдвинуты кандидаты только двух объединений граждан.
Если не считать неправильно оформленные или вообще не собранные кандидатами подписи, вы успели зафиксировать какие-то нарушения? Быть может, поступали обращения граждан по этому поводу?
Нет, пока нарушений мы не зафиксировали. Было одно обращение, но не по существу. Жители Новоазовского района требовали зарегистрировать в качестве кандидата человека, который не подал документы. Это была инициатива снизу: они поддерживают и уважают конкретного субъекта, который лично не изъявил желания участвовать в гонке, поэтому для нас он не является субъектом. Я не уверен, что эту жалобу стоит принимать на рассмотрение: мы не можем по ней принять адекватный вердикт. Поэтому пока никаких нарушений не выявлено, все абсолютно штатно и ровно.
В вопросе предвыборной агитации тоже? Кстати, требования к ней уже сформулированы? Например, сколько времени должна идти политическая реклама на телевидении, время в радиоэфирах, полосы в печатной продукции…
Мы делаем все поэтапно. Как только мы поймем количество кандидатов по каждому населенному пункту, когда мы поймем количество СМИ по каждому населенному пункту, то будет принято решение по каждому субъекту. Но сейчас об этом говорить рано, потому что мы не знаем точное количество субъектов.
А есть ли уже ясность с числом избирательных участков?
Она будет оптимальной. Мы обеспечим возможность проголосовать каждому избирателю, для нас это является абсолютным приоритетом. Явку на предстоящих выборах мы ожидаем значительную: большинство людей осознают всю важность процесса - мы занимаемся легитимизацией государственной власти, мы обретаем все больше и больше признаков самодостаточного государства, поэтому приход на избирательный участок является гражданским поступком.
Человек, придя на участок, выражает свою поддержку Донецкой Народной Республике. Так было и на референдуме, и на выборах Главы 2 ноября. Поэтому в этот раз мы также рассчитываем на значительную явку. Люди устали от перемен, они ждут стабильности, и у нас нет сомнений в том, что они придут и отдадут свой голос в поддержку того или иного кандидата. Наша задача - сделать так, чтобы каждый ощущал на себе: сегодня ему лучше живется, чем вчера, а завтра будет жить лучше, чем сегодня.
Хватит ли при наплыве избирателей бюллетеней, нужное число уже рассчитано?
У нас есть объективные цифры, которые предоставляются нам по каждому населенному пункту. Так как имеет место миграция, как внешняя, так и внутренняя, то мы не будем забегать вперед – мы определим количество бюллетеней по каждому населенному пункту ближе ко дню голосования. Как только нами будут определены кандидаты, мы вместе с формой бюллетеня определим и количество избирателей, отталкиваясь от сведений, предоставленных министерством внутренних дел, министерством труда и социальной политики и органами министерств по каждому населенному пункту. Мы должны отталкиваться от цифры реальной, а не мнимой.
Мы будем проводить голосование традиционно с восьми часов утра до восьми часов вечера, то есть оно продлится всего 12 часов. Но, так как у нас нет списков избирателей, то время обслуживания каждого избирателя займет больше времени, чем при наличии искомых списков, поэтому мы рискуем получить значительные очереди, как это было на референдуме и на выборах в прошлом году. Для того, чтобы обеспечить право проголосовать каждому, мы оставляем за собой право увеличить время работы того или иного избирательного участка.
Но если безопасности голосования будет что-то угрожать, на конкретной территории по конкретному адресу, мы также оставляем за собой право прекратить голосование, сократить время голосования либо перенести голосование на другой адрес. Здоровье и жизнь является для нас абсолютным приоритетом. Уже сегодня мобилизованы все сотрудники как министерств внутренних дел, госбезопасности и обороны – они осознают всю важность и ответственность и подходят очень старательно к выполнению своих обязанностей.
Когда голосование завершится, в течение какого времени от ЦИК можно ожидать результатов?
И хотелось бы в заключение еще раз вернуться к насущному вопросу безопасности. На каждом избирательном участке будет установлена охрана?
Абсолютно на каждом избирательном участке, а также все рабочие помещения Центральной избирательной комиссии сейчас находятся под усиленной охраной. Органы внутренних дел, органы государственной безопасности старательно проверяют все потенциальные адреса, которые будут иметь отношение к выборам, на наличие взрывчатых веществ и так далее. Адресов будущих избирательных участков у нас сейчас больше, чем будет задействовано в избирательной кампании. Мы это делаем умышленно, для того чтобы себя обезопасить и подстраховать.
Из нескольких сотен избирательных участков за короткое время, за день до голосования, мы выберем оптимальные по техническому состоянию и по близости территории. Первый критерий – это короткий радиус к крайнему избирателю, по самому дальнему адресу голосования. Техническое состояние тоже важно, так как мы находимся в состоянии войны с Украиной, потенциально можем терять адреса, поэтому мы должны оперативно менять локацию, о чем мы будем уведомлять. Чтобы этот процесс не был долгим, мы огласим список участков за короткое время до дня голосования.
По-Вашему, Украина может попытаться сорвать процесс голосования?
У Украины ни единого раза не получилось помешать нам в реализации наших планов. То, что делаем мы, ни в коем случае не является ребячеством: результаты нашего труда не ставятся под сомнения какой бы то ни было международной институцией. То, что выборы соответствуют абсолютно всем стандартам, то, что результат выборов и референдума абсолютно объективен, не было оспорено никем, никто не усомнился в правильности голосования и вердикта ЦИК на референдуме, ни во время выборов Главы, ни во время выборов Народного Совета.
Мы считаем, что Украина несостоятельна, она не способна помешать нам. Украине откровенно не до нас – центральная власть сейчас на Украине не контролирует ситуацию в городах и районах, которые называет «подконтрольными». Сейчас там правят на местах бойцы так называемой «АТО», с которыми украинская власть уже не может справиться. Если считать операцию, которая ведется на Юго-Востоке, антитеррористической – как ее называет Украина, то результатом должна быть локализация либо физическая ликвидация тех людей, которых называют "террористами".
Вы ведь тоже попали в украинские черные списки?
Я обвиняюсь в создании террористической организации, покушении на территориальную целостность Украины и так далее. Со мной, как с террористом, никто в Украине не борется. Заявляя о том, что день войны стоит Украине пять миллионов долларов, Порошенко указывает на свою абсолютную беспомощность и несостоятельность. Тратя на борьбу с нами пять миллионов долларов в день, они не могут добиться результатов уже больше года.
Я не пользуюсь охраной, я проживаю по месту регистрации и не ощущаю угрозу своей жизни и своему здоровью. При этом я знаю, что потенциально уязвим и могу стать жертвой какой-то провокации, я не исключаю варианта своей физической ликвидации или ликвидации членов ЦИК, которые имеют отношение к работе аппарата. Но охраной не пользуюсь, поскольку не хочу брать грех на душу, не хочу забирать с собой чьих-то отцов и детей. Это мой выбор, и если суждено, то я уйду один.