Киев уже долгое время пытается любыми путями блокировать железнодорожное и автомобильное сообщение с Донецкой Народной Республикой, вводя пропускной режим и разрушая транспортную систему Донбасса. О работе транспортных узлов ДНР в условиях военного противостояния, наболевших вопросах и успехах развития сферы перевозок рассказал ДАН министр транспорта Республики Семен Кузьменко.
Семен Александрович, с начала вооруженного конфликта на территории ДНР прошло чуть больше года. Во время обстрелов украинских силовиков страдали социальные объекты, жилые дома, агропромышленный комплекс и прочее. Железная дорога – не исключение. Расскажите, какой ущерб, по Вашим данным, был нанесен железнодорожной инфраструктуре Республики?
На данный момент сумма ущерба составляет порядка 900 млн гривен. Но эта сумма далеко не окончательная, так как есть мнение, что украинская сторона, прежде чем покинуть оккупированные сейчас города, будет уничтожать транспортную инфраструктуру, в том числе железные дороги. Например, по такому сценарию развивались события в Дебальцево. Когда силовики поняли, что им придется оставить город, то они разбили его на квадраты и начали планомерно обстреливать артиллерией эти зоны, в которые входили автодороги и железнодорожные пути. Они ведут себя как оккупанты.
Расскажите, в каком состоянии сейчас железнодорожный узел в Дебальцево после таких массированных обстрелов?
Работы не прекращаются ни днем, ни ночью. Колея восстановлена, в мае готовимся запустить магистраль из Дебальцево в Ясиноватую. Разумеется, есть ряд проблем, которые мешают восстановлению, но в целом прогнозы достаточно благоприятные.
Есть еще какие-то примеры бесчинств украинской армии?
Несколько дней назад произошел очередной взрыв на перегоне «Южнодонбасская – Еленовка». Сразу после того, как мы провели восстановительные работы. Это уже по счету четвертая «доблестная» диверсия ВСУ. Это целенаправленное уничтожение инфраструктуры, так как перегон связывает Мариуполь и ДНР, а по нему движется продукция наших коксохимических заводов. (На момент публикации перегон вновь восстановлен - прим. ДАН).
Вы отметили, что работы по восстановлению транспортной инфраструктуры, пострадавшей от обстрелов украинских силовиков, идут полным ходом. Все проходит гладко или возникают сложности?
При восстановлении транспортной инфраструктуры ДНР мы столкнулись с основной проблемой – нехваткой стройматериалов. Объем разрушения катастрофический, поэтому их не хватает. Усугубляет ситуацию и «подрывная» деятельность украинской стороны. Так получается, что, называя нас «террористами», они сами же используют террористические методы и совершают диверсии и подрывы на объектах нашей инфраструктуры. Это, конечно же, серьезным образом осложняет и замедляет нашу работу.
Где берете необходимые материалы и оборудование для ремонта?
У нас есть определенные резервы, и мы тесно взаимодействуем с крупными предприятиями промышленных групп «Донецксталь», «Метинвест», «ДТЭК». Очень серьезную помощь оказывает Алчевский металлургический комбинат, который пообещал нам отремонтировать четыре железнодорожных состава. Стоимость ремонта одного - около пяти миллионов гривен.
Это все украинские предприятия…
Да. Им приходится сотрудничать с нами, так как других поставщиков угля кроме нас в ближайшее время Украина не найдет. Все эти бравурные заявления украинских политиков о возможной закупке в Южной Африке или Новой Зеландии - не более чем дешевый популизм.
Кстати, насчет угля. Семен Александрович, как происходят его поставки на Украину, в каком объеме и по какому принципу?
Поставки угля в Украину идут достаточно активно. Ежесуточно отгружается порядка сотни шестидесятитонных вагонов. Поэтому, после того как в Киеве «бешеные макаки» передерутся и к власти придет более-менее адекватная сторона, которая будет стараться хоть как-то улучшить жизнь своих граждан, мы будем поднимать вопросы о партнерских взаимоотношениях с Украиной. Думаю, адекватные люди с обеих сторон понимают, что у Киева нет другой альтернативы, кроме сотрудничества с Донбассом. И все попытки найти ему замену – путь в никуда.
В заключение - тема, которая волнует многих: пассажирские перевозки. Часто ли запускаются новые автобусные рейсы за пределы Республики?
Каждую неделю появляется два-три новых маршрута в Россию. У нас есть определенное количество перевозчиков и, как только какие-то из них снимаются с украинских маршрутов, мы перенаправляем их на Россию. За счет такой работы коэффициент взаимосвязи регионов в направлении Украины снижается, а в направлении РФ увеличивается. Это естественный процесс, который мы полностью контролируем.
Наши специалисты постоянно ведут диалоги с представителями областей и краев Российской Федерации, налаживаем контакты.
А что происходит внутри Республики?
Что касается республиканских маршрутов, то иногда приходится в случае социальной необходимости объяснять перевозчикам новые политические реалии и заставлять открывать не очень прибыльные маршруты, как это было, например, в Дебальцево.
Спасибо большое, Семен Александрович, за исчерпывающие ответы. Желаем Вам и Вашему ведомству новых успехов.