В рамках государственного строительства Донецкой Народной Республики активно идет формирование правоохранительной системы. В частности - Генеральной прокуратуры, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции, прав и свобод граждан, выполнением законов, включая сферу деятельности следственных органов. На рассмотрении ведомства находятся десятки уголовных дел, в том числе резонансных - об аварии на шахте им. Засядько, о гибели пассажиров в автобусе под Волновахой и других. Про работу надзорного органа и детали расследований в интервью ДАН рассказал исполняющий обязанности генерального прокурора Республики Андрей Спивак.
Андрей Александрович, Генеральная прокуратура Республики – чем она отличается от украинской, что изменилось в модели работы надзорного органа?
Органы прокуратуры Украины стремятся к европейским стандартам, а европейский стандарт предполагает только поддержание государственного обвинения. Их прокуратура сама по себе – это элемент Минюста. На Украине стремятся именно к такой модели, когда прокуратурой осуществляется надзор только за следствием, дознанием и в части поддержания гособвинения. Других функций нет. У нас - есть. У нас советская модель: мы осуществляем надзор за единообразным исполнением и соблюдением законов и Конституции всеми субъектами, органами, организациями и субъектами предпринимательской деятельности вне зависимости от форм собственности. Мы стараемся сделать работу прокуратуры ДНР более прозрачной и конструктивной, всячески стараемся реализовать наши полномочия в части неуклонного соблюдения законных прав, интересов и свобод граждан.
Если говорить не про функционал, а про принципы работы – тоже есть отличия?
Да, разница не только в наборе функций. Украинские СМИ регулярно сообщают о коррупционных скандалах в стенах надзорного ведомства, и прокуратура Украины занята в настоящее время не столько служением закону, сколько своей интеграцией к уже упомянутым якобы европейским стандартам. Мы же стараемся сделать работу конструктивной, направленной на установление правового поля, которое максимально обеспечит защиту прав граждан, физических и юридических лиц. К примеру, у нас отсутствует такое понятие, как показатели. В приоритет возведена полезность обществу, и мы работаем гораздо продуктивнее, чем прокуратура на Украине.
Сильно ли расширился штат структурных подразделений Генеральной прокуратуры ДНР в сравнении с периодом украинской власти?
В последний раз структура и штатная численность органов корректировалась в конце 2014 года. В настоящее время органы прокуратуры представляют собой коллектив сотрудников, позволяющий существующим составом оперативно реализовывать возложенные на них задачи и функции.
Мы прорабатываем вопрос создания совместной следственно-оперативной группы, куда будут включены оперативные сотрудники МВД, МГБ и прокуратуры с целью совместного проведения расследований зарегистрированных правонарушений, по которым собраны материалы. Для создания этой комиссии будет приложено максимум усилий, и этим будут заниматься не только сотрудники правоохранительных органов. Можно сказать, что мы вырабатываем механизм для более эффективного расследования правонарушений.
Насколько совершенно законодательство ДНР в сфере работы Генпрокуратуры?
А какими законами регламентирована ваша деятельность в настоящее время?
Конституцией Донецкой Народной Республики в части закрепления общих положений о прокуратуре как органе, осуществляющем надзор за соблюдением законов, и Законом «О прокуратуре», определяющим основные направления надзорной деятельности, полномочия прокурора, порядок взаимодействия с органами исполнительной власти, местного самоуправления. Кстати, это один из первых принятых законов на территории Республики. Кроме того, есть у нас УПК - Уголовно-процессуальный кодекс - в части надзора за следствием и дознанием, осуществления государственного обвинения. А вообще, каждый нормативный акт, регулирующий те или иные вопросы экономической, социальной или иных сфер, предполагает прокурорский надзор.
Участвует ли прокуратура в разработке Уголовно-процессуального кодекса? Если да, то какие вносятся предложения, планируются ли какие-то новшества?
Новшеств не будет: в этом вопросе мы возвращаемся на старую проверенную советскую систему. Не без видоизменений - тут учитывается опыт Российской Федерации, это осовремененный уголовно-процессуальный кодекс. Будет проверенный временем документ. Эта система прекрасно работала при СССР и Украине до определенных событий (государственный переворот 2014 года– прим. ДАН), она требовала лишь ряд изменений. На Украине после «революции» защищать интересы потерпевших сторон практически невозможно: во главу угла поставлены интересы обвиняемого и его права, расширены полномочия защиты. У нас так не будет, наш УПК – действенный механизм соблюдения законности при проведении дознания и следствия. Это реальная защита всех участников процесса.
Законотворчество в уголовно-процессуальной сфере – насколько это трудоемкое дело, Вы довольны темпами работы?
Разработка уголовно-процессуального законодательства предполагает длительный процесс написания, согласования, консультаций всех участников. Я назвал основные цели, преследуемые разработчиками УПК – эффективное поддержание законности при дознании, следствии и защита прав и свобод всех участников процесса, - а о новшествах говорить преждевременно. Работа идет.
Условия содержания не изменились, а вот в части достойного отношения к личности мы, конечно же, проводим проверки. Тем более что сейчас система исполнения наказаний Республики проходит переаттестацию. Насколько мне известно, этому вопросу уделено значительное внимание и со стороны МВД. Основное требование к сотрудникам при приеме на работу – адекватность. По факту недостойного отношения к заключенным прокуратура ДНР возбудила уже ряд уголовных дел, несколько человек привлечены к дисциплинарной ответственности. Два сотрудника органов исполнения наказаний были привлечены к уголовной ответственности за злоупотребление служебным положением.
В целом, какого рода дела преобладают сегодня на рассмотрении Генпрокуратуры? Военные преступления, экономические, социальные, бытовые?
Непрекращающиеся обстрелы ВСУ определили большое количество уголовных дел по фактам террористических актов.
Скоро исполнится год со времени инцидента под Волновахой, когда в результате взрыва рейсового автобуса погибли 12 человек и еще 18 получили ранения. Генпрокуратура Республики тогда квалифицировала ЧП именно как террористический акт. Скажите, есть на данный момент какие-то результаты расследования? К какому выводу пришли?
Основываясь на полученных данных, мы предполагаем, что произошел подрыв противопехотной мины ОЗМ-72, минами этого типа были заминированы обочины дороги в районе движения автобуса. Проблема в том, что мы были вынуждены проводить дистанционное исследование имеющихся в распоряжении материалов и фотографий.
Начальник следственного управления Генпрокуратуры ДНР выезжал в составе нашей делегации и представителей СЦКК на место происшествия с целью проведения следственных мероприятий. Но ему не позволили этого сделать сотрудники Службы безопасности Украины, которые не дали даже произвести замеры. Кроме того, были созданы все условия для того, чтобы максимально скрыть автобус от глаз наших следователей. Его поставили поврежденной стороной в гараж таким образом, что к нему нельзя было даже подойти.
В ходе осмотра места трагедии наших следователей удивил один момент: вблизи места взрыва находился пенек, на котором лежала стреляная автоматная гильза. Возможно, к конкретной ситуации она не имела отношения, но в данном случае мы должны учитывать все факты. Дело в том, что в автобусе на самом деле были повреждения, похожие на пулевые.
Еще одна трагедия прошедшего года – авария на столичной шахте имени Засядько, в результате которой в начале марта погибли 34 горняка. Удалось ли выяснить причины произошедшего?
А как прокуратура борется с коррупцией? Много ли было инициировано проверок, возбуждено уголовных дел по экономическим преступлениям?
Если брать за основу общепринятое понятие коррупции - совершение действий в личных интересах с использованием своего служебного положения, – таких уголовных дел у нас 17. Взятка, дача взятки, мошенничество либо злоупотребление служебными полномочиями. Кроме того, следователями органов прокуратуры проводится следствие по 17 уголовным делам, возбужденным с признаками коррупции. По экономическим преступлениям - 22 уголовных дела, и 22 материала находятся на рассмотрении полиции.
Вопросы борьбы с коррупцией являются приоритетными для всех правоохранительных органов Донецкой Народной Республики, и прокуратура выполняет координирующую роль в организации работы по профилактике, предупреждению и пресечению любого вида коррупционных проявлений.
Спасибо за интервью. Желаем Вам дальнейших успехов.