Владимир Тараненко — из тех молодых людей, чье вхождение во взрослую жизнь пришлось на годы войны. Когда силы, пришедшие к власти в результате госпереворота в Киеве напали на Донбасс, ему не было и восемнадцати. Тараненко, еще будучи студентом, включился в общественную работу. В 2017 году был руководителем проекта «Арт-Таран» общественной организации «Молодая Республика», в ее составе также руководил IT-направлением, затем — спортивным, в 2019 году стал главой координационного штаба Народной дружины, а в конце 2021-го — ее руководителем. В 2022 году возглавил республиканский исполком Общероссийского Народного фронта, а затем — молодежное крыло Народного фронта («Молодежку ОНФ»).
После начала СВО Тараненко принимал активное участие в помощи населению освобожденных территорий и прифронтовых районов. Со своей командой он помогал эвакуироваться жителям ДНР и Херсона, вывозил беженцев из Мариуполя, когда в городе шли жестокие бои, доставлял гуманитарную помощь нуждающимся. За это он вполне заслуженно получил премию «Волонтер года» из рук Президента РФ Владимира Путина.
Корреспондент ДАН пообщался с Тараненко в Нижнем Новгороде во время празднования Дня города, как раз когда там началась регистрация на участие во Всемирном фестивале молодежи, который пройдет с 1 по 7 марта 2024 года в образовательном центре «Сириус».
Что для Вас значит это мероприятие? Какие ожидания?
На самом деле мне очень сильно повезло, и одно из ярких событий в моей жизни — это Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 2017 году. Я был его участником в составе делегации Донецкой Народной Республики. И это действительно крутое и масштабное мероприятие, мы познакомились с очень с большим количеством ребят, мы постоянно делились опытом, были в образовательном, спортивном, культурном процессе. Это действительно круто.
Отдельная история и уважение ребятам с Кубы. Они жили напротив нас буквально, это крутые драйвовые ребята. На самом деле мы много с кем познакомились, очень много контактов собрали и потом старались взаимодействовать, реализовывая молодежную политику в Донецкой Народной Республике. Поэтому в этом году, если честно, ожидаем еще больше полезной «образовалки», драйва, спорта.
Сегодня мы уже частично видели презентацию — и спортивная, и творческая, и образовательная программы, я думаю, будут «вау». Особенно если учитывать историю того, что любой желающий может внести свое предложение в программу, сделав это через чат-бот. Это на самом деле еще круче, потому что непосредственно молодежь, то есть мы сами, формируем эту программу. И она, мне кажется, в этом году должна получиться еще интереснее, еще масштабнее, еще качественнее, еще драйвовее.
Вы увлекались киберспортом, какие у Вас сейчас хобби, остается ли свободное время?
Киберспорт — это действительно хобби. Эту историю мы не отпускаем. Сейчас с Российским движением детей и молодежи организовали турнир по новым регионам. У ребят сейчас, скажем так, онлайн-обучение, в связи с ситуацией, которая там происходит. Такие мероприятия для них — как глоток свежего воздуха. Это действительно нужно и важно, я считаю. Потому что сам по себе знаю, я парень из Донецка, у меня есть сестра, ей 16 лет, она целыми днями сидит дома, никуда не выходит, поэтому эта история нужна. Мы готовим целые направления с Российским движением детей и молодежи и по новым регионам и по киберспорту.
Но компьютер, интернет, это — не только игры, разумеется. Также у нас есть проект «Кибердружина». Это — очень важный и нужный проект. Чем он важен? Тем, что люди, которые сейчас к нему присоединились, на различных ресурсах все вместе единым фронтом выступают за Россию. Они осуждают и нарушение прав русских, главным образом, на Украине. Это очень круто, что есть люди, которые, допустим, не могут по каким-либо причинам встать на защиту Родины, но тем не менее, они вносят свой вклад борьбу за счет участия в этом проекте.
Однако сейчас у нас основное время занимает, конечно же, «Молодежка Народного фронта». То есть мы с ребятами работаем по интересным направлениям, постоянно выезжаем в новые регионы для оказания помощи — отдельное сильное направление. У нас работает и штаб постоянно, каждый регион расписан посменно. Это очень важный процесс. То есть, они делают полезное дело и касаются той истории, которая сейчас происходит.
Помимо этого, у нас есть проект «Тренер» по работе с трудными подростками. За счет спорта мы их максимально стараемся социализировать и сделать все возможное, чтобы они стали на правильную тропу, максимально развивались и реализовывали себя во благо государства.
Но, в сегодняшних условиях людям может понадобиться и экстренная помощь. Мы всегда к этому готовы. Например, принимали участие в устранении последствий прорыва плотины Каховской ГЭС, активно там работали. Я думаю, к сожалению, это не последнее наше такое мероприятие, потому что противник идет сейчас на все и вообще не стесняется ни в каких действиях, не смотрит на последствия. Очень хотелось бы с ребятами опытом поделиться, потому что опыт действительно большой, особенно по работе в зоне СВО.
Расскажите подробнее о том, как с началом СВО проявили себя ребята, которыми Вы руководите.
Когда была объявлена мобилизация в Донецкой Народной Республике, более 2,5 тысячи активистов «Народной Дружины» сами добровольно встали на защиту Родины, даже сейчас мурашки по коже, когда звонят пацаны.
Мы как раз тогда эвакуацией активно занимались. Звонят пацаны и говорят: «Вов, все понимаем, есть задачи по эвакуации, но объявлена мобилизация, мы всем активом собрались». Допустим, 90 человек из Горловки, никогда этого не забуду, поехали защищать Родину. Эти ребята — настоящие герои. Это то, ради чего и работаешь. Когда ты смотришь на их личностный, патриотический, профессиональный рост и знаешь, что приложил к этому какую-то часть усилий, где-то направил, где-то поддержал — это на самом деле очень круто.
В Донецке наши активисты выезжают на устранение последствий артобстрелов со стороны Украины, порой их (ребят — прим. ДАН) приходится прямо ловить. Еще полчаса не прошло после обстрела, а укропы в последнее время любят повторно класть «пакет», когда приезжают уже соответствующие службы, и ребята ждут нервно полчаса, только потом выезжают. Это очень круто, потому что они четко понимают, что едут помогать людям, они едут не ради медийной подсветки.
Вы были в руководстве Федерации компьютерного спорта ДНР, вели творческий проект «АртТаран», руководили IT-отделом «Молодой Республики», были одним из организаторов Фестиваля молодежи Донбасса в 2017 году, в 2019-м возглавили Народную дружину, а с прошлого года — молодежное крыло «Народного фронта». Какое из направлений Вам наиболее по душе?
Я в университете попал в общественную организацию «Молодая Республика», тогда ей руководил Никита Владимирович Киосев. Пришел я сначала как медиаволонтер, можно так сказать. Я снимал различные видеоролики о мероприятиях этой организации. А Никита подтолкнул меня к созданию первого проекта, и пошло-поехало…
Конечно, мне всегда было ближе спортивное направление, я сам занимался профессионально спортом и ребята-спортсмены мне ближе всего. Но каждое направление оставило свой определенный след. Ты приобретаешь что-то новое, работая с той или иной категорией людей. Допустим, художники для меня были целым открытием. Это отдельная каста людей, которым нужен отельный подход.
Приятно было работать и с трудными подростками, потому что иногда бывали такие истории, когда ты задаешь один очень сложный и неудобный вопрос для него, а это меняет целую жизнь. Это очень круто понимать, что сейчас он женился, и у него будет скоро ребенок. Когда жизнь человека меняется к лучшему, в том числе благодаря тебе, — это очень приятно.
Какой организаторский опыт стал наиболее запоминающимся?
На самом деле очень много было мероприятий организовано, это практически все «Бессмертные полки» в Донецкой Народной Республике, различные форумы, фестивали.
Тот же «КиберДонбасс» — соревнования по киберспорту мы тянули с 2016 года, постоянно пытались сделать что-то новое, у нас это получалось — пригласительные заканчивались буквально через 15 минут, как только мы давали анонс. Естественно, мы эти все мероприятия делали бесплатными.
Если говорить о самом большом мероприятии, которое мы организовывали, — это 25 тысяч человек, целый стадион. Это турнир «Единый Донбасс» по смешанным единоборствам. Я принимал активное участие в организации.
Проектов, идей реализованных было много. Опыт есть, но, как говорится, век живи — век учись. Поэтому нет предела совершенству.
В декабре прошлого года вы получили из рук Президента РФ премию МыВместе, в номинации «Волонтер года». Уточнялось, что вы эвакуировали вместе с командой около 30 тысяч человек из-под украинских обстрелов. Как удалось эвакуировать такое большое число людей?
Здесь сугубо командная работа. Я четко понимаю, что без ребят у меня бы это не получилось. Я приверженец именно командной работы. Не работы с коллективом, а именно команды. У меня есть один хороший товарищ — Борис Подольный. Он всегда отмечает, что с коллективом ты выполняешь задачу на 100%, с командой — на все 300%. Здесь я полностью поддерживаю его.
История с эвакуацией, история с помощью — не стали исключением. Тут, наверное, главное, с кем ты это делаешь и для чего ты это делаешь. С кем — это с командой. Для чего — это помощь людям, помощь своим землякам, соотечественникам. Поэтому никогда не возникали вопросы, невыполнимых задач нет. Это как в старом девизе — «Родина сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». Здесь у нас абсолютно такая же «политика партии», что в «Народной дружине», что сейчас в молодежном крыле «Народного фронта».
Если есть задача — она будет выполнена, перевыполнена и с максимальной пользой для людей, потому что здесь очень важно быть, а не казаться. Это на самом деле такой очень правильный лозунг. Люди из Мариуполя — у меня есть свой телеграм-канал — до сих пор мне пишут, комментируют, благодарят, хотя не ради благодарности мы это делали, но, тем не менее, это очень приятно и заставляет тебя двигаться дальше.
После вручения премии удалось ли что-то сказать Путину, и сказал ли он что-то Вам?
Он мне задал вопрос — откуда я, мы проговорили эту историю. Я ему рассказал про «Народную дружину». Тогда я еще не возглавлял молодежное крыло «Народного фронта». Собственно, после этого мне поступило такое предложение.
Я его поблагодарил за указ о демобилизации студентов. Ведь донецкие и луганские студенты были мобилизованы, а когда мы стали частью Российской Федерации, вышел этот указ, и многие матери благодарны за это.
Владимир Владимирович отметил, что донецкие ребята очень хорошо показывают себя в бою, он передал им большой привет. А я, вернувшись домой, передал ребятам все его слова.
Что Вам запомнилось больше всего за время вашей волонтерской работы в условиях СВО?
Моментов было очень много: это эвакуация в Донецкой Народной Республике, эвакуация Херсона, это тот же Мариуполь, который перевернул во многом взгляды на ситуацию и на жизнь в целом. Мы очень много слышали историй о том, как поступают наши враги с мирным населением, видели последствия. Это — тяжелые воспоминания, но были и светлые.
Конечно, прошлый год оставил максимальный след в нашей жизни, и мы наконец-то вернулись домой, в состав нашей большой Родины, в состав Российской Федерации. Мы обрели очень много друзей, товарищей, единомышленников, которые плечом к плечу, вне зависимости от того, из какого они региона, как далеко это от Донецка, приезжали помогать. Это на самом деле очень круто!