Как ожидается, 9 февраля в Берлине пройдет встреча в «нормандском» формате по урегулированию конфликта на Донбассе на уровне заместителей глав МИД, а 11 февраля в Минске встретятся лидеры России, Германии, Франции и Украины. Перспективы переговоров и нынешнее состояние мирного процесса в интервью ДАН прокомментировал официальный представитель Донецкой Народной Республики в Контактной группе, заместитель председателя Народного Совета ДНР Денис Пушилин.

Денис Владимирович, чего следует ждать от намеченных «нормандских» переговоров?

Я лично ожидаю от переговоров в «нормандском» формате, прежде всего, что будет разработан механизм по контролю над выполнением подписанных меморандумов - как старых, так и новых. Даже не знаю, как сейчас выйти полноценно из создавшейся ситуации, поскольку все по-прежнему упирается в нежелание Украины заканчивать конфликт на Донбассе мирным путем.

В Киеве есть силы, которые влияют как раз на то, чтобы конфликт был завершен именно силовым путем. Часть этих сил видит, что у них уже не хватает ни ресурсов, ни возможностей, ни духа, чтобы победить на Донбассе. Тем не менее такие попытки предпринимаются вновь и вновь. А мы платим очень дорогую цену, чтобы отбить такие попытки: у нас разрушается инфраструктура, и у нас каждый день продолжают гибнуть мирные граждане.

Приверженность мирному урегулированию на словах выражает и Вашингтон. На встрече в Мюнхене 7 февраля Джон Керри согласился с Сергеем Лавровым в том, что «непременным условием достижения стабильного и справедливого мира на Украине остается запуск всеобъемлющего общенационального диалога по конституционной реформе». Можно ли ожидать, что США займут конструктивную позицию?

Такая инициатива, высказанная Керри, - даже более чем лукавство на фоне того, что США всерьез говорят о продаже оружия Украине. На попытки Америки продавать оружие Украине мы увидели молниеносную реакцию Европы, и это радует. Европейские лидеры держав прибыли практически в тот же день в Киев, чтобы высказать негативную реакцию на такие намерения США, а также оказать некое давление на президента Украины в сторону мира.

Мирный план Франсуа Олланда и Ангелы Меркель, насколько сейчас известно, подразумевает создание на Донбассе увеличенной демилитаризованной зоны шириной 50-70 километров, насколько это реалистично?

У такой инициативы европейских лидеров есть право на существование. Как будет все дальше развиваться – покажет время, не хотелось бы забегать вперед. Мы уже давно говорили, что такая зона нужна и нужен миротворческий или наблюдательный контингент. И это будет едва ли не единственной возможностью, чтобы полноценно остановить бойню на Донбассе и чтобы не было впредь очередной активизации боевых действий. Было много объявлений режима тишины, но ни один из них не закончился полноценным перемирием.

Вчера Петр Порошенко заявил, что он «готов поставить на референдум вопрос федерализации, вопрос языка» и якобы заранее «знает результат». Это очередное популистское заявление или свидетельство готовности Киева к уступкам?

Если будет проведен референдум на оставшейся территории Украины, это будет здорово и замечательно. Но на нашей территории референдум уже был проведен. Если мы вспомним недавние события, на мирных митингах, которые проводились на Донбассе менее года назад, мы просто просили Киев провести референдум. Если бы это было сделано тогда, то до такого кошмара, который сейчас, дело бы однозначно не дошло.

К сожалению, все, что делается киевской властью, вызывает огромнейшие сомнения. Достигнутые ранее договоренности по-прежнему не выполняются Киевом. Мы видим подлые шаги даже в процессе эвакуации мирных жителей из Дебальцево. Сколько было провокаций, сколько было откровенных демаршей. Поэтому на порядочность Киева, к сожалению, рассчитывать по-прежнему не приходится.