Фото: Пресс-служба арт-кластера «Таврида»

Зачастую искусство становится мостом между происходящими событиями и сердцами людей. Оно воспитывает и пробуждает те эмоции, без которых любая история — лишь набор фактов. Специальная военная операция положила начало совершенно новому веянию в искусстве. Творчество, вдохновленное событиями СВО, отвечает на главные вопросы сегодняшнего дня, рассказывает о тех, кто борется за правду и свободу на фронте и заставляет задуматься о ценности жизни. Художники, музыканты, кинематографисты и театральные деятели приняли вызовы времени и обратились к актуальным событиям как к источнику вдохновения. Вместе с сокуратором лаборатории «Актуальная драматургия о событиях специальной военной операции» и руководителем проекта «СВОи. Непридуманные истории» Екатериной Аристарховой поговорим о времени героев, о спектаклях, основанных на историях участников СВО и о важности культурного осмысления современных событий.

Наше интервью о проекте «СВОи: Непридуманные истории». Давайте начнем сначала: как появилась идея создать такой проект, что Вас вдохновило или сподвигло?

Идея создания проекта родилась в 2023 году во время работы лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции», которая проходила в Академии творческих индустрий «Меганом» на «Тавриде». Тогда в программе приняли участие профессиональные драматурги и режиссеры со всей России. Результатом стали пьесы на основе историй участников СВО, которые откровенно рассказали о своих судьбах, выборе, чувствах, мотивации и жизни после возвращения в мирное время. И именно тогда совместно с командой арт-кластера «Таврида» было принято решение, что данные пьесы должны быть поставлены в театрах-участниках лаборатории в разных регионах России и что необходимо пробовать подавать заявку на грант.

Расскажите про драматургов и режиссеров проекта. Как они готовились, кто помогал выстраивать диалог между героями?

Взаимоотношения и диалог с героями пьес, участниками СВО, которые делились своими историями, был выстроен не сразу и в большей степени, наверное, интуитивно. Режиссеры, драматурги и участники СВО руководствовались простыми человеческими принципами общения, и это помогло всем раскрыться, сблизится. Ну и, конечно, на протяжении всей программы нам помогала команда арт-кластера «Таврида» и профессиональные психологи.

Это был непростой и интересный опыт и для самих ребят, и для творческих команд театров. Возможно, многие истории могли бы показаться выдуманными специально для драматургов и режиссеров, если бы они не были рассказаны ребятами глаза в глаза, очень искренне, пронзительно и честно. На мой взгляд, лаборатория «Актуальная драматургия о специальной военной операции», которая проходила в Академии творческих индустрий «Меганом», перевернула сознание всех ее участников. Три месяца совместной работы показали, что люди, прошедшие боевые действия, ценят мир, семью, любовь, добро, справедливость и иные общечеловеческие ценности больше, чем это принято «на гражданке». И здесь я соглашусь с Левоном, участником СВО, чья история будет рассказана в рамках проекта: «Театр — это то место, которое может передать всю глубину чувств». Тема специальной военной операции сейчас особенно актуальная и сложная. Необходимо простыми словами передать зрителю, который на расстоянии от всех событий, ощущения людей, находящихся там».

Расскажите подробнее о героях: сколько их, как их выбирали?

Наши герои, участники СВО Артем Василюк, Левон Акопян, Артур Кудаев, Николай Чернобровкин, Дмитрий Тарасов откликнулись и приняли участие в проекте благодаря еще одному проекту: это фотопроект «Герои среди нас», который реализовала девушка волонтер. Мы обратились за содействием в госпиталь им. Бурденко и благодаря рекомендациям администрации госпиталя познакомились с руководителем этого проекта, а она в свою очередь познакомила нас с ребятами. И ребята приняли добровольное решение рассказать свои истории для создания пьес и спектаклей. А Артем Малахов и Александр Александров по воле судьбы, будучи участниками СВО, также являются режиссером и драматургом Луганского театра. Так что героев этих пьес выбрала сама судьба.

Почему Вы решили делать постановки в формате вербатима, то есть документального театра, где сценариями служат реальные истории?

Спектакли в рамках проекта будут поставлены не только в формате вербатима — жанр и форму спектакля определяет режиссер каждого театра самостоятельно. Нас ждут разные формы и жанры: от философской притчи до мистической драмы.

Первые показы уже состоялись. Как проходят постановки? В них задействованы профессиональные актеры? Примут ли участие сами герои?

Над выпуском спектаклей в каждом театре работают профессиональные актеры и режиссеры — все они на связи со своими героями, и ребята участвуют в обсуждении и консультационной поддержке, а где-то даже в съемке тизеров и афиш к спектаклям.

Афиша спектакля "Штабной писарь"

Спектакли в рамках проекта будут показаны в 10 городах, постановки пройдут в разных театрах. Как выбирали города и театры?

Когда было объявлено о поведении лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции» в Академии «Меганом», прием заявок был открыт для всех театров России. И 12 театров-участников данного проекта первыми откликнулись, нашли драматургов и режиссеров и смогли обеспечить их участие в лаборатории. Они проявили готовность поставить спектакли в своих театрах. Эти волевые решения принимали директора и художественные руководители театров. Уже 8 февраля в Москве в «Москонцерте» состоится премьера спектакля «Штабной писарь». Это будет не совсем обычная постановка, это музыкально-пластическая драма о Марке, путешественнике во времени, который попадает в петлю одного и того же дня, повторяющегося раз за разом. Не буду раскрывать всех подробностей сюжета, могу сказать лишь то, что все, что беспокоит главного героя постановки, является «предчувствием» большой беды, и, рискнув своей жизнью, Марку — главному герою, предстоит спасти своего друга на СВО.

***

Фото: Пресс-служба арт-кластера "Таврида"

«Мы прекрасно отдаем себе отчет, что московский зритель избалован, ведь мы не первый год работаем в нашей сфере и с нашей публикой. Но будем честны, здесь вопрос не избалованности, а избирательности и готовности понимать и подключаться к такому сложному и серьезному материалу. Для меня „Штабной писарь“ — это был выход из привычного московского мира и погружение в ту реальность, которая сейчас там, „за ленточкой“. Это очень большой годовой путь становления пьесы и спектакля, так как это нужно прожить, прочувствовать, передать и нигде не смалодушничать. Так как самое страшное, что режиссер может проявить в отношении к пьесе — это проявить малодушие и иллюстративность. Я стараюсь передать этот материал иносказательно в спектакле, наполнить знаками, символами. Эта история — философская притча, так как в первую очередь мы видим мальчика, лишенного очень многого, в том числе родителей, который преодолевает свое одиночество и находит свой путь. Да, я выбираю прием, мне интересно смешивать разные невозможные контрасты — он у нас путешественник во времени. И он исследует мир, пытается понять: он вообще может что-то поменять? Достоин ли он эти изменения совершить? Это очень важный для меня материал, так как это пьеса и спектакль о человеческой душе, о том, как сохранить эту душу, что там за „поворотом“, какое будущее, о бесценности времени на земле, которое нам отведено. Я продолжаю в творчестве исследовать самое интересное, что есть в человеке — его душу», — режиссер спектакля «Штабной писарь» Мария Тихонова.

***

Есть ли договоренности: войдут ли эти спектакли в репертуар театров? Может быть, спектакли будут гастролировать и в другие города?

Да, одной из задач театров после реализации проекта стоит сохранение этих спектаклей в репертуарах. Пока не загадываем, но очень надеемся, что эти спектакли впереди ждут гастроли по всей России, и с историями героев познакомится как можно больше людей по всей стране.

Долгое время немногие решались поднять в творчестве тему СВО, но лед тронулся. Появляются литературные произведения и фильмы, а теперь и ваши спектакли. Как Вам кажется, почему необходимо творческое осмысление происходящего?

На мой взгляд, в ритмах нашего времени очень важно не упустить значение происходящего именно здесь и сейчас — именно здесь и сейчас мы нуждаемся в осмыслении происходящего, а наши бойцы нуждаются в поддержке и понимании, что их жизни и судьбы сейчас важны как никогда. Сохранение памяти важно здесь и сейчас. Чувство гордости за Родину необходимо здесь и сейчас. Каждый рисунок, рассказ, спектакль, фильм, музыка — это оружие нашего культурного фронта, и мы должны укреплять это фронт здесь и сейчас. Для наших бойцов на передовой это важно.

Как, по-Вашему, почему необходимо говорить о героях СВО, рассказывать их истории?

О том, что это важно, говорят сами бойцы. Они хотят знать и чувствовать, что они важны и нужны, понимать, что они прошли свой путь не зря. Поэтому они рассказали нам свои истории, стали для зрителей проводниками в совсем другой мир, кардинально отличающийся от «гражданки». Мы говорили уже о том, что в некоторых театрах состоялись показы, и я должна отметить, что зрители уходят со спектаклей с самыми разными эмоциями. Они плачут, улыбаются, переживают и сопереживают. Но все как один выражают благодарность. За то, что привлекли внимание к ребятам, которые готовы отдать свои жизни за родину, за то, что не боимся показывать и рассказывать правду.

Как бы Вы хотели, чтобы проект повлиял на зрителей? Что Вам как руководителю хотелось бы донести до них?

Мне как руководителю проекта очень бы хотелось, чтобы случился честный диалог со зрителем и чтобы истории ребят не оставили равнодушными тех, кто будет смотреть спектакли. Так же, как они не оставили равнодушными режиссеров, драматургов и всю команду проекта. У каждого из зрителей должно отозваться что-то свое в сердце, но очень бы хотелось, чтобы через эти спектакли случилось единение и понимание, что мы должны гордится нашей страной и нашими героями здесь и сейчас, поддерживать их и друг друга в это непростое для нашей страны время.

***

«СВОи. Непридуманные истории» — это уникальный проект, объединяющий сцены 12 театров России, где зрители смогут услышать подлинные истории людей, прошедших испытания специальной военной операции. Этот проект стал результатом первого этапа программы «Актуальная драматургия о специальной военной операции. Часть 1», которая проходила в 2023 году. Тогда в ней приняли участие профессиональные драматурги и режиссеры, а главными героями стали участники специальной военной операции, которые откровенно рассказали о своем военном опыте и о возвращении в мирную жизнь. Именно в рамках этой лаборатории автор пьесы и режиссер постановки Артем Киселев летом 2023 года встретился с Артемом Василюком, вдохновившим его на создание постановки. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В ноябре 2024 года в Академии творческих индустрий завершилась флагманская программа «#СВОйТЕАТР. Актуальная драматургия о специальной военной операции. Часть 2», реализованная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Ее участниками стали медиаспециалисты театров со всей страны. Среди них два представителя Томского театра драмы. Вместе они создали программу продвижения для спектакля «Братское сердце», постановка которого осуществляется в рамках проекта «СВОи. Непридуманные истории».

***

СПРАВКА: В проекте приняли участие профессиональные драматурги и режиссеры 12 театров. Драматург Олег Антонов и режиссер Севастьян Смышников работали над материалом для спектакля «Позывной — Тишина» для Московского театра Олега Табакова.

Создатели материала для спектакля «Братское сердце» — драматург Томского областного театра драмы Сергей Максимов и режиссер Томского областного театра драмы Артем Киселев.

Пьесу «Хорошие фото с поминок» драматурга Ольги Погодиной-Кузминой воплотит в жизнь в Новом театре Эдуард Бояков.

Режиссер и драматург спектакля «Штабной писарь», премьера которого состоится в Москонцерте, — Мария Тихонова.

Драматург Сергей Пантыкин и режиссер Роман Чирков для Челябинского государственного театр драмы имени Наума Орлова работали над материалом для спектакля «Поле».

Артем Малахов и Александр Александров, драматург и режиссер Луганского русского драматического театра им. Павла Луспекаева, работали над созданием пьесы режиссерской экспликации для спектакля «Фуга Ля Минор». И важно отметить, что Артем и Александр сами являются участниками СВО.

Над премьерой спектакля «Время надежды» как драматург работал Марат Шахманов, а в качестве режиссера выступил Руслан Ларин, работающий в Государственном республиканском русском драматическом театре имени М. Горького в Махачкале.

Автор пьесы «Медведь» для постановки в Архангельском драматическом театре имени М. В. Ломоносова — Сергей Самодов, а режиссером данного спектакля станет главный режиссер театра Андрей Тимошенко.

Пьеса «Как я остался человеком» написана драматургом Александром Демченко, и сейчас над постановкой в Курском государственном драматическом театре имени А. С. Пушкина работает режиссер Вадим Павленко.

Яна Орехова, написала пьесы сразу для двух театров: Казанского государственного театра юного зрителя и Тамбовского академического драматического театра ордена «Знака почета», где в качестве режиссеров над спектаклем «Просто жить» работает Рамиль Кагарманов, а над спектаклем «Секунда сомнения» — Татьяна Котвицкая.

Пьеса «Остаться человеком» написана драматургом Еленой Коллеговой, постановку которой на сцене Орского государственный драматического театра имени А. С. Пушкина осуществляет режиссер Денис Радченко.