С июля прошлого года Горловка стала одной из самых горячих точек в Донбассе. Обстрелы со стороны ВСУ не прекращаются даже с учетом подписания Минских договоренностей. Под шквальным огнем мирные кварталы, соцобъекты, промышленность. Гибнут люди. И это несмотря на отсутствие в населяемой части позиций ополчения ДНР. В городе из-за обстрелов постоянные проблемы с обеспечением водой, газом и электроэнергией. Больше года гуманитарную безопасность поддерживают коммунальщики и поставщики продуктов. За порядком здесь следит коллектив мэрии, который два месяца назад возглавил экс-мэр Енакиево Роман Храменков. О положении дел и перспективах развития города глава администрации поделился в интервью Донецкому агентству новостей.

- Роман Александрович, 22 августа исполнилось два месяца, как вы заступили на пост главы администрации города. Чего удалось достичь за этот период времени?

- Максимальное внимание нами уделено вопросам восстановления систем жизнеобеспечения города, чтобы был газ, вода и свет. Постарались максимально привлечь к восстановлению предпринимателей, которые могли бы помочь материалами. Предприятие «Галактика» (бывший супермаркет «Эпицентр-К») частично дает материалы на благотворительных началах: трубы, батареи, металлический профиль. Еще нам помогает «Стирол», обеспечивая шифером, стеклом и пленкой. После недавних обстрелов мы этой пленкой затянули дома.

- Вы упомянули вопрос восстановления систем жизнеобеспечения города. Расскажите, какие перспективы на будущий отопительный сезон наблюдаются в Горловке, будет ли население с теплом?

- На сегодняшний день (19 августа 2015 года) у нас порядка 72% котельных готовы к зиме. Там проведен осмотр и есть заключения. Остаются проблемные вопросы в местах обстрелов – это Никитовский район, поселки шахты 6/7, Зайцево и Гольмовский, поскольку там нет газа. По этой территории проходит труба протяженностью 17 километров, из них 7,5 км наземного газопровода повреждены на линии соприкосновения. Туда нет доступа. Я подал заявку в ЦУВ и министерство строительства и ЖКХ, есть у нас возможность сделать обводной наземный газопровод до четырех километров по тыловой части, которая не обстреливается, это Калининский район. Планируем в ближайшее время его проложить, ждем только, когда появится сама труба. Время на подготовку до начала отопительного сезона у нас есть. Оставшиеся 28 процентов котельных, я думаю, мы подготовим в сроки, установленные в мирное время – до 15 сентября. Главное условие – отсутствие обстрелов.

- К теме электроснабжения. Сколько всего трансформаторных подстанций повреждено и сколько в рабочем состоянии?

- Горловка питается через 19 вводов. На сегодняшний день (19 августа 2015 года) восстановлено два ввода, 17 повреждено. На данный момент электричество у нас есть, но подходит отопительный сезон и будет дополнительная нагрузка. Чтобы запитать все наши котельные, необходимо хотя бы шесть вводов.

- Обращались ли вы за помощью к другим регионам ДНР?

- Мы сотрудничаем со всеми районами Республики во всех отношениях. У нас совместные бригады водоканала и РЭС с Макеевкой, Енакиево, Донецком и Харцызском. В Амвросиевке есть завод по производству цемента и шифера, мы как-то обращались к ним, и они нам выделили 10 тысяч листов шифера. Макеевка помогала своими резервными трансформаторами и трансформаторным маслом, которые были у нас побиты в начале августа.

- В каком состоянии дорожное хозяйство Горловки? Планируется ли проводить ремонтные работы?

- Что сейчас нужно городу прежде всего?

- Горловка нуждается в стройматериалах. Это первоочередная проблема, потому что в городе разрушено 1978 домов частного сектора и порядка 200 многоэтажек. Также повреждены 80 школ, 17 больниц и 11 центров культуры и отдыха. Мы не берем в статистику предприятия, которые повреждены, так как из-за различных форм собственности у нас нет к ним доступа, и они не подавали заявки на получение строительных материалов. К счастью, в город завезли частично стекло для школ – порядка двух тысяч квадратных метров. На 268 домов подали в ЦУВ заявку на материалы, это частный сектор. Потом такой же пакет материалов на 300 домов привезут, чтобы мы своими силами восстановили их.

Благодаря Центру управления восстановлением ДНР, в городе почти нет проблем с продуктами. Медикаменты пока также в достатке. К сожалению, на две недели осталось препаратов для гемодиализа.

- А что касается станции переливания крови, существует ли ее дефицит, насколько станция обеспечена материалами для забора?

- Роман Александрович, как медик, могли бы Вы оценить работу городских медучреждений Горловки?

- Работа больниц происходит в штатном режиме. Но в связи с оттоком кадров еще в начале вооруженного конфликта, нашим медикам приходится, к сожалению, работать по две смены подряд. Но люди понимают сложившуюся обстановку. «Скорая помощь» работает в нормальном режиме. После каждого обстрела и разрушения медбригады выезжают на место происшествия совместно со службами МЧС. Задержек и жалоб на них еще пока не поступало.

- Какие вы видите проблемы в медицине Горловки, которые можно было бы решить на законодательном уровне?

- Я участвую в обсуждении законопроектов в парламентском Комитете по вопросам здравоохранения. Главный закон о здравоохранении мы приняли. Сейчас у нас закон о вакцинации в разработке. Буквально вчера (18 августа 2015 года) 3,5 часа была дискуссия по нему. Этот закон необходим, чтобы мы могли нормально прививать наших детей.

- Как вы оцениваете эпидемиологическую ситуацию в городе. Ухудшилась ли она в результате обстрелов ВСУ?

- Нормальная. Хлорирование у нас проводится не так, как раньше. Сейчас на каждой очистной станции есть резервуар, который хлорируется, и потом оттуда подается вода. Хлор есть. С усилением обстрелов эпидситуация остается стабильной, мы делаем для этого все возможное.

- Коснемся ситуации на линии разграничения. Использует ли ВСУ запрещенные виды вооружения при обстреле Горловки? Если да, то какие?

- Регулярно используется запрещенные орудия. Например, тяжелая артиллерия калибра 152 мм, танки, минометы свыше 100 мм. Минские договоренности ситуацию не изменили. Количество обстрелов уменьшилось только на время, а за последние четыре недели наоборот усилилось.

Р. Храменков и заглавы миссии ОБСЕ А. Хуг

- Миссия ОБСЕ фиксирует обстрелы в Горловке?

- На сегодня наблюдатели ОБСЕ пока не отказывались фиксировать обстрелы Горловки. Недавно они смотрели разрушения в Майорске и в Никитовском районе. Мы постоянно связываемся с ними по поводу всех обстрелов и разрушений, которые у нас есть в городе. Они нас не предупреждают, куда собираются ехать. На одной из последних встреч мы договорились, что представители СММ будут нам сообщать цели своих визитов и маршруты. Мы предложили им открыть здесь постоянный офис с проживанием и питанием, даже согласны всем обеспечить. Хуг (Александр Хуг – заместитель председателя СММ ОБСЕ – прим. ДАН) ответил, что не может принять такое решение.

- Как часто под обстрелом находится фармацевтический гигант «Стирол»? В целом, возможно ли возобновить производство?

- К счастью, за последние полгода не было обстрела завода. Единственное, повреждаются вводы электричества на предприятие, запустить его производство из-за этого невозможно.

- В случае эскалации обстрелов, подобных лету прошлого года, какие меры вы готовы принять для обеспечения безопасности населения? Планируются ли эвакуация из прифронтовых районов?

- Планируется ли эвакуация стратегически важных промпредприятий? Если да, то, какие и куда? Сколько на данный момент вообще работает в городе предприятий промышленности?

- В городе практически никакие промпредприятия не работают. К примеру, для запуска Горловского машиностроительного завода имени Кирова необходимо 4 электроввода. Мы не можем сейчас их обеспечить энергоснабжением, если у нас на весь город только два ввода. Угольная промышленность вся стоит. Все наши предприятия прекратили работу еще в прошлом году, когда начался конфликт.

Обстрелы прекратятся и все заработает. Сейчас наши стратегически важные заводы и фабрики пока все законсервированы. Они не работают, людей там нет, только охрана.

- Сколько сейчас людей живет в Горловке? Насколько численность населения изменилась в связи с боевыми действиями?

- Сейчас около 30 процентов жителей выехало, на данный момент в Горловке проживает ориентировочно 200-210 тысяч человек. Было около 300. Из прифронтовых районов, таких как поселок Гольмовский и район шахты 6/7 уехало более половины населения.

- Какие планы на ближайшее время ставите для себя в качестве руководителя городом по нормализации гуманитарной обстановки?

- Для нас самое главное - обеспечить город электроэнергией. Без нее город будет стоять. Это касается и котельных, и водовода. В случае продолжения активных боевых действий, мы попытаемся через ОБСЕ получить доступ на территории с повреждениями. Надежда остается и на выполнение Минских соглашений

Спасибо за интервью.