Тысячи жителей Краснолиманского округа в 2022 году из-за боевых действий были вынуждены покинуть родную землю. Люди разбрелись по свету: кто-то осел в Донбассе, многие в поисках более спокойной жизни уехали в другие российские регионы. Прошло уже больше 3 лет, но они не утратили надежду на возвращение в родной край и готовы его возрождать. Ожидания усиливают события на Донбасском фронте: после успеха в Ямполе наши войска подобрались к окраинам Красного Лимана.
О том, чем сегодня живут краснолиманцы, кто им помогает, какие задачи решают муниципальные власти, мы поговорили с временно исполняющим полномочия главы администрации Краснолиманского муниципального округа Олегом Пономаревым.
Олег Васильевич, прежде хотим поздравить Вас с назначением! Это явно непростая работа — управлять муниципалитетом, находясь за его пределами. Но мы также знаем, что Вы не понаслышке знакомы с Красным Лиманом — там выросли, учились, строили свою карьеру. Когда в последний раз были на малой родине и какие чувства испытали, узнав, что вынуждены покинуть свой дом?
Начнем с 2014 года, когда проходил референдум. Более 90% жителей Красного Лимана проголосовали за независимость от Украины, за будущее с Россией. В конце мая 2022 года нас освободили. Люди с радостью встречали. Появилась надежда на лучшую жизнь. А выезжали в сентябре 2022 года. На душе кошки скребли: не хотелось оставлять родные места, люди надеялись, что это все временно.
Много краснолиманцев эвакуировалось?
По состоянию на сегодняшний день, из Краснолиманского округа эвакуировано около 3,5 тысячи жителей. Это те данные, которыми мы владеем, поскольку многие выезжали самостоятельно в другие регионы России, и со многими связь утеряна. Цифра, которую я озвучил, это те граждане, которые по каким-либо вопросам обращались и обращаются в администрацию, и мы можем их фиксировать.
А много ли тех, кто пожелал остаться?
На подконтрольную украинским войскам территорию тоже выехало немало, некоторые остались в самом Красном Лимане. Судьба у каждого по-разному складывается. Остались там и знакомые, и друзья, и родственники наших земляков, пытаемся общаться через третьих лиц. Связи прямой с ними нет, но мы в курсе, насколько людям тяжело выживать. Они нас ждут. По тем данным, которые мы получаем, в том числе из открытых источников, около 2-3 тысяч человек все еще находятся сейчас в городе.
А сколько проживало там до начала СВО?
До начала Специальной военной операции, согласно последней переписи населения, в Краснолиманском округе проживало около 40 тыс. жителей. В городе — порядка 22 тысяч, остальные — в селах.
Не многие представляют, чем в принципе занимается администрация округа, де-факто находящегося в оккупации. Какие задачи решаются в этих условиях?
Планирование деятельности администрации, которая временно находится на территории Енакиево, строится исходя из отсутствия административной территории Краснолиманского муниципального округа. Основным направлением нашей деятельности является поддержка земляков, улучшение качества их жизни.
Для нас важна обратная связь с жителями округа. В этих целях мы много внимания уделяем развитию групп в социальных сетях. Соцсети позволяют нам демонстрировать позитивные новости, рассказывать о наших мероприятиях, давать разъяснения по нормативным актам Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.
Администрация тесно взаимодействует с благотворительными фондами, которые почти три года помогали нам обеспечивать всем необходимым наших земляков. Сейчас при поддержке гуманитарных организаций помогаем вновь прибывающим, поскольку населенные пункты освобождаются нашими военными — им отдельное спасибо — и наших людей вывозят. Тех, кто пожелал остаться в Енакиево, обеспечиваем гумпомощью. Это продовольствие, одежда, гигиенические наборы.
Какую еще работу выполняет муниципальная власть?
Занимаемся разработкой документов, приведением их в соответствие российскому законодательству. Это касается регулирования земельных отношений, создан реестр муниципального имущества, в котором ведется учет объектов недвижимого имущества. Создана и утверждена комиссия по установлению мер социальной поддержки граждан, жилье которых утрачено или повреждено в результате боевых действий, а также утратившим имущество первой необходимости. Разработаны постановления по квартирному учету, жилищному хозяйству, выполняется процедура по присвоению, изменению или аннулированию адресов в Государственном адресном реестре. Жителям оказывается первичная юридическая помощь, им также доступно правовое просвещение.
Мы принимаем все необходимые меры по социальной защите населения, занимаемся подготовкой кадров для муниципального образования, ведется работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимаемся проверкой условий их жизни и соблюдения опекунами прав. С 2022 года взяты на учет 15 семей, которые получили статус многодетных.
Уже многое сделано, подготовлены распорядительные документы. Мы понимаем, что по возвращении в Красный Лиман будет не до этого.
Как живут сегодня краснолиманцы?
Часть людей проживает в пункте временного размещения, который организован на территории студенческого общежития, некоторые арендуют жилье самостоятельно, кто-то живет у родственников или знакомых.
Взаимодействуем с гуманитарными организациями. Спасибо им большое. К кому ни обращались, никто не отказывал — и с большой земли, и в Донецкой Народной Республике. Особенно в период первой волны в 2022–2023 годах был большой запрос на гумпомощь, пока люди оформляли документы, паспорта, пенсии.
А какую роль играет администрация Енакиево?
Нас город Енакиево принял. Большое спасибо администрации, главе округа. Здесь находится пункт временного размещения, в котором проживают наши граждане, и его содержание, а также обеспечение жителей полностью легло на город. Кроме этого, в общежитии металлургического завода (ЕМЗ) наши люди проживают, то есть Енакиево приняло нас, как родных. Да мы уже и стали родными.
Все ли получили российские паспорта, оформили пенсии?
В середине октября село Торское было освобождено от ВСУ. Оттуда приехали 13 человек. Половина уже получила российские паспорта, остальные ожидают. Это не так быстро все же — в течение 30 дней готовятся документы. Прибывшие с 2022 года — все получили паспорта граждан РФ, оформлены пенсии и пособия. Активно работают органы соцзащиты, и наши сотрудники помогают людям оформлять выплаты. Наши юристы помогают с составлением заявлений, с закрытием тех же трудовых книжек украинских (с работодателями по последнему месту работы).
Кстати, известная история.
Нормативные документы все есть, всё делается. Просто нужно пройти эту процедуру. Человек приезжает в администрацию, подает заявление, подписывает согласие о персональных данных, мы оформляем документы, вносим изменения. Это при условии, если человек, гражданин Российской Федерации, не работающий. Если он работающий, то нынешний работодатель вносит в трудовую книгу запись о прекращении трудовых отношений с прежним работодателем.
Это, если документы в порядке, а если, как водится, утеряны или сгорели?
Вы правы, потому что кто-то успел забрать документы, а у кого-то они сгорели или невозможно было их попросту получить. Каждый случай индивидуален. Если не требуется прохождение каких-либо дополнительно комиссий, подтверждения, в пределах администрации именно по трудовым отношениям все решается. Но если документы утеряны, то подключается межведомственная комиссия в Донецке — вся информация о порядке действий размещена в соцсетях, в нашем телеграм-канале и на официальном сайте Краснолиманского муниципального округа.
В межведомственной комиссии тоже определенная процедура: подать заявление, предоставить двух свидетелей нужно, которые подтвердят ваши сведения о работе.
А если нет свидетелей?
Вы знаете, находят. И мы помогаем. Случай был. Человек работал на железной дороге, потом устраивался здесь, в Донецкой Народной Республике. Трудовой книги не было. А у нас три депутата — сотрудники железнодорожного транспорта. В итоге нашли людей, которые смогли подтвердить искомую информацию.
Сарафанное радио в действии?
Да. Оно эффективно работает. При желании можно, да. Если, конечно, человек в течение года менял 3-4 места работы, будет сложнее. Но ничего невозможного нет.
Какие еще виды социальной поддержки оказываются краснолиманцам?
К примеру, в 2025 году около 500 человек оформили материальную помощь отдельным категориям лиц в размере 5 тыс. рублей, больше десятка получили единовременную помощь эвакуированным — 10 тыс. рублей, иную господдержку получают полсотни граждан, доходы которых не превышают установленного в текущем году порога.
Краснолиманцы пользуются теми же правами, как и все россияне. Конечно, есть льготы для многодетных семей, семей участников СВО и так далее. На повестке дня и вопрос организации отдыха детей.
Расскажите о быте людей. Как они живут? Насколько комфортны условия? Понимаем, что среди них много людей преклонного возраста, есть и дети.
Пункт временного размещения, чтобы было понятно, это здание общежития для учащихся: комнатки небольшие, общая кухня. Электричество есть, телевизоры, другая бытовая техника. Поначалу, конечно, не было ничего. Однако нам очень сильно помогали. С той же посудой. ПВР выдавал и продолжает выдавать. В общем, элементарные условия имеются. Главное — живые и не в подвалах.
Как настроение?
Настроение — домой. Когда на сходах с гражданами встречаюсь, первый вопрос «Когда домой?». Говорят, вы там поближе, должны знать.
Как часто встречаетесь с земляками и с какими проблемами обращаются?
Встречаемся с людьми один-два раза в неделю точно. В основном, в ПВР, но Енакиево хоть и город, но небольшой, поэтому часто видимся на улице, к примеру, в очереди в магазине. Так порой даже лучше, чем официальный прием. Проблемы какие? Во-первых, все хотят домой, ну и мелкие бытовые вопросы возникают, в том числе по содержанию помещений в ПВР, связанные с водой — но это проблема сейчас всеобщая, здесь нужно время — выдержать, пережить.
Вернемся к Красному Лиману. Олег Васильевич, вы знакомы с ситуацией в городе?
В целом, информацию мы пока черпаем из интернет-ресурсов или кто-то из знакомых присылает видео или фото. В сложившихся условиях тяжело даже судить о том, какова реальная ситуация. Надо понимать, что ведутся боевые действия. Но хочу сказать, что у моих земляков не просто есть желание попасть домой, они хотят отстроить город и вернуться к нормальной жизни. И эта искорка не то чтобы не угасла, она сейчас наоборот разгорается с продвижением Вооруженных сил.
А есть ли среди краснолиманцев участники СВО?
Да, есть участники СВО. Официальной статистики нет, но, как вы говорите, сарафанное радио работает. Один из наших депутатов, кстати, участник спецоперации. В 2023 году он заключил контракт.
Администрация округа активно работает на выявление и взаимодействие с ополченцами и участниками СВО. Но узнаем мы о них только путем личных связей, то есть через знакомых и друзей. Узнали о некоторых ополченцах, которые проживают на территории Республики с 2014 года. Многие из них сейчас являются участниками спецоперации. И среди эвакуированных в 2022 году граждан тоже есть бойцы СВО.
Мы активно взаимодействуем с ополченцами, которые являются ветеранами боевых действий и уволены в запас. При их непосредственном участии в администрации проходят различные патриотические мероприятия, встречи, поздравления и награждения к государственным праздникам. Некоторые из военнослужащих сейчас занимаются гуманитарной миссией. Оказывают помощь в зоне боевых действий. Не забывают и краснолиманскую детвору, часто привозят подарки, например, канцтовары.
К сожалению, не обходится без потерь. Постепенно узнаем о наших героях, павших в боях за Донбасс еще с 2014 года. Информация о них размещена на стенде в администрации, в официальных веб-ресурсах. Мы чтим память и никогда не забудем земляков, отдавших свои жизни за Родину!
А много детей из Красного Лимана в Республике?
У нас 132 ребенка, о которых мы знаем наверняка. С ними тоже постоянно ведется работа. К Новому году будут подарки — от Единой России, коммунистической партии. Планируется проведение утренника. С администрацией Енакиево уже согласовали место, продумываем программу. Те дети, которые не смогут посетить утренник, возможно далеко ехать или еще по каким-то причинам, свой подарок получат по почте. У нас уже была такая практика — успевали до Нового года.
Вы сказали, что администрация постоянно готовится к возвращению в Красный Лиман. А есть ли какой-то план действий на первые дни?
Конечно, готовимся. Например, для выполнения задач по благоустройству еще в 2022 году было приобретено девять единиц коммунальной техники. Также имеются в запасе экскаваторы, генераторы — всё, что необходимо.
Сейчас работаем с медицинскими организациями, с МЧС. Нам нужно будет определить условия проживания оставшихся в городе жителей. Возможно кто-то захочет эвакуироваться. Накапливаем материальные резервы.
Сформирован и план социально-экономического развития округа. Разработан эскиз для благоустройства сквера им. Леонида Кизима, проведена работа по подготовке плана размещения модульного городка для людей, оставшихся без жилья и многое другое.
В первые дни возвращения наиболее остро будет стоять вопрос разминирования. А далее большая работа — обследование объектов жилого и нежилого фонда, восстановление систем жизнеобеспечения.
Одной из главных задач будет организация медицинской помощи и доставки жизненно необходимых медикаментов.
Не менее важным считаю обеспечение граждан достоверной информацией о событиях в Республике и стране. Для этого планируем возобновить выпуск нашей газеты «Заря» с почти вековой историей. Она начала печататься в 1929 году, и теперь станет главным источником новостей для краснолиманцев.
Каково настроение у людей сегодня?
Все сейчас на подъеме. С каждым днем все больше веры в победу и радости. На работу приходим, общаемся, перед началом рабочего дня даже устраиваем пятиминутки — делимся новостями, чаще военными успехами наших.
А вы лично, как человек, что первое сделаете, попав в Красный Лиман?
Пойду, наверное, родительский дом посмотрю. Готовимся к худшему, надеемся на лучшее. Мои родители погибли в 2022 году…
Краснолиманский район до всех событий был одним из главных туристических центров в Донбассе: густые грибные леса, чистые озера и пруды. Какой ущерб нанесен боевыми действиями?
Оценить ущерб по одним только фотографиям и видео, которые просачиваются еще с оккупированных территорий, трудно. Ущерб огромный. Очень много уничтожено пожарами. Кроме того, там необходима большая работа по разминированию. И когда будет это все сделано, сказать трудно. Но планы восстановления, в том числе лесовосстановления, есть. Места там хорошие. По свидетельствам наших краеведов, леса начали высаживать еще в XVIII веке. Огромная работа проделана после Великой Отечественной войны. Наши предки тогда думали, как будем жить мы, поэтому и мы будем думать о следующих поколениях.
Планируете возвращать округу статус туристического центра?
Однозначно будем возрождать наши леса. Это большая и тяжелая работа. На территории округа действовало четыре лесхоза: Краснолиманское, Дробышевское, Ямпольское и Святогорское лесничества. Будем постепенно организовывать их заново и возрождать наши леса – «легкие Донбасса».
В развитии туризма можно сделать акцент на туристических маршрутах в заповеднике «Меловая флора». Он занимает территорию возле сел Кривая Лука, Закотное и Ямполь. Здесь можно организовать экологические тропы с осмотром уникальных растений, а также исторических мест (восстание Кондратия Булавина). К тому же возможно организовывать сплавы на байдарках по реке Северский Донец. Идей много, но все это будет реализовано только после полного освобождения округа, разминирования территорий, обеспечения нормальной жизни. Вернуть статус реально. Инвесторов будем привлекать. Ничего сложного нет — просто надо работать.
А молодежь готова помогать?
У нас много молодежи. К примеру, первое время весь груз ответственности по восстановлению мирной жизни ложится на МЧС и местные органы власти. Я отдал службе в МЧС 25 лет и ситуацию знаю. Ребята, которые вместе с нами выходили из Красного Лимана, сейчас работают в Мариуполе, Енакиево, Ждановке. Мой сын, кстати, работает в МЧС, старший лейтенант уже. Там — молодежь. И настроены возвращаться в Лиман, как только будет такая возможность. Помимо этого, многие поступили в вузы и говорят, что по окончании приедут восстанавливать родной город.