Жители ДНР 7 апреля отметили День провозглашения Республики. Второй в ее истории. Год непрекращающихся обстрелов со стороны украинской армии, борьбы за свободу и все новых поисков мирного урегулирования конфликта в Донбассе. Параллельно этому, несмотря на военное время, по всей территории ДНР начались процессы восстановления разрушенного, выплаты пособий, пенсий и заработной платы. В условиях блокады налажена хозяйственная деятельность. О принятых решениях, планах и стратегии развития региона с ДАН поделился Глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко.
- Александр Владимирович, как Вы оцениваете прогресс в формировании молодого государства и его институтов спустя два года после провозглашения Республики? В каких областях государственные механизмы уже функционируют полноценно, а где предстоит еще много работы?
- То, что сделал народ Донбасса – беспрецедентно. За два года мы сформировали полноценное государство, и это, несмотря на продолжающуюся войну, экономическую блокаду со стороны Украины, санкции Запада и многое другое. Фактически мы прошли точку невозврата. Наша страна достигла того уровня, когда ее, условно говоря, уже нельзя «отменить».
Хочу напомнить, что в основе нашего государства лежат демократические процедуры – референдум и всеобщие выборы, в которых приняло участие подавляющее большинство жителей Донбасса. Именно поэтому мы прямо заявляем, что наша Республика более легитимна нынешней Украины, в основе которой лежат госпереворот и выборы на фоне открытого политического террора.
Нам ещё многое предстоит. Главное – победить в войне и перевести государственное строительство на мирные рельсы. Но это, как вы понимаете, зависит не только от нас. Необходимость противостоять украинской агрессии приводит к некоторому дисбалансу. В этой связи стоит указать, прежде всего, на кадровую проблему. Сейчас на передовой находятся люди, которые могли бы серьёзно усилить наши госинституты. Но сейчас они вынуждены с оружием в руках отстаивать независимость.
- За два года Вы как-то пересмотрели свои взгляды на саму идею Республики? Что сегодня видится по-новому, какие принципы остались неизменными?
- Нет, мои взгляды не изменились. Хочу напомнить, что война – не наш выбор. С самого начала мы вполне мирно заявили о своём несогласии с переворотом в Киеве и теми идеалами, которые были провозглашены там после майдана. Мы заявили о праве самим решать свою судьбу, основываясь на своих традиционных ценностях и представлениях о будущем для себя, своих детей и внуков.
Единственное, что изменилось за это время – понимание того, что полагаться в борьбе за собственные права мы должны, прежде всего, на самих себя. Мы должны сделать своё государство независимым и сильным. Значит, надо ещё больше работать. Что ж, мы к этому готовы. И главное – к этому готов народ Донбасса.
- ДНР пока официально признана только Луганской Народной Республикой и Южной Осетией. Какими Вы видите дальнейшие перспективы международного признания?
- Это очень трудная задача. Мы понимаем, что в условиях, когда под давлением Запада большинство государств мира, в том числе те, которые хотели бы наладить с нами основанное на признании взаимовыгодное сотрудничество, не могут себе этого позволить, придётся жить в условиях частичной изоляции. При этом многие страны, которые не могут публично признать нашу Республику, находят способы взаимодействия с нами в экономических вопросах без последствий для себя. И такое сотрудничество требует творческого подхода. И готовность к такому подходу проявляем как мы, так и наши партнёры.
Именно от экономического взаимодействия зависит благосостояние государства и его жителей. Сейчас на повестке дня – торговые вопросы и вопросы производственной кооперации. Прежде всего с Россией, но и с другими странами. Работа в этом направлении идёт, и результаты уже имеются.
- Как Вы оцениваете нынешнее состояние процесса мирного урегулирования, в частности, работу подгрупп Контактной группы, которые формировались прошлой весной?
- Процесс мирного урегулирования фактически заморожен, не успев начаться. Даже первый пункт Минских договорённостей относительно перемирия, не соблюдается. Украинские военные постоянно и по нарастающей обстреливают нашу территорию, регулярно совершают провокации. Что касается других пунктов Комплекса мер, то они либо не исполняются Киевом, либо имитируются. Причина проста – Киев надеется рано или поздно решить конфликт силовым путём.
При этом работу самой Контактной группы и её рабочих подгрупп я считаю важной и полезной. Во-первых, они обеспечивают если не диалог с Украиной, то хотя бы прямой контакт. А это важно, особенно в условиях сохраняющегося военного противостояния. Во-вторых, работа в КГ и подгруппах может сама по себе оказать влияние на Киев и подвинуть его к началу полноценного диалога с целью урегулирования. Это обычная история.
- Приходится ли сейчас ждать решительных подвижек на переговорах?
- В рабочих подгруппах решаются вопросы, которые могут считаться «частными», но если их число будет расти, это может привести к изменению качества переговоров. Я уже не говорю о том, что в самом Киеве могут произойти политические изменения в сторону выздоровления, и тогда у нас будет готовая площадка для диалога.
А сейчас решительных подвижек я не жду. Прежде всего, потому, что Киев демонстрирует неготовность к диалогу и, следовательно, к политическому урегулированию. Так что приходится ждать изменений в глобальной диспозиции и надеяться, что по весне у киевской власти не случится обострения.
- Один из пунктов Минских договоренностей – решение ситуации с экономической блокадой Донбасса, которую ввел Киев. В связи с ней ДНР пришлось примерно год назад ввести мультивалютную систему, которая спустя полгода была заменена рублевой. По сегодняшней оценке, полностью ли оправдались эти решения?
- Этот процесс был неизбежен по причине того, что Киев своей блокадой сам определил выход Донецкой Народной Республики из экономического, финансового и промышленного поля Украины. Затем лишили пенсий наших стариков, заморозили зарплаты служащим, и наступила полная транспортная блокада. Таким образом, Киев фактически запустил политику геноцида.
- Как в целом Вы оцениваете ход стабилизации и восстановления экономики ДНР? Каковы ключевые достижения в промышленности, торговле, обеспечении граждан необходимыми услугами и товарами?
- В экономическом смысле прошедший год можно назвать годом стратегических решений. Мы определяли общее направление развития экономики – интеграция с Российской Федерацией. Кроме того, шла разработка законодательства и нормативных документов, регламентирующих экономическую деятельность в государстве, создавались различные программы перспективного развития практически всех отраслей народного хозяйства и частного бизнеса. Эта работа продолжается и сегодня, но теперь мы более активно решаем и вопросы тактического характера. Работаем с конкретными предприятиями, внедряем проекты. До полной стабилизации экономики, разумеется, еще далеко. Пока остается угроза полномасштабных боевых действий, и продолжаются многочисленные обстрелы со стороны ВСУ, о полноценном восстановлении и развитии говорить еще рано.
Важным фактором для потенциальных инвесторов является угроза потерять все свои вложения после очередного обстрела или теракта. Бизнес готов вкладывать средства в ДНР, но только когда в Республике наступит устойчивый мир.
Что касается обеспечения жителей необходимым минимумом, то всё познаётся в сравнении. Можно легко сравнить ситуацию сегодня и, например, зимой 2014-2015 годов. Как выглядели полки магазинов? Они были практически пустыми. Сейчас все товары в ассортименте и дефицита нет. Работает сеть республиканских супермаркетов, введён жесткий контроль ценовой политики.
- Какие приоритеты развития экономики Республика ставит на текущий год?
- Приоритеты развития у нас прежними – восстанавливать, строить, создавать. По-прежнему наиболее актуальными остаются металлургия, машиностроение и углепром, но и все остальные сферы не лишены пристального внимания. Главное – дождаться стабильного и уверенного мира, тогда темпы восстановления Республики вырастут в разы.
- Планируется ли повышение пенсий и других выплат?
- Да, такие вещи планируются всегда. Но этот процесс также зависит от прекращения боевых действий, восстановления экономики и наполнения бюджета. Мы пока не готовы планировать бюджет государства в долгосрочной перспективе, например, на год. Но я обещаю, как только возможность повышения пенсий и соцвыплат появится, они будут повышены. Мы понимаем, что в условиях роста цен, пусть и не такого значительного, как на Украине, выживать на довоенные пенсии сложно. Мы компенсировали этот рост заморозкой тарифов на коммунальные услуги, контролируем стоимость товаров и услуг социального характера. Повышение зарплат, пенсий и соцвыплат является одним из высших приоритетов для государства. И это обязательно произойдет. Когда и на сколько - сегодня сказать трудно. Надеюсь, что ничего не помешает провести повышение уже в текущем году.
Паспортизация идет по плану. Вначале выдаем молодёжи и тем, кому по возрасту пора менять документ. Уже выдано несколько сотен республиканских паспортов. Думаю, к лету документами будут обеспечены все остронуждающиеся. Затем будем выдавать всем жителям Республики. Пока этот вопрос не стоит остро. Я бы посоветовал не создавать ажиотажа и просто подождать. В конце концов, все желающие смогут избавиться от этого «трезубца». Процесс набирает обороты.