Фото: пресс-служба Москонцерта

Уже почти два с половиной года артисты из Москвы в составе культбригады Москонцерта радуют своим творчеством военнослужащих в зоне СВО, поддерживают раненых бойцов в госпиталях, дарят сказки детям Донбасса и Новороссии. За это время в четырех регионах удалось организовать свыше 800 выступлений, и прямо сейчас артисты также находятся в ДНР и ЛНР, давая концерты на ужасающей жаре. О предпосылках работы в воссоединенных регионах, самых ярких моментах и планах работы после спецоперации в интервью Донецкому агентству новостей рассказал гендиректор «Москонцерта» Илья Бачурин.

— Когда вы поняли, что Культбригада Москонцерта нужна в воссоединенных регионах? Возможно, какое-то знаковое событие подтолкнуло к этому решению?

— С самого первого дня спецоперации мы начали готовить выезды артистов. И первые выезды были не в формате культбригады. По сути, были они организованными в рамках частной инициативы. После первых концертов стало понятно, что ребята даже в самой тяжелой ситуации, а она была в 2022-м году совсем не такая, как сейчас, — напряжение, непонимание многих аспектов происходящего, просто очень тяжелая физически и моральная ситуация, вот такой был фон для этих первых концертов — даже в такой ситуации ребята, перед которыми мы выступали, говорили слова благодарности.

И мы видели, что это слова абсолютно искренние. Буквально после первой же композиции. Какие-то первые аккорды звучат, человек отключен, он не понимает еще, что происходит и зачем сейчас нужны песни, и почему вообще вдруг у него картинка так неожиданно и резко поменялась. Только что боевые действия, только что кровь, только что раненые и погибшие товарищи, и тут вдруг люди с гитарами, с какими-то акустическими устройствами, с микрофонами, песни поют. Первая композиция, половина ее, это обычно такая настройка человека на концерт дальше. Подключение происходит практически в 100% случаев. Отработано нами уже больше 800, наверное, под 900 концертов. Много на самом деле, и считаем мы их не регулярно. Нет у нас цели цифрами кого-то удивлять. Но точно сделано сейчас больше 800 концертов.

Фото: Москонцерт

И каждый раз происходит примерно одно и то же. Каждый раз люди, уставшие, приходят, не совсем понимают, зачем концерт, для чего, и подключаются очень быстро, и к концу выступления и подпевают, и сами выходят на сцену, поют свои песни, читают стихи. У людей открывается творческое измерение, что для нас является лучшим подарком, потому что нам важнее всего как раз привезти ребятам чуть-чуть теплой, домашней, родной жизни. И это каждый раз удается, правда. С самого начала так было, и сейчас так.

— Сейчас, я так понимаю, основная доля концертов идет для военнослужащих и раненых бойцов, которые в госпиталях находятся, правильно?

Да, это именно так. Большую помощь в организации этих концертов оказывает Департамент культуры Министерство обороны. На самом деле, сейчас значительно более организованы все процессы в зоне специальной военной операции, в том числе и творческие. Они не в таком сумбурном и иногда даже хаотичном режиме происходят, как в 22-м году. Когда мы начинали ездить, нам никто не мог помочь, кроме командира части или замкомандира, который говорил, все, собираю людей, во сколько-то будьте готовы выступать. Сейчас по-другому. Сейчас Департамент культуры Министерства обороны организовывает буквально даже и выезды, то есть нам значительно меньше приходится организационной работы проделывать самим, меньше ответственности принимать на себя, в частности по безопасности.

Фокус на военнослужащих был с самого начала. Мы с самого начала старались выступать как можно больше для военных. Но это всегда было очень сложно и решалось на уровне горизонтальных связей и договоренностей с командирами и замполитами. А сейчас, действительно, на уровне министерства обороны нам эту работу помогают вести очень активно. И к нам в выступлениях очень часто подключаются фронтовые творческие бригады, которых уже четыре. Они по всем группировкам войск распределены. И мы уже знакомы со всеми четырьмя фронтовыми творческими бригадами, со всеми работали вместе, выступали. И хочу сказать, что это потрясающие, высоко мотивированные артисты, но в первую очередь они являются военнослужащими. И для нас большая честь делить с ними сцену и выступать вместе.

— А не было в самом начале таких, скажем, сомнений о том, стоит ли вообще ехать? Все-таки на вас лично ответственность за артистов.

Страха не было с самого начала. Даже в момент, который можно характеризовать как опасный, когда мы точно знали, что на наше выступление собираются устроить «подарочек», прислать нам какую-нибудь зарубежную армейскую ракетную заготовку. Но мы с такими рисками работали и работаем очень ответственно, стараясь в первую очередь не создавать рисков для тех, перед кем мы выступаем, ну и сами тоже стараемся не подставляться.

Что касается безопасности, по сути никогда нет анонсов наших концертов. Никогда мы не говорим никому заранее о своем маршруте и планах по выступлениям. Более того, договариваемся о площадках в общем и целом, а потом конкретно созваниваемся прямо перед выступлением и фиксируем время, подъезжаем так, чтобы не было времени с этой информацией, если она через какие-то сети утечет, чтобы не было времени у врагов ее отработать и прислать нам опять-таки какие-то дорогостоящие летающие подарочки.

— А в целом было такое, что попадали под обстрелы во время выступлений?

— Да, чаще всего это случайные обстрелы, которые не были прямо нам адресованы. Потому что когда по наводке стреляют, стреляют достаточно точно. И на нас, конечно же, не пожалели бы и ракеты. А арта, которая прилетает рядом, это привычное и, в общем, не сильно беспокоящее дело. От ракет лучшая безопасность — это информационная безопасность. Чем тише себя ведешь, чем точнее соблюдаешь все правила информационной гигиены, тем меньше шансов попасть под ракету, под ракетный обстрел.

Что касается артистов, никто и никогда не заставлял ехать сюда работать. Всегда есть очередь желающих выехать с культбригадой. И мы формируем состав, исходя из неких творческих соображений, в первую очередь, предполагая заранее, перед кем нам нужно будет выступать, где мы будем выступать, и стараясь предугадать те творческие моменты, которые порадуют аудиторию максимально. Если мы знаем, что у нас будет большинство госпиталей на выезде, то поедут артисты, которые идеально работают по палатам, которые не создадут дискомфорта для ребят, когда будут петь им в палатах. Если это большие площадные концерты, то состав усиливается, берем иногда до семи-восьми артистов, бывали такие большие группы, хотя обычно ограничиваемся тремя-четырьмя, потому что хронометраж, стандартный хронометраж программы, всего-навсего час, и бывает так, что и меньше. Вот сейчас мы выступаем в жуткую жару, и нет возможности ни утром, ни вечером проводить эти концерты, они проводятся днем в очень сильную жару, и мы понимаем, что ребятам очень тяжело. Концерты бывают по 40-50 минут. Вот это самые короткие, конечно, концерты за все время наших выездов. Это вот сейчас по жаре. Никакие ракетные обстрелы, никакой холод нас никогда так не пугал. Ну не то, что не пугал, так не сокращал нашу программу, как вот нынешняя буквально 50-градусная жара, когда все плавится.

— Какие самые интересные поездки и проекты культбригады можно выделить сейчас, с позиции уже двухлетнего опыта работы в Донбассе и Новороссии?

— Объехали мы все четыре новых региона вдоль и поперек, и наши первые выезды, они строились как раз по принципу: заехали в Луганск, заскочили сначала на север, а потом поехали вдоль линии боевого соприкосновения вниз, потом в Донецк, в Запорожскую область, Херсонскую. То есть мы за один выезд проезжали все четыре региона. Сейчас стали делать немного по-другому. Но мы были, наверное, в каждом более-менее крупном населенном пункте.

Конечно, самые яркие вспышки — это концерты полевые перед пацанами, которые только что, так сказать, вышли из соприкосновения боевого, либо на порог заходят на решение каких-то задач. Это эмоционально самые сложные и самые яркие воспоминания. Сложные, потому что человек, который сосредоточен на боевых задачах, либо он только что их решал и вернулся, либо он сейчас пойдет их решать, он, конечно, очень тяжело увлекается в какую-то творческую активность. Он все равно сохраняет внутреннее сосредоточение, но при этом и реакция, как ни странно, она прорывается сквозь эту замкнутость и сосредоточенность. Реакция этих ребят, она самая ценная, самая яркая.

И еще мне кажется важным, что культбригады работали и работают в нескольких направлениях. Так, мы делаем и детские выступления, привозим детские спектакли на Новый год, и будем делать обязательно опять большие новогодние елки для детишек. И у нас есть молодежная программа для студентов, учащихся, называется «Креативная культбригада». В рамках этого проекта мы, наш департамент культуры Москвы, объединяется с департаментом предпринимательства и инновационной политики, и мы тут всем уже рассказываем про то, как молодые люди могут дистанционно получать какие-то важные для них ресурсы, например, гранты, участие в каких-то образовательных и профессиональных программах дистанционно, выезды на какие-то большие крутые форумы. Объездили примерно все территории. Огромное количество друзей и знакомых. Вузы точно примерно все посетили. Уверен, что ни одного не осталось не посещенного во всех четырех регионах.

Главными нашими событиями были новогодние выступления. Со специально сделанной детской программой, которая называлась «Новогодняя тайна пятой планеты». Мы отработали несколько десятков этих представлений и охватили почти 6 тысяч детишек. И это, конечно, для меня, лично, внутренне, все равно один из важнейших результатов. Конечно, с бойцами это просто ежедневная и постоянная работа. Мы ищем ее, максимально стараемся в нее включаться. А вот с детьми — это и огромная радость, еще как вот я воспринимаю все-таки, огромная, такие маленькие капельки своей любви, доброты, творчества привозим. Им завтра восстанавливать всю нормальную и даже не просто нормальную, самую крутую вообще жизнь на этих территориях, в этих прекрасных, светлых, дружелюбных регионах. Вот детишки — это будущее, это совершенно не пустое слово. И им, уделяя внимание, мне кажется, мы вносим очень важный вклад в то, чтобы жизнь здесь, на Донбассе, и в Запорожье, и на Херсонщине, чтобы она встала на такие настоящие устойчивые рельсы как можно скорее.

Детишки должны вовлекаться во всякие правильные творческие мероприятия, на которых они должны понимать, что они нужны и важны. В общем, вот это вот все, это не пустые слова. Я просто чувствую сейчас, насколько детские программы наши, насколько они тут тепло воспринимались.

— Вы уже говорили о том, что будете продолжать работу в Донбассе и Новороссии и после завершения СВО, а будет ли как раз таки сделан упор на изменения самого репертуара, и непосредственно того, на кого он рассчитан? Потому что, как мы уже раньше говорили, сейчас по большей части упор идет как раз-таки на военных, на тех, кто в госпиталях находится. А вот как после СВО, может быть, есть какие-то планы?

— Очень сложно прогнозировать, как сложится работа после СВО в новых регионах. Но точно могу сказать, что мы отсюда не хотим уходить, не будем уходить. Будем работать, продолжать. Формы, я надеюсь, будут другими. Смотрите, если сейчас мы должны делать, по сути, такие полевые концерты, потому что массовые мероприятия законодательно запрещены, по сути, во всех новых регионах. Мы действуем, конечно, на законных абсолютно основаниях, потому что это уставная деятельность организации, и организации культуры имеют право осуществлять уставную деятельность на территориях всех регионов, где запрещены массовые мероприятия. Ровно это мы и делаем. Делаем максимально аккуратно. Но вот будущее, оно выглядит уже по-другому.

В будущем должна быть очень четко запущена машина культурной деятельности самих министерств, регионов, где мы работаем — ЛНР, ДНР, Запорожской, Херсонской областей. В мирное время, как только заканчивается военное положение, как только заканчивается специальная военная операция, вся ответственность за культурную деятельность ложится на местные министерства. И я предполагаю, что наши выстроенные уже к настоящему моменту отношения с министерствами новых регионов позволят нам вот именно в этой уже такой правильной вертикали как бы управленческой административной, продолжать здесь работать, приезжать с концертами, обмениваться коллективами. И я точно знаю, что важнейшая часть — это выступление коллективов из Новороссии на площадках Москвы и других регионов России.

Культуру Новороссии надо представлять очень активно, очень ярко, потому что она этого заслуживает, во-первых. И во-вторых, потому что вот это ощущение нашей общности, нашей одной большой семьи, им хочется поделиться с жителями других регионов. Они должны понять, что четыре новых региона России — это не какие-то клочки земли, это не какие-то просто люди, это огромные пласты культуры, это богатейшие во всех отношениях и в культурном плане в первую очередь регионы. Поэтому после завершения СВО будем привозить самых лучших артистов, самые лучшие программы на все площадки Новороссии, на все площадки новых регионов. И обязательно будем приглашать артистов отсюда в Москву, и будем приглашать их в большие концертные программы, проекты, туры по России, которые сейчас стали развиваться, и мне это очень нравится. Очень хотелось бы с турами артистов Новороссии покататься по России.

— Илья Викторович, вы, вероятно, слышали, что нашим регионам пророчат большой строительный бум, который у нас должен развернуться, и он уже разворачивается. Можно увидеть это и на примере Мариуполя. Как вы считаете, по поводу культурных учреждений будет ли массовый бум, возможно, не только среди самих артистов, но и среди непосредственно аудитории, которая потянется к культуре после того, как все здесь снова начнет работать?

— Я в этом уверен. Уверен, что возродятся культурные площадки, культурные центры, творческие центры, молодежные, детские. Вижу, как они поддерживают свою работу в очень непростых условиях. Вижу еще один важный процесс, он идет прямо сейчас по всем новым регионам. Министерство культуры насыщает оборудованием и создает возможности для осуществления своей уставной, основной деятельности. Вот для этих организаций, для этих учреждений культуры, маленьких, небольших, в самых иногда просто глухих каких-то поселках, им присылают кинооборудование, им передают комплекты звукового оборудования, им передают необходимые вещи для обучения игре на музыкальных инструментах и для развития детского творчества.

И эта работа станет основой для последующего очень быстрого рывка в области культуры, когда закончится СВО. В этот момент культурные площадки уже будут готовы для того, чтобы принимать большое количество людей, проводить концерты, кинопоказы, лектории. Это все сейчас технически возможно и не делается по причине ограничений, связанных с СВО. Так что точно совершенно жизнь в регионах Новороссии будет совершенно другой, как только заканчивается СВО. Потому что, действительно, и потенциал человеческий есть, и технические вопросы уже во многом решены. Уверен, что и будут решаться дальше. Это будут и большие концерты на площадях.

Вот мы, культбригада, делали два года подряд концерты, посвященные годовщине освобождения Мариуполя. Посвященные первой и второй годовщине. Это важнейшая дата, великая победа, которую нельзя не отмечать. И мы это делали. Я мечтаю о том, чтобы, как только закончится СВО, отпраздновать освобождение Мариуполя. Мы проводили концерты в очень скрытых локациях, чтобы никто не узнал заранее, присутствовали в основном военные, мирных жителей по минимуму, но самое главное, что мы эту традицию празднования годовщины освобождения города создали. Не дали этой дате пройти мимо, пройти тихо, как надеялись враги наши, что никто не вспомнит. Ничего подобного. Мы не то, что не вспомним, мы не забудем ее, и каждый год этот праздник будет отмечаться только более масштабно. Вот я мечтаю о том, что когда закончатся СВО, мы наконец поставим большую сцену в самом центре Мариуполя и соберем всех жителей города, и приедут все звезды, и 20 мая просто прозвучит как большущий праздник всей огромной нашей России, всей нашей Родины.