На полях Петербургского экономического форума в этом году активно обсуждаются фундаментальные причины успеха человека — его стремлении к саморазвитию и реализации возможностей его таланта. О том, какие в стране созданы механизмы для этого, поговорили с Генеральным директором Российского общества «Знание» Максимом Древалем.
Общество «Знание» работает в регионах Донбасса и Новороссии с 2022 года. За эти два года какие выводы уже можно сделать? Насколько успешно ваша просветительская деятельность? Есть ли у вас там уже своя инфраструктура?
Ну, смотрите, действительно, с самого начала СВО мы включились в работу, в поддержку регионов — я не могу их назвать новыми — это вернувшиеся, наши регионы. Тогда было важно поддерживать молодежь, вовлекать их во все активности в стране. Учителей, потом военных. И так мы расширялись для всех групп населения. Как оценить успех? Мы смогли дотянуться до очень многих людей, вовлечь их в просветительскую активность: наш просветительский контент получил 1,8 млн просмотров от пользователей новых регионов и свыше 100 тыс. человек приняли участие в наших проектах оффлайн.
Знает про нас почти половина населения этих регионов. И что самое главное, 92%, среди тех, кто знаком с организацией, доверяют тому, что делает Общество «Знание».
Сегодня, когда мы говорим о том, что противостоим фейкам, дезинформации, манипуляциям, сохраняем историческую память, несем правду, отбираем информацию с точки зрения ее достоверности, актуальности, эффективности, роль проводника становится ключевой, проводника в этот мир знаний. И 92% доверия для нас — это очень ценный результат и огромная ответственность, потому что это как раз про эту роль проводника, которую мы получили.
И вот мое личное впечатление, глядя в глаза ребят, особенно в первые месяцы, когда мы работали: знаете, это уникальное чувство, ты видишь, насколько ценно, где-то уникально, в новинку то, что открывается, что мы даем, люди, которых привозим. Они не всегда в это верили, и это так, знаете, и грустно, и счастливо одновременно, потому что грустно, что долгое время такой возможности не было.
Но, слава Богу, сейчас это доступно для всех. И говоря про инфраструктуру, у нас всего в стране сейчас 14 Домов знаний. Это такие дома-хабы, где точки притяжения всех, кто хочет знаниями делиться, и кто хочет их получать, где ежедневно что-то происходит просветительское. Филиалы у нас во всех регионах, а Дома знаний сейчас существуют в 14. Три из них — в новых регионах: Мелитополе, Луганске и Донецке. Сегодня там доступны абсолютно все наши проекты для жителей.
Какая-то специфика есть в зависимости от региона?
Специфика везде есть, во всех регионах. Мы постепенно расширяли линейку проектов. Сегодня могу сказать, что абсолютно все проекты работают. И не только с точки зрения потребления знаний, но и жители регионов очень активно включаются в конкурсы, выступают сами как лекторы. У нас более 800 лекторов добавилось в наше сообщество из новых регионов, и зачастую это победители наших проектов Знание.Лектор и Знание.Премия.
В принципе, могу сказать, что новые регионы — одни из самых активных с точки зрения проектов общества «Знание», с точки зрения просветительской деятельности. Как я говорил, для них это было как глоток свежего воздуха, что-то новое. Действительно, там огромная мотивация у ребят, у молодежи, вообще у всех как-то развиваться, потреблять эти возможности и все это использовать.
И нам это особенно приятно и ценно, мы видим, насколько востребовано то, что делает общество «Знание». Есть специфика, есть проекты, которые специально запущены для новых регионов. Специально для новых регионов был разработан проект «Новые горизонты», позволяющий дотянуться до жителей самых удаленных районов ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Это четырехдневные просветительские маршруты, дающие возможность лекторам выступить перед максимальным количеством людей. Каждый маршрут — уникальная программа, в рамках которой на территории субъекта проводится серия форумов по одной из актуальных тематик.
Уникальность, конечно, и в том, что лекторы с самого начала СВО откликнулись и приезжают со всей страны, независимо от того, насколько это опасно, сложно. Все это время приходят с вопросами о том, как помочь, как быть полезным, как туда добраться, как поддержать.
В Донецке и Луганске с 2014 года очень сильно перестроился язык. У молодежи практически ушли украинизмы. В Херсонской и Запорожской областях сложилась такая ситуация, что детей нормально не учили русскому языку. А когда мы смотрим ролики на украинском языке, там так много мата: им просто не хватает словарного запаса. Может быть, есть у вас какая-то ориентация на это непосредственно «приземление» русского языка? Много ли у вас лекторов? Или это все равно идет через трансляцию русского языка?
Все правильно. Во-первых, как и тема ценностей, тема, особенно сегодня, связанная с историей, с исторической правдой, наших культурных каких-то аспектов, и в том числе языка, она вплетена во все наши проекты. И неважно, рассказываем мы про СВО или про исторические события, или про науку, политику, или еще что-то. Это всегда внутри примеры, внутри какие-то эмоциональные моменты. И элементы культуры и русского языка, они всегда есть. Но есть и отдельные направления непосредственно про русский язык, литературу, поэзию.
И, конечно, нужно сейчас ребятам дать знания, заинтересовать. Здесь часто работают форматы, знаете, не какие-то академические, а более простые образы. Это как раз спектакли, какие-то комиксы. Комиксы — это у нас популярный проект, только там не вымышленный персонаж, а герой СВО, мы рассказываем истории подвигов.
Даже учебники: уже не секрет, мы видели на каких учебниках учились в Запорожской области, Херсонской, и это тоже большая проблема. Там все исковеркано, вот так просто это не поменять. Сказать, как на самом деле было и что есть правда — так тоже не работает. Сколько мы работали, все были свидетелями того, как перевоспитали целые поколения, и что делали дети в Мариуполе. А их деды когда-то воевали с нацистами и, оказывается, можно воспитать поколение, которое забудет про это все. Забудет про роль своих дедов.
И у просвещения сегодня несколько задач. Традиционно это задача развития возможностей, но это и задача сохранения исторической правды, сохранения культурного ДНК, традиций, ценностей. Это идеологический суверенитет, по сути. С другой стороны, это сплачивание. Во многом мы где-то конфликтуем — разные страны, национальности — из-за того, что мы не понимаем друг друга. Как только мы понимаем, у нас уже нет этого отторжения, и мы ищем, как мосты какие-то наладить, как-то взаимоотношения улучшить, какие-то совместные проекты появляются. Знания — это источник понимания друг друга.
И говоря про проекты, направленные сегодня на противодействие фейкам, манипуляциям, сохранение исторической памяти, у нас есть много всего: например, мы проводим встречи с героями. «Знание.Герои» — большой проект. Мы начали со школьников, студентов, а сейчас к нам поступают запросы из министерств и ведомств, из разных вообще групп, слоев населения. Они хотят встречаться с ветеранами, с волонтерами, медиками. Теми, кто может из первых уст рассказать, что происходит, что такое мужество, что такое подвиг, что их сподвигло на это.
И это правильно: образы для подражания, правильные ориентиры, ценностные ориентиры. На основе них мы формируем комиксы, снимаем фильмы. У нас огромное количество уже серий про героев СВО, вообще про СВО и ее предпосылки, Украину.
Наши лекции затрагивают не только молодежь. У нас есть большой проект Знание.Государство: все министерства и ведомства, причем и в новых регионах — все же подвергаются манипуляциям, у всех есть вопросы. Полтора миллиона служащих министерств и ведомств за год мы покрываем вот такими лекциями, разговорами с очень авторитетными людьми. С военными мы тоже работаем: почти с самого начала СВО наши лекторы в составе агитбригад выезжают в зону СВО и в точки временной дислокации, мобилизации, госпитали, чтобы встречаться с бойцами, отвечать на их вопросы, рассказывать, как и что происходит. Огромная работа ведется на этом фронте.
Хочу задать последний вопрос. Общество «Знание „является генеральным партнером Центра знаний „Машук“, и первая смена была как раз для учителей Донбасса. Вы продолжаете работу именно вот в этих рамках с подготовкой преподавательского состава?
Поправлю только, что мы не генеральный партнер, а один из трех учредителей Центра знаний «Машук»: вместе с Росмолодежью мы его делаем и, понятно, что вместе с регионом.
Очень приятная была программа, я сам на ней был с учителями. Первая программа на «Машуке».
Опять-таки, это невероятно ценно. Их реакция, их обратная связь, вовлеченность, горящие глаза, благодарность — это дорогого стоит. Ради этого хочется еще больше, еще более сложные какие-то проекты для них создавать. Конечно, работа продолжается. Несколько десятков тысяч уже выпускников «Машука», 150 программ. Они все направлены так или иначе на учителей, директоров, преподавателей, лекторов, просветителей, тех, кто учит в самом широком смысле.
Специальные курсы были организованы для специалистов из новых регионов. Уже прошло семь образовательных программ, в рамках которых прошли обучение 920 специалистов. Это финалисты и полуфиналисты конкурса «Лидеры возрождения», учителя школ новых регионов, директора школ, педагоги дошкольного образования, специалисты в области туризма, спорта, работы с молодежью.
Конечно же, эта работа будет продолжена. Например, на протяжении этого лета в Центре знаний «Машук» совместно с Государственным Университетом Просвещения мы проведем курсы повышения квалификации для 500 директоров и представителей руководящего состава школ новых регионов.
Для родителей у нас будет большая программа, в том числе и из новых регионов. Потому что, говоря про тех, кто учит, — это же разные группы. Мы опрос проводили: неудивительно, что для большинства людей родитель — это главный наставник. И первые свои ценности, ориентиры, стержень, ролевую модель мы берем у родителей, а потом у учителей. Это две самые главные группы с точки зрения воспитания и формирования нас.
Поэтому на «Машуке» у нас очень плотная работа с учителями, она уже была выстроена, она продолжается. И добавляется с этого года — так совпало, что в Год семьи мы для себя эту аудиторию выбрали и готовим тоже большие программы для родителей. Хотим вовлекать их в воспитательную работу, открывать новые возможности, новые подходы.
В педагогическом именно плане?
Да, с точки зрения взаимодействия со школой, классным руководителем какие-то возникают сложности, какие-то аспекты, как они могут в это вовлечь, как могут поучаствовать, какие-то инструменты для них.
Мы сами проводили опрос, спрашивали, чего им не хватает, какие сложности. Они сами говорили: расскажите нам про воспитание, как и что лучше делать, как вместе досуг какой-то организовать. На этот вопрос пытаемся отвечать и вместе с Министерством просвещения тоже, и школе помочь, и родителям помочь в этом активно участвовать.
Там много будет родителей?
Через «Машук» пройдет несколько программ с родителями, такая же работа в регионах. У нас всегда «Машук» стартует, а потом во всех регионах мы отрабатываем уже с большим количеством. Ну и дальше, я надеюсь, что это станет фундаментом для какого-то нового витка, нового уровня работы родительских комитетов, родительских советов в школах.