Регионы Донбасса и Новороссии обладают значительным потенциалом, но за время украинской бесхозяйственности и в ходе боевых действий ряд предприятий серьезно пострадал. О восстановлении производств, налаживании кооперационных связей и инновациях в интервью Донецкому агентству новостей рассказал Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Денис Валентинович, весной прошлого года вы говорили, что на территории новых регионов России производственную деятельность ведут предприятия, на которых трудятся порядка 56 тыс. человек. Как обстоят дела по итогам 2023 года, сколько предприятий работает, а сколько людей трудоустроено? Какой план по запуску и вводу новых предприятий в 2024 году?
Сегодня в новых регионах работает уже более 500 предприятий. С весны прошлого года в рамках работы Минпромторга России удалось перезапустить около 160 промышленных площадок, которые обеспечили работой еще 11,5 тыс. человек. В этом году планируем запустить еще порядка 40. Но здесь многое зависит от того, как будет складываться боевая обстановка. Важно, чтобы предприятия не попадали в зону обстрелов.
Отдельно хотелось бы уточнить про предприятия в ДНР и ЛНР — исторически промышленных регионах. Какие из них являются наиболее перспективными с точки зрения полноценного возобновления работы и полномасштабной интеграции в производственные цепочки с предприятиями других субъектов РФ?
Наиболее перспективными отраслями в Донецке и Луганске являются отрасли металлургии, химии и машиностроения. Особенно хочу отметить металлургические предприятия группы «ЮГМК», Ясиноватский машиностроительный завод и Луганский завод трубопроводной арматуры «Маршал».
Из знаковых предприятий, которые мы планируем запустить в этом году, — это Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. У завода значительный потенциал, а выпускаемая им продукция, уверен, будет пользоваться спросом и найдет свое применение на других предприятиях России. В конце прошлого года на комбинате уже введен в эксплуатацию цех переработки шлака, а сейчас идут ремонтно-восстановительные работы и подготовка к запуску еще двух цехов.
Донбасс — это не только уголь, например, Ясиноватский машиностроительный завод, который вы упомянули, производит уникальный проходческий комбайн для прокладки шахт и тоннелей. В регионе производятся как продукция для нужд промышленности, так и потребительские товары. Что Донбасс может сделать и уже делает для импортозамещения и достижения нашей технологической независимости? Планируется ли расширять список производимой номенклатуры?
Промышленность Донбасса обладает большими возможностями по выпуску продукции практически во всех отраслях. Это в первую очередь производство техники и комплектующих для угольной, горнорудной, металлургической, энергетической, химической отраслей, производство железнодорожного подвижного состава, сельскохозяйственная техника и другое уникальное специализированное оборудование, а также выпуск продукции для российского судостроения, машиностроения, автопрома и других направлений.
Например, запорожская «Гидросила» поставляет комплектующие для тракторных заводов. Ясиноватский машзавод поставляет комплектующие для разных видов горно-шахтного оборудования предприятиям Кемеровской области. Снежнянский завод химического машиностроения реализует свое нефтегазовое оборудование в Смоленской области. Запорожские «Экопромлит» и литейная компания «Мелт» снабжают черным и цветным литьем предприятия Тюмени и Алтайского края.
Сейчас идет активная работа по регистрации предприятий новых регионов в Государственной информационной системе промышленности, что позволит им подключиться к Сервису импортозамещения, расширять ассортимент и рынки сбыта, а также полноценно работать со всеми доступными российскими предприятиями и механизмами господдержки.
К 2026 году, как вы говорили ранее, все предприятия новых регионов будут полностью интегрированы в кооперационные и сбытовые цепочки РФ. Как вы оцениваете динамику этого процесса?
Действительно, мы уделяем большое внимание развитию кооперационных связей предприятий новых регионов с предприятиями других субъектов России. Мы проводим биржи промышленной кооперации, приглашаем промышленные предприятия новых регионов принимать участие в международных и всероссийских форумах и выставках. Например, в прошедшем году делегации из Донбасса и Новороссии приняли участие в Иннопроме, ПМЭФ, выставке-форуме «Госзаказ» и других мроприятиях. Все это, конечно, дает результат.
Так, по итогам прошедшего года сформировано более 250 новых кооперационных связей. На предприятия Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова, Челябинска, Волгограда, Рязани, Ульяновска, Татарстана и других субъектов из новых регионов поставляют различные виды черного и цветного литья, комплектующие для производства комбайнов и тракторов, запорная арматура, горно-шахтное оборудование.
Узлы и агрегаты трансмиссии, производимые предприятиями Запорожской области, применяются предприятиями Санкт-Петербурга, Ивановской и Свердловской областей. Луганские предприятия поставляют в другие регионы продукцию от реле и сеялок до картонной упаковки. Наши производители запасных частей и комплектующих для железнодорожного транспорта осуществляют выпуск продукции, используя в том числе сырье и комплектующие предприятий новых регионов. Но, конечно, потенциал еще далеко не исчерпан, будем продолжать работу в этом направлении.
В последние полтора года инвесторы активно вкладывались в промышленность Донбасса и Новороссии. Как планируется поддерживать инвестиционную активность?
Новые регионы становятся все более привлекательными для инвесторов. Для ДНР и ЛНР основные точки роста — это металлургия и тяжелое машиностроение, а для Запорожской области — машиностроение. Для Херсонской области — производство пищевых продуктов и строительных материалов.
Одним из ключевых механизмов, способствующих развитию инвестиционного потенциала новых регионов, является созданная в прошлом году Свободная экономическая зона. Она фактически запустила механизм инвестирования в перезапуск уже существующих предприятий, а также открытия новых производств с использованием льготных механизмов ведения бизнеса. На сегодняшний день статус резидентов СЭЗ получили уже 46 промышленных предприятий. В рамках реализации проектов планируется задействовать больше 34 тыс. человек, а сумма заявленных инвестиций достигает порядка 30 млрд рублей.
Какие новые технологии планируется внедрять в промышленность новых регионов для повышения ее эффективности? Искусственный интеллект, современный подход к производительности труда?
Весь промышленный сектор новых регионов, безусловно, имеет потенциал для внедрения инноваций и искусственного интеллекта, но сейчас мы сосредоточены на первоочередной задаче — восстановлении разрушенной производственной инфраструктуры, ликвидации моральной и технологической отсталости оборудования, чтобы максимально повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. С этой целью в 2023 году за счет федеральных средств по линии региональных фондов развития промышленности уже выданы займы в размере 2 млрд рублей. В этом году планируется вложить в развитие промышленности еще около 5 млрд рублей. Что касается производительности труда, то с этого года новые регионы также присоединяются к участию в нацпроекте «Производительность труда». Это позволит внедрять на предприятиях самые эффективные инструменты бережливого производства.
В одном из интервью вы говорили, что совместно с коллегами из Минобрнауки и Минпросвещения ведется работа по «выращиванию» кадров для промышленности, чтобы обеспечить предприятия специалистами, в которых они нуждаются. Актуально ли это для новых регионов или пока речь, скорее, идет о привлечении туда специалистов из других субъектов страны?
Новые регионы испытывают такую же потребность в кадрах во всех сферах экономики, как и другие субъекты России. Не является исключением и промышленно-производственный сектор.
На сегодняшний день новые регионы уже подключились к работающим инструментам по обеспечению промышленности кадрами, в частности к программе «Профессионалитет». Так, в ДНР идет работа по созданию двух образовательно-производственных кластеров в металлургической отрасли. Также в рамках программы «Промышленный туризм» реализуются профориентационные мероприятия, которые способствуют получению целостного представления о действующих предприятиях новых регионов.
Каковы перспективы возобновления работы северодонецкого завода «Азот»?
Это достаточно сложная задача, по ней работы ведутся с привлечением инвестора, имеющего необходимые отраслевые компетенции. Решаются вопросы штатного расписания, обеспечения необходимыми материалами и так далее.
Есть ли возможность загрузить заказами Харцызский трубный завод?
Завод уже активно участвовал в производстве трубы для строительства водовода «Ростов-на-Дону — Донецк», его продукция в целом востребована, но это достаточно узкий сегмент рынка. Основная задача — расширение границ спроса, для этого необходимо провести модернизацию производства, чтобы предприятие могло стать конкурентоспособным на уровне ведущих российских производителей. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, которые смогут это сделать.
Последний год активно развивалась торговая инфраструктура в новых регионах, налаживались цепочки поставок из распределительных центров. Какую оценку вы дадите этой работе, можно ли сказать, что продовольственная безопасность Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей обеспечена и без продуктов питания и товаров первой необходимости местные жители не останутся?
Действительно, последние полтора года мы последовательно работали над развитием всей торговой инфраструктуры Донбасса и Новороссии, совместно с местными органами власти внедряя лучшие форматы и решая вопросы, характерные именно для новых регионов.
Сразу скажу, что никаких проблем с обеспеченностью продуктами питания местных жителей не наблюдается. Благодаря проведенной работе как продовольственные, так и непродовольственные товары представлены в самом широком ассортименте во всех четырех субъектах. Цены на основные значимые потребительские товары, конечно, мы также на постоянной основе отслеживаем. Сделали выборку из 63 таких товаров, и сейчас цены на некоторые из них во всех четырех регионах уже ниже, чем в соседних регионах России. Это результат последовательной совместной работы властей и бизнеса.
Кстати, чтобы обеспечить быстрый и комфортный доступ к товарам первой необходимости для жителей, в конце 2023 года Минпромторг поставил 233 автомобиля развозной торговли семи регионам, в том числе четырем новым. За счет этого получилось оперативно донастроить логистику торговли.
В целом, количество магазинов в новых регионах в прошлом году увеличилось: в ДНР функционируют порядка 14,5 тыс. магазинов, в ЛНР — 9,5 тыс., в Запорожской области — 3,8 тыс., в Херсонской — 2,6 тыс. При этом отмечаем активное развитие местных торговых сетей в юго-западных регионах.
Сейчас мы прорабатываем вопрос создания новых современных оптовых объектов. Имею в виду продовольственные рынки и логистические центры, идет работа с конкретными инвесторами. Так, например, уже есть проекты в Луганске, Донецке и Мариуполе по организации логистических центров, в том числе для работы маркетплейсов. В Мелитополе и Бердянске прорабатывается проект по организации оптовых рынков.
Ведутся ли переговоры с крупными торговыми сетями и маркетплейсами о работе в новых регионах или пока бизнес видит риски в работе на этой территории?
Как я уже сказал, в этих регионах сейчас активно развиваются местные сети. Не видим причин мешать этому процессу, ведь именно многообразие форматов лежит в основе эффективного развития торговли во всей России.
Могу сказать, что в новых регионах открывают магазины торговые сети, которые приходят из соседних регионов Российской Федерации. Так, торговая сеть из Крыма открыла семь магазинов в Херсонской области, а также супермаркет в Запорожской области. Крупная региональная торговая сеть, работающая по ЦФО и ЮФО, открыла первый дискаунтер в Донецке и готовит к открытию еще несколько объектов в Запорожской и Херсонской областях. Ну, а выход наших ведущих маркетплейсов в новые регионы — это, конечно, вопрос скорого времени