Ровно месяц остается до десятой годовщины того момента, когда киевская клика объявила карательную операцию против народа Донбасса. На расправу с несогласным регионом оголтелая власть «майдана» направила регулярные войска. За 10 лет в результате агрессии Украины в Донецкой Народной Республике погибли по меньшей мере 9200 мирных жителей, еще почти 14 000 — получили ранения. Подробный анализ того, как киевский режим при поддержке Запада терроризирует мирное население, читайте в большом интервью Донецкому агентству новостей руководителя Представительства ДНР в Совместном центре контроля и координации вопросов, связанных с военными преступлениями Украины Натальи Шуткиной.
Ваше ведомство было реорганизовано после начала СВО и признания независимости Республик Российской Федерацией и продолжило работу в обновленном формате. Какие планируются изменения в связи с воссоединением регионов Донбасса с РФ?
Да, безусловно реорганизационные мероприятия планируются, как и у многих других республиканских ведомств, в самое ближайшее время. Еще в прошлом году Указом Главы ДНР была утверждена система и структура исполнительных органов Донецкой Народной Республики, согласно которой наше ведомство остается исполнительным органом специальной компетенции в исключительном ведении Главы и после прохождения ликвидационно-организационных процедур будет называться «Управление по вопросам документирования военных преступлений Украины». Функционал у нас останется тот же, в новом Положении будут детализированы некоторые полномочия, но в целом основная задача не меняется и отражена в нашем новом названии.
Как сейчас организован процесс сбора доказательств военных преступлений ВСУ в ДНР? Чем ваше документирование отличается от того, что делает Следственный комитет РФ?
Начну сразу со второй части. Нередко наблюдаем не совсем корректное понимание задач и функций как нашего ведомства, так и Следственного комитета в части работы с военными преступлениями Украины и их последствиями. Мы на своих ресурсах уже поднимали эту тему, но до сих пор видим путаницу в понимании. Поэтому поясню принципиальные различия.
Следственный комитет осуществляет полномочия в сфере уголовного производства. Как и в обычной следственной практике, так и при расследовании военных преступлений Украины на территории России, сотрудники СК сначала проводят доследственные мероприятия с целью возбуждения уголовного дела, поводом для которого может стать поданное пострадавшим заявление, или сообщение о факте военного преступления, полученное из иных источников, в том числе от нашего ведомства.
Далее сотрудники СК проводят следственные мероприятия на местах преступлений: осматривают территорию, опрашивают свидетелей, потерпевших, пострадавших, фиксируют полученные сведения в соответствующих протоколах, собирают иную необходимую для следствия информацию. Итогом их работы становится сформированное по всем процессуальным требованиям уголовное дело, которое направляется в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения судебного решения/приговора.
Специалисты отдела оперативной работы (ООР) нашего ведомства также выезжают на места вооруженных атак, обследуют последствия на предмет определения примененного противником боеприпаса, вооружения, из которого мог быть выпущен данный боеприпас, направления ведения огня, если это позволяет баллистика. Также фиксируют последствия атак для гражданского населения, жилой, социальной, производственной и критической инфраструктуры, уточняют различные данные пострадавших, владельцев, свидетелей.
Далее собранный на местах фактаж передается специалистам информационно-аналитического отдела (ИАО) для последующей обработки, включающей межведомственную сверку, перепроверку, обнародование информации о последствиях с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных, однако полные сведения вносятся уже в реестры Единой республиканской электронной базы последствий военных преступлений Украины.
Таким образом, итогом ежедневной работы двух структурных подразделений нашего ведомства являются сформированные конкретные реестры с данными о вооруженных атаках и их последствиях в Единой республиканской электронной базе.
Что касается источников первичных данных. Ранее, до СВО, у нас были свои наблюдательные группы, расположенные вдоль линии боевого соприкосновения (ЛБС), в которых несли круглосуточное дежурство прикомандированные военнослужащие 1-го армейского корпуса. Основная информация о фактах, тогда это называлось нарушениями режима прекращения огня, поступала от них. В тот же период были сформированы межведомственные оперативные линии перекрестной перепроверки первичной и итоговой информации, которые актуальны и сейчас.
С началом СВО и активных боевых действий нахождение наблюдателей на ЛБС стало нецелесообразным, и нам пришлось переформатировать протоколы сбора первичной информации. В этот процесс активно включились специалисты ИАО и круглосуточные оперативные дежурные ООР, которые в режиме 24/7 находятся на связи с другими уполномоченными ведомствами, включая ответственных диспетчеров глав муниципальных образований. Дополнительно мониторят открытые источники, в том числе взаимодействуют с админами «народных перекличек», которые ведут свои сводки о ситуации с вооруженными атаками. Безусловно, они делают большую, важную работу для предупреждения наших сограждан об опасности, необходимости принять меры, и конечно, мы ценим и благодарим каждого участника таких общественных площадок.
Вы упомянули Единую республиканскую базу: помним, что на брифинге, посвященном реорганизации вашего ведомства, было анонсировано создание такой единой электронной базы данных. Прошло полтора года — расскажите, как обстоит ситуация с реализацией проекта?
В феврале прошлого года была завершена разработка специального программного обеспечения для Базы, проведены тестирование и отладка ее некоторых компонентов.
На текущий момент наши специалисты провели масштабную, кропотливую работу — внесли в Базу все собранные ранее данные о последствиях вооруженных атак ВСУ, начиная с 14 апреля 2014 года сформировано 7526 реестров по совокупности эпизодов. В эту же электронную Базу были оцифрованы данные, переданные от Специальной комиссии по фиксации и сбору доказательств преступлений украинской власти в Донбассе.
Один полный реестр содержит данные о возрасте, поле, диагнозе, территориальной принадлежности погибших и раненых гражданских лиц; поврежденных объектах гражданской инфраструктуры по категориям: многоквартирные жилые дома, частные домостроения, социальные и промышленные объекты, объекты критической инфраструктуры, ЖКХ; применяемом вооружении, направлении ведения огня и другие параметры.
Реестр формируется по дате и времени вооруженной атаки и может содержать в себе до ста различных фактов задокументированных последствий, кратных числу погибших, раненых гражданских лиц, числу поврежденных/разрушенных жилых домостроений и иных инфраструктурных объектов от одной атаки. Например, реестр по факту вооруженной атаки ВФУ из ОТРК «Точка-У» центра Донецка 14 марта 2022 года содержит в себе 75 карточек реестра.
А сколько таких реестров сформировано с начала эскалации в феврале 2022 года?
С 17 февраля 2022 по 28 февраля текущего года специалистами СЦКК внесено в Базу 5494 реестра, учитывая, что в одном реестре может храниться в среднем 35-50 карточек последствий от одного эпизода вооруженной атаки, то это порядка 200 тысяч. Для сравнения из переданных Специальной комиссией 35 160 дел, задокументированных ими с 2014 по 2022 год, нами было сформировано 2032 реестра содержащих в себе в среднем по 17 карточек. Как видно, количество последствий вооруженных атак после февраля 2022 года кратно возросло.
А кто использует данные вашей Базы?
Так как наше ведомство гражданский исполнительный орган — это позволяет в режиме реального времени использовать каталогизированные данные Базы для нужд любых институций: следственных, судебных, органов прокуратуры, органов безопасности, парламентских и иных комиссий, а также государственных органов, организаций различных форм собственности и физлиц с целью подтверждения факта вооруженной агрессии Украины, нанесения ущерба их имуществу, гибели или ранения граждан и должностных лиц при исполнении своих обязанностей.
То есть, реализованный нами проект обеспечивает доступность в получении полной, персонифицированной — в случае официального запроса, или деперсонифицированной, обобщенной информации максимально оперативно, минуя необходимость собирать разрозненные данные из разных источников и учитывать требования и ограничения процессуального законодательства.
В числе пользователей данных Базы не только следственные, правоохранительные и силовые органы. В августе 2023 года Роструд (Юго-западная межрегиональная территориальная государственная инспекция труда) начал работу по проверке и учету фактов гибели и ранений при исполнении должностных обязанностей гражданскими лицами на территории ДНР: по официальным запросам инспекции к настоящему времени нами подтвержден 21 факт гибели, 55 фактов ранений сотрудников различных предприятий при исполнении ими своих должностных обязанностей, задокументированные в Базе.
Как показала проводимая нами аналитика — большую часть жертв и пострадавших составляют гражданские лица трудоспособного возраста — значительное число ранений и гибели гражданских лиц происходит на рабочем месте.
Аналитику вы также проводите на основе данных Базы?
Конечно, содержащиеся в Базе данные позволяют специалистам информационно-аналитического отдела делать различные статистические выборки, проводить тематические, периодовые аналитические срезы.
Например, в начале текущего года мы подготовили объемный аналитический обзор задокументированных данных о фактах вооруженных атак противника и их последствий в сравнительной динамике 2022/2023 годов, который выявил ряд тенденций, позволил сделать соответствующие выводы. Такие аналитические срезы направляются в адрес Главы Республики, членам Штаба обороны и другим заинтересованным ведомствам для ознакомления и использования при принятии определенных управленческих решений.
Кроме оперативной востребованности данные Базы непременно станут доказательствами виновности, которые будут исследоваться международными судебными институтами по окончании СВО.
А как можно получить данные Базы? Она в открытом доступе?
База не имеет открытого доступа, так как в ней хранятся сведения, в том числе персональные, которые охраняются законом. Доступ в реестры Базы имеют лишь ограниченное число специалистов нашего ведомства, для которых созданы персональные рабочие аккаунты.
Эти же сотрудники готовят ответы на письменные официальные запросы уполномоченных органов, пострадавших юридических и физических лиц о предоставлении тех или иных конкретных данных из Базы.
Всего на данное время нами обработано более двух тысяч запросов на предоставление самых различных данных из Базы.
В вашу Базу входят данные по последствиям военных преступлений на освобожденных территориях ДНР? Ведется ли работа по документированию на этих территориях?
Безусловно, наша База включает и собранные на освобожденных территориях, перепроверенные сведения о последствиях вооруженной агрессии Украины. Во всех освобожденных районах после фильтрационных и противоминных мероприятий формируются государственные и восстанавливаются социальные институты, выстраивают свою работу как федеральные, республиканские структуры, так и муниципалитеты, устанавливаются необходимые межведомственные коммуникации. Не исключение и наше ведомство.
Если говорить о конкретных территориях, то первыми были освобождены южные районы ДНР, большая часть которых является сейчас условным тылом. Например, Мариуполь доступен противнику только для атак дальнобойным высокоточным вооружением, с которым, как мы наблюдаем, противник испытывает явный дефицит.
Более досягаема для вооруженных атак Волноваха и ее окрестности в направлении Курахово (Никольское, Владимировка, Благодатное, Сладкое). В этом районе наши специалисты ООР при обследовании мест атак кроме дальнобойного вооружения фиксировали и применение противником ствольной артиллерии натовского, 155-мм калибра, в том числе управляемого снаряда М982 Ехcalibur.
И все же эти территории существенно реже подвергаются вооруженным атакам в сравнении с Донецкой, Горловской и Ясиноватской агломерациями. В целом, на Мариупольское направление, включая города Мариуполь, Волноваху и Докучаевск с окрестностями, приходится всего лишь 5% от общего числа атак.
Если говорить об Артемовске и Авдеевке, то там еще слишком небезопасно, проводятся противоминные, профилактические мероприятия, рекогносцировка местности, восстановительные работы. Однако и с этих районов поступают сведения о пострадавших среди гражданских лиц и иных последствиях вооруженной агрессии Украины. Раненых мирных жителей находят наши бойцы при обследовании территории и эвакуируют в ближайшие больницы для оказания медицинской помощи.
А существует ли всероссийская единая электронная база военных преступления Киева?
Безусловно, на фоне, когда Киев озвучивает единые цифры, которые тиражирует весь Запад, превращая буквально в мейнстрим «российскую агрессию». Когда этому вторят такие международные правозащитные организации как УВКЧП ООН, которая приводит в своих отчетах обобщенные данные по пострадавшим, где нет четкого разделения на стороны конфликта, ведь ООН считает новые регионы Российской Федерации еще Украиной. Безусловно, на этом фоне необходимо информировать мировую общественность и об «альтернативной» для них реальности: на всех публичных площадках озвучивать обобщенные по всем регионам Российской Федерации данные по пострадавшим и погибшим от вооруженной агрессии Украины.
К сожалению, общероссийская электронная База на данный момент не создана, однако работа в этом направлении активно ведется на разных площадках при поддержке сенатора России, представителя от исполнительного органа государственной власти ДНР Натальи Никоноровой и посла по особым поручениям МИД России по преступлениям киевского режима Родиона Мирошника. При положительных решениях мы готовы поделиться своим многолетним опытом, в том числе и в масштабировании нашего программного обеспечения для Базы.
С какими ведомствами или службами взаимодействует ваше ведомство? Сотрудничаете ли с ЛНР и регионами Новороссии?
Еще с начала СВО мы установили рабочие коммуникации с различными подразделениями Следственного комитета и органами прокуратуры РФ. После вхождения нашей Республики в состав РФ и формирования территориальных управлений федеральных органов мы продолжили расширение межведомственного взаимодействия.
Наше ведомство не имеет аналогов на исходной территории РФ, что в начале несколько затруднило адаптацию и установление межведомственного взаимодействия с новыми институциями, однако после знакомства с нашей деятельностью и понимания на федеральном уровне важности выполняемых нами задач, ситуация изменилась кардинально.
Как уже отмечала ранее, к нам регулярно обращаются представители различных ведомств, следственных и других органов. Также давно установлено постоянное взаимодействие с нашими коллегами в ЛНР, которые несмотря на некоторые технические трудности продолжают оперативный мониторинг и документирование последствий вооруженных атак ВФУ территории Луганской Народной Республики. К счастью, у нашей братской Республики их существенно меньше, чем у нас. Надеемся, что после окончания всех реорганизационных процедур коллеги восстановят работу в полном формате.
Если к нам обратятся представители других регионов России, которые подвергаются вооруженным атакам со стороны Украины, мы всегда открыты любому взаимодействию и готовы поделиться своим опытом.
Также мы организовали экспозицию собранных фрагментов, осколков и частей боеприпасов стран НАТО, которыми ВФУ атакует мирные города и поселки Республики. Ее часто посещают представители отечественных и зарубежных СМИ, общественные деятели. И вам обязательно покажем.
Много образцов вместе с описанием трагических последствий мы передаем в музеи, в том числе Центральный военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот», в передвижную выставку «Эшелон Победы», которая сейчас направляется через города России в Москву, организованную 8-й Армией Министерства обороны России, и экспозиции, которые организует МИД России на зарубежных площадках.
Поделитесь подробностями проанализированных данных за период СВО — какова динамика вооруженных атак украинских боевиков на населенные пункты ДНР, есть ли какие-то закономерности?
Покажу вам некоторые графики. На этом (инфографика) видим процентное распределение вооруженных атак по территории Республики. Так, наибольшее количество атак противника в 2023 году пришлось на Донецк и окрестности (Макеевка, Старомихайловка, Александровка, Еленовка) — 50% от общего числа атак. 25% — на Горловку и окрестности и 20% — на Ясиноватую и окрестности. На южном направлении: на Волноваху и окрестности — 2%, Докучаевск и окрестности — 3%, Мариуполь и окрестности — 0,1% от общего числа атак.
В течение 2023 года количество совершенных ударов ВФУ по населенным пунктам ДНР составило 13 398, для сравнения в 2022 году зафиксировано более 14 319, соответственно интенсивность атак уменьшилась всего на 6,4%.
15% вооруженных атак, то есть около 2 тыс., привели к жертвам среди гражданских лиц и повреждениям гражданских объектов, тогда как в 2022 году — процент атак с последствиями был выше и составлял 21%.
Если говорить о периодах активности атак ВФУ, то основная пришлась на период с мая по сентябрь 2023 г. — 7,3 тыс. (55% от всех атак). В данном ракурсе показательной стала сравнительная динамика вооруженных атак противника населенных пунктов ДНР в 2022 и 2023 году, которая четко проиллюстрировала войну Украины «за чужой счет».
Как мы видим на инфографике, в начале эскалации, в феврале–мае 2022 года, Украина атакует мирные города накопленными ранее советскими боеприпасами. После начала поставок и насыщения ВФУ вооружением натовского образца и боеприпасами к нему — атаки жилых кварталов населенных пунктов резко возрастают и достигают пика в летние месяцы.
К концу 2022 года наблюдется небольшой спад, который продолжается в начале текущего года. Такое проседание было обусловлено подготовкой ВФУ к анонсированному «контрнаступлению», фальстарт которого под давлением Запада пришелся на май 2023 и достиг пика атак мирного населения к концу лета.
К концу 2023 года снова заметен спад, связанный со снарядным голодом, когда оказалось, что Запад из обещанного 1 млн боеприпасов поставил только 400 тысяч.
Динамика вооруженных атак в январе–феврале текущего года сохранила тенденцию снижения, однако противник пытается скомпенсировать снарядный голод откровенным террором мирного населения атаками ударных дронов.
Возвращаясь к анализу 2023 года, отмечу, что в этот период населенные пункты Республики ежедневно подвергались вооруженным атакам противника, а количество дней, когда их число было меньше 10, составляет лишь 3%, и это 12 дней сложных погодных условий.
Среднее количество выпущенных противником боеприпасов в день — составило 160, однако в отдельные дни это количество превышало 500 единиц.
Можно ли выделить какие-то периоды, когда Киев действовал против нашего региона наиболее агрессивно?
Смотря по каким критериям рассматривать. Если число жертв среди гражданских лиц, то самыми кровавыми можно считать март, июль–сентябрь в 2022 году; апрель–август и декабрь в 2023 году и январь 2024 года. Если периоды наиболее активных атак — то их можно увидеть в инфографике.
Связано ли это с чем-то или противник бьет по нам бессистемно?
Так как вооруженные атаки мирного населения и гражданских объектов, включая инфраструктуру, не имеют абсолютно никакого смысла с точки зрения воюющих армий, все такие удары правомерно считать террором наших соотечественников. Если говорить о тенденциях, то, как уже отмечала, большая часть таких атак приходится на время «час пик», когда жители либо едут на работу, или в перерыв решают свои дела, либо едут с работы, или на выходных — места массового скопления, как в случае недавней трагедии на рынке микрорайона Текстильщик.
Если говорить о закономерности, то статистически значимой — не определяется. Тем не менее, абсолютно очевидно, что противник регулярно проводит «акции террора» мирного населения, как для его запугивания, культивирования страха, ощущения беззащитности, создания психологически невыносимых условий жизни, так и с целью нивелирования достижений, успехов на фронте или в налаживании нормальных условий жизни в нашем регионе.
Конечно, противник «отмечается» и в праздничные, в том числе православные, знаковые даты, но на фоне такой тенденции самые массовые жертвы все же задокументированы в час пик обычных дней: 14 марта 2022 года — атака «Точкой-У» в центре Донецка; 19 сентября 2022 года — атака артиллерией 155-мм натовского калибра остановки общественного транспорта на пл. Бакинских Комиссаров, 7 ноября 2023 года — атака Управления труда и социальной защиты населения Ворошиловского района Донецка американскими ракетами к РСЗО HIMARS — тогда противник намерено нанес серию повторных ударов во время работы экстренных служб. Также в выходные дни — недавнее кровавое воскресное утро 21 января текущего года — варварская атака артиллерией натовского 155-мм калибра рынка в микрорайоне Текстильщик.
Возможно, он понимает, что мы уже готовы к его традиционным попыткам испортить праздник, и бьет абсолютно бессистемно, в самой неожиданный момент.
Еще одна тенденция, которую мы наблюдаем, заключается в увеличении числа пострадавших от атаки, перед которой отмечался период относительного затишья. Возможно, это связано с тем, что люди устали от постоянного напряжения и, когда наступает такой период, теряют бдительность и осторожность, больше проводят времени на улицах. Конечно, нахождение в обычном здании не гарантирует спасение при прямом попадании в него боеприпаса, но все же таких случаев существенно меньше, и соответственно остаться в живых шансов больше.
Анализировали ли вы номенклатуру вооружения, которое ВФУ применяют по Республике? Можно ли утверждать, что большинство атак происходит западным вооружением?
Конечно, мы провели аналитический срез и по вооружению. В целом, по жилым кварталам Республики противник применяет достаточно широкий спектр вооружения, в том числе и советского образца — артиллерийские системы калибром 152 мм, реактивные системы залпового огня — «Град» (122 мм), «Ураган» (220 мм), «Смерч» (300 мм), ОТРК «Точка/Точка-У».
Однако чаще на местах атак наши специалисты находят фрагменты боеприпасов западного, натовского образца — это и ствольная артиллерия калибром 155 мм, в т. ч. боеприпасы управляемого и кассетного типа, и реактивные системы залпового огня — части ракет 122 мм производства Словакии и Турции, высокоточных ракет к американской РСЗО HIMARS диаметром 227 мм, осколочных и шрапнельных, части и фрагменты авиационных противорадиолокационных американских ракет AGM-88 HARM, а также БпЛА различных типов и модификаций.
Наши коллеги из Представительства ЛНР в СЦКК фиксировали на своей территории атаки американскими ракетами к ОТРК ATACMS, авиационными ракетами Storm Shadow и Skalp производства Великобритании и Франции. Части этих ракет коллеги передали в нашу экспозицию.
Всего за 2023 год киевский режим выпустил по жилым кварталам Республики почти 60 тыс. боеприпасов различного типа, и это на 35% процентов меньше, чем в 2022 году.
Как видно из инфографики, порядка 80% атак населенных пунктов ДНР ведется противником из иностранных систем вооружения — артиллерийскими снарядами калибра 155 мм, в том числе кассетного типа, и ракетами к РСЗО калибром 122 мм производства стран НАТО, а также высокоточных ракет к РСЗО HIMARS.
Есть ли в арсенале украинских террористов вооружение, которого мы еще «не видели» в Донбассе?
Пока мы не фиксировали применение анонсированных США высокоточных боеприпасов GLSDB, предназначенных для запуска из РСЗО HIMARS, или М-270 на дальность до 150 км.
Какие страны, по вашему мнению, наиболее причастны к геноциду народа Донбасса?
Оружие Украине поставляют практически все страны военного альянса НАТО: это США, Англия, Турция, Словакия, Чехия, Польша, Латвия, Литва, Финляндия, Германия, Франция, Нидерланды, Греция, Дания, Испания, Италия, Бельгия, Болгария, Канада, Румыния. И все они, прямо или косвенно, причастны к гибели или ранению гражданского населения и повреждению инфраструктуры.
Каковы данные по жертвам, включая погибших и раненых, среди гражданских, есть ли здесь какие-то тенденции, закономерности?
За период с 14 апреля 2014 года по настоящее время у нас задокументировано 9226 погибших, в том числе 234 ребенка и 13 789 раненых, в том числе 858 детей.
Если выделить 2022 и 2023 годы, то в 2023 году в результате вооруженных атак ВФУ задокументировано 356 фактов гибели, в том числе10 детей, и 1968 фактов ранений гражданских лиц, в том числе 123 детей.
В 2022 году погибло 4412 гражданских лица (из них 3857 — на освобожденных территориях), в том числе 132 ребенка (из них 106 на освобожденных территориях), ранено 3717 гражданских лиц (из них 1843 — на ранее освобожденных территориях), в том числе 239 детей (из них 92 на ранее освобожденной территории).
Таким образом, число погибших без учета территорий, на которых велись активные боевые действия, снизилось на 35% относительно прошлого года, а количество раненых без учета освобожденных территорий снизилось на 5%.
Важно понимать, что сбор и идентификация данных по погибшим и раненым на освобожденных территориях — непростой, кропотливый процесс, который еще продолжается. Итоговые цифры по этим территориям могут быть существенно выше.
Как видно на детализации, процент погибших по городам распределился так: Донецк — 55%, Горловка — 10%, Волновахский район (включая Волноваху и Докучаевск) — 10%, Ясиноватая — 9%. Наибольшее число погибших от 155-мм артиллерийских снарядов — 44%, 16% — от HIMARS, 14% — от ракет к РСЗО 122 мм.
По раненым гражданским лицам наблюдается сходная динамика. Процент раненых по городам: Донецк — 60%, Горловка — 11%, Ясиноватая — 9%, Макеевка — 9%, Волновахский район (включая г. Докучаевск) — 7%.
Наибольшее число раненых от 155 мм артиллерии — 35%, от ракет к HIMARS — 18%, от ракет к РСЗО 122 мм — 16%, от сбросов ВОП с БпЛА — 7%.
Какое количество разрушенных или поврежденных объектов зафиксировано за все годы конфликта и за 2022–2023 года? Могли бы выделить объекты жизнеобеспечения?
С 14 апреля 2014 года по февраль текущего года включительно: повреждено и разрушено более 36 630 домостроений, а также более 4,5 тысячи объектов инфраструктуры, среди которых образовательные учреждения — школы, садики, средне-профессиональные учреждения, вузы, предприятия различных форм собственности, магазины, объекты электро-, водо-, тепло- и газоснабжения, объекты критической инфраструктуры.
На этой инфографике приведена детализация по повреждениям жилого фонда за 2023 год.
Анализ данных показывает, что около 70% поврежденных объектов жилого фонда приходится на частные дома, при этом 2% домов от общего количества повреждений в частном секторе разрушены полностью.
Ожидаемо наибольшее количество повреждений жилого фонда в Донецке и окрестностях (60%), Горловке и окрестностях (23%), Ясиноватой и окрестностях (7%), в Макеевке (3%).
Также анализ данных о повреждениях инфраструктуры показывает, что наибольшее количество пострадавших объектов инфраструктуры приходится на зиму (январь, февраль, декабрь) и период подготовки к зимнему сезону (сентябрь).
Подробная детализация отражена на инфографике: самый большой процент составляют атаки на социальные объекты, то есть ВФУ целенаправленно наносят удары натовским вооружением по местам массового скопления людей — магазинам, рынкам, общественным сооружениям.
Далее с небольшим разрывом идут объекты коммунального хозяйства и объекты образования, куда входят и детские сады, и школы, и учреждения среднего специального и высшего уровня.
Если говорить о распределении по локациям, то наблюдается обусловленная общим количеством атак пропорция: на первом месте Донецкая агломерация, далее Горловка, Ясиноватая и Макеевка.
Сохраняется ли на текущий момент опасность от применения украинскими террористами кассетного вооружения?
К сожалению, такая опасность еще будет сохраняться. Статистика документируемых нами фактов подрыва на суббоеприпасах кассетного вооружения говорит сама за себя.
Как мы помним, еще летом 2022 года ВФУ буквально заминировали жилые кварталы населенных пунктов Республики противопехотными минами ПФМ-1 «Лепесток». Специалисты МЧС провели масштабные противоминные мероприятия практически во всех локациях, где они фиксировались.
Однако особенность этих мин — незаметность, поэтому, к сожалению, в 2023 году от «Лепестков» погибли 2 и были ранены 53 гражданских, в том числе 6 детей.
За два месяца текущего года уже пострадали 5 человек, а всего с начала минирования по настоящее время задокументировано 148 случаев (по состоянию на 12.03.24 число подрывов достигло 150 — прим. ДАН) подрыва гражданских лиц, в том числе 10 детей, на минах ПФМ-1 «Лепесток», трое из пострадавших в результате ранений скончались.
Опасность от суббоеприпасов усилилась с августа 2023 года, когда противник начал применять кассетные артиллерийские боеприпасы 155 мм: всего за 7 месяцев их применения погибли 24 (в том числе 3 ребенка) и ранены 107 гражданских лиц.
Особое беспокойство вызывают случаи гибели и ранений при попытках воздействовать на суббоеприпас, форма которого чем-то напоминает «колокольчик» на веревочке.
Происходят такие случаи несмотря на регулярное информирование населения, предупреждение об опасности и масштабную работу пиротехнических подразделений МЧС, которые только за 2023 год обнаружили и обезвредили порядка 1,5 тысячи суббоеприпасов данного типа снаряда. И это учитывая, что суббоеприпасы этого снаряда по размеру немногим более «Лепестков», в связи с чем обнаружение их среди жилой застройки для обезвреживания крайне затруднительно.
В последние месяцы участились случаи применения Украиной БпЛА. С чем это может быть связано?
Увеличение числа атак ударными дронами, как уже отмечала, обусловлено попытками компенсировать снарядный голод. Ударные дроны, которые применяет противник, более доступны для него, чем те же артснаряды.
При этом в жилых застройках враг чаще сбрасывает ВОП с небольших дронов, а на автодорогах и иных открытых местностях применяет БпЛА-камикадзе.
Если говорить о статистике и динамике, то в январе текущего года нами зафиксировано 40 атак противника ударными БпЛА по населенным пунктам Республики, которые привели к последствиям. В феврале — 20.
А к каким именно последствиям привели эти атаки?
В январе текущего года в результате атак БпЛА погибли 7 гражданских лиц, ранения получили — 29. Повреждено 23 объекта инфраструктуры и 5 жилых домостроений.
В феврале погибли 3 гражданских лица, 17 получили ранения. Повреждено 10 объектов инфраструктуры и 1 жилое домостроение.
Как мы видим, практически на 50% уменьшилось как само количество результативных атак, так и последствий.
Наверняка вражеских ударных дронов летит к нам больше — какой их процент достигает своих целей?
Если взять в расчет данные Управления ФСБ по ДНР, согласно которым за январь и февраль текущего года в рамках антидроновой борьбы их специалистами были перехвачены и обезврежены более 1300 (966 и 349 соответственно) различных БпЛА, и задокументированные нами факты, то получается, что в январе из 966 попыток атаковать наши населенные пункты только 40 привели к тем или иным последствиям, что составило лишь 4%, а в феврале из 349 попыток — только 20, что составило всего 5,7% от общего числа.
А в каких районах чаще всего противник применяет ударные беспилотники?
Анализ локаций атак ударными дронами показывает, что подавляющее их число приходится на прифронтовые населенные пункты ДНР (Ясиноватая и окрестности, Горловка и окрестности) и окраины прифронтовых районов Донецка (Петровский, Кировский, Куйбышевский и Киевский районы), тогда как в центральных районах такие случаи не фиксируются.
После того как наши защитники отодвинули линию фронта за Авдеевку, применение противником небольших ударных дронов, несущих ВОП, по Киевскому, Куйбышевскому районам Донецка и Ясиноватой практически сведено к нулю. Конечно, это не исключает угрозу от БпЛА-камикадзе с дальностью полета в 10 и более километров, но это уже для противника обойдется дороже.
Резюмируя все вышесказанное очевидно, что противник в период СВО действует агрессивнее в отношении мирных граждан. По вашему мнению, что развязало руки на откровенный геноцид?
Вряд ли есть какой-то один фактор, скорее это ряд событий и принципиально изменившиеся условия вооруженного противостояния. Для киевского режима сдерживающих факторов не осталось — ни договоренностей, ни хотя бы обязательств соблюдать конвенционные правила войны.
На этом фоне киевскому руководству сильно вскружила голову поддержка коллективного Запада на первоначальном этапе: была потеряна связь с реальностью, и вседозволенность стала нормой.
Теперь же, когда для западных «партнеров» Киева стала очевидной реальность — запал иссяк — поддержку мы видим все больше на словах.
А реальность заключается в том, что за это время Россия провела мобилизацию ресурсов, «сбросила балласты» в виде прозападной либеральной прослойки, и прогнившей, изжившей себя «элиты», сбалансировала экономику, перезапустила производственные процессы, в том числе ВПК, приняла рекордный военный бюджет на ближайшие годы и ведет специальную военную операцию исключительно за свой счет, имея при этом очевидные успехи на фронте.
Такой новый расклад для киевской верхушки — смертельная инъекция. Вопрос лишь во времени. Крах для нее неизбежен. Стадия отрицания — позади. Гнев сковывает и без того узкие умы. Конечно, в агонии и отчаянии противник способен на самые бесчеловечные подлости.
Очередным триггером его кровавых провокаций могут стать предстоящие выборы Президента.
Для России и россиян происходящие процессы экзистенциальны, от их итогов зависит существование будущего для нашего государства и народа, с интересами которого будет считаться все мировое сообщество. Уверена, что киевское руководство и его кураторы это понимают. Как и то, что так, как хотят они — уже точно не будет.