Фото из личного архива Сергея Венявского

Российский фотодокументалист Сергей Венявский в профессии более 30 лет. Специализируется на работе в горячих точках и при ЧС. Профиль выбрал после выезда на теракт в Волгодонске Ростовской области в 1999 году. Работает в Донбассе с 2014-го. В 2022 году приехал в регион еще до начала СВО — 19 февраля во время очередного витка украинской агрессии, начала эвакуации и мобилизации в ДНР. Одним из первых попал в Мариуполь, вид которого потряс маститого журналиста. «В Чечне такого не видел», — сказал Сергей в одном из интервью. За два года создал ряд проектов о приморском городе и воссоединенных регионах в целом, в том числе фотоальбом «Мариуполь. 2022», фотокнигу «Мариуполь. Послесловие» и «Добровольцы», подготовил выставки «Донбасс казачий» и «Мариуполь — два года без войны».

В интервью Донецкому агентству новостей Венявский рассказал о том, как изменился регион за два года, о создании снимков с историей и для истории, ответственности перед современниками и потомками, а также о том, что его роднит с летописцем Великой Отечественной войны — выходцем из Донбасса Евгением Халдеем.

— Сергей Константинович, когда Вы впервые попали в Донбасс?

В Донбасс я попал впервые в 2014 году. Тогда пришлось почти месяц прожить на границе, постоянно переходить на территорию ДНР, делать репортажи о беженцах и обстановке в приграничных районах. Потом, уже в 2022 году, я работал на границе с Республикой начиная с 19 февраля, освещал эвакуацию населения из Мариуполя, а 7 мая поехал в Донецк и Мариуполь. Моя журналистская карьера более чем наполовину связана с ЧП, ЧС, конфликтами и терактами. Я работал с МЧС, Минобороны, МВД, ФСБ, освещал события первой и второй чеченских кампаний, Беслан, Каспийск, Буйнакск и Волгодонск. Поэтому первая командировка в зону СВО не была для меня чем-то необычным. Единственное обстоятельство, по которому подготовка к первой поездке несколько затянулась, это разрешение на пересечение границы, которое было необходимо из-за пандемических ограничений.

— А в чем схожесть и различия с тем, что видели здесь и в других горячих точках?

Схожесть, вероятно, в большом количестве вооруженных блокпостов и разрушениях вокруг, а различия, наверно, в стойкости и даже героизме местных жителей. Люди в Мариуполе удивили меня своей выносливостью, тягой к жизни, стремлением жить и надеяться на лучшее, несмотря на частичный апокалипсис вокруг.

— Какие изменения заметили в регионе с 2022-го?

Первое, на что обращаешь внимание, — это дороги. Они стали почти такими же ровными и прямыми, как в Центральной России. Исчезли почти все признаки военного времени, если говорить о Мариуполе. Там работают фонтаны, магазины, кафе и рестораны. Детишки веселые бегают по улицам, есть свет и тепло в домах, начинает казаться, что здесь никогда и не было войны. Эти удивительные изменения, произошедшие за два года, убеждают в том, что мир навсегда установился в Мариуполе.

— Вы уроженец соседней с ДНР и ЛНР Ростовской области. Всегда ли между регионами были побратимские связи? Как сейчас в донском регионе относятся к республикам Донбасса?

Помните фразу из «Маугли»: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Жители всего Юга России и Донбасса всегда были одной крови. Кто бы ни старался посеять между нами распри и разногласия — наши народы едины, все мы славяне. Жители наших регионов испокон веков сохраняли и развивали добрососедские отношения. Мы вместе растили и собирали урожай, добывали уголь и соль, воспитывали детей по единой вере и правде. Уверен, что события 2014 и 2022 годов еще больше укрепили братский союз наших территорий, мы стали гораздо ближе друг к другу, стали более мудрыми и сплоченными.

— Расскажите о своем проекте «Послесловие». Что уже сделано и какие планы?

Творческое объединение «Послесловие» появилось в начале 2022 года для развития информационных, документальных, исторических и культурных проектов. Важно сохранить историческую память о восстановлении и возвращении мира в Донбасс и Новороссию. Мы стараемся уделять внимание самым значимым событиям современной истории России. Объединение создало средство массовой информации «Новые регионы России», которое рассказывает о событиях в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. За это время реализовано несколько масштабных документально-информационных проектов. Например, изданы первые в стране и мире документальные фотокниги, альбомы и буклеты о воссоединенных регионах. Мероприятия с участием объединения прошли уже в 20 городах, в том числе Донецке, Мариуполе, Луганске и Мелитополе.

Ближайшие планы — создание новых документальных проектов о восстановлении освобожденных территорий Донецкой Народной Республики, в частности, Артемовска и Авдеевки. Также хотим расширить нашу деятельность в Запорожской и Херсонской областях. Сейчас много работы в Курской области.

— А как возникла идея сделать фотовыставки «Крым. Новороссия» и «Мариуполь — два года без войны»? Почему их важно увидеть жителям разных регионов? И люди какого возраста чаще всего приходят на выставки?

Сегодня, в период не только военного, но и острого информационного противостояния с коллективным Западом, для нас очень важна правдивая и актуальная информация о жизни, возрождении Донбасса и Новороссии, а также событиях в других уголках страны и дружественных государствах. Только так мы сможем оперативно и конструктивно действовать в мировом информационном поле, опережая наших зарубежных оппонентов, которые пытаются сейчас исказить уже не только историю нашей Родины, но в целом современные события.

На наши мероприятия приходит очень много людей совершенно разных возрастов и профессий. Больше всего меня радует, когда люди не просто смотрят фотографии, а обсуждают их, задают вопросы. В такие моменты возникает обратная связь со зрителем, а я как автор проектов понимаю, что смог заинтересовать людей, достучаться до их сердец, отвлечь на время от обыденности, быта. Эти проекты побуждают людей размышлять над происходящими сегодня историческими событиями. Особенно приятно, когда работы смотрят дети. Они совершенно искренне реагируют на то, что видят. Детский взгляд и восприятие настолько чисты и открыты, что постигают окружающий мир совсем не так, как мы — взрослые. Детские отзывы нередко заставляют задуматься. Настолько неожиданными и серьезными они бывают.

— Какие еще проекты, связанные с воссоединенными регионами, планируете развивать? Кто с ними помогает?

Наш новый проект «Подпольщики» мы планируем приурочить к 80-летию Великой Победы. Проект будет рассказывать о работе советского и современного подполья на территории Украины в годы Великой Отечественной Войны, а также в 2014 и в 2022 годах. Проект мы делаем совместно с РВИО, СВР, ФСБ, Архивным комитетом Санкт-Петербурга и другими организациями. Надеюсь, что он получится интересным и достойным. Его можно будет увидеть на страницах нашего журнала «Новые регионы России».

— Как такие выставки, издания меняют восприятие событий в воссоединенных регионах?

То, что я делаю, наверно, уже поменяло восприятие об этих событиях у многих жителей России и зарубежья. Когда в мае прошлого года вышла в свет моя первая документальная фотокнига «Мариуполь. Послесловие», отзывы на нее были совершенно потрясающими, если не сказать ошеломительными. Люди плакали и ругались, мне постоянно задавали вопросы, просили рассказать о судьбах отдельных героев фотокниги, ее пересылали по электронной почте во многие страны мира. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что книга стала известна, наверно, на всех континентах.

Мои знакомые соотечественники из разных уголков мира передавали ее своим друзьям и близким, показывая правду о послевоенном Мариуполе тем, кто отрезан от российского ТВ и СМИ, кто не мог получить доступ к достоверной информации об СВО и жизни на новых территориях России. Больше всего мне запомнились фотовыставки в Совете Федерации и Белгороде, там люди больше часа стояли со мной рядом, задавали много вопросов. Буквально просили рассказать о каждой фотографии. Я уверен, что визуальная передача информации зрителю от непосредственного свидетеля и очевидца событий дает колоссальный эффект. Особенно это чувствуется, когда общаешься со зрителями лицом к лицу.

— Ваши фото о Донбассе и Новороссии стали историческими. Чувствуете свою ответственность перед современниками и будущими поколениями? Что стремитесь передать в снимках?

Я часто вспоминаю работы замечательного советского фотокорреспондента и вашего земляка, героя фронтовой журналистики Евгения Халдея. Может быть, это нескромно, но я невольно сравниваю себя с ним. Так, как и он, я показываю стране и миру то, что происходит на самом деле. Мы — фотографы-документалисты, несомненно, понимаем и осознаем всю значимость и ответственность нашей работы. Ведь такие кадры — это летопись современности, летопись войны и мира, летопись становления новой России, нового поколения. Интересно, что меня с Халдеем разделяет 80 лет, но суть работы не изменилась. Я так же, как и он тогда, стараюсь запечатлеть самые яркие моменты, значимые события, то есть те кадры, которым уже изначально предстоит войти в историю. Сегодня мои фотографии находятся в авторском личном фонде Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, Президентской библиотеке, в фондах и библиотеках различных регионов страны, поэтому это уже история. И я этим горжусь.

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!