Игорь Майский — живой пример того, что донецкая земля полна талантов. Композитор и автор песен, как ни странно, не заканчивал музыкальную школу, однако его композиции с удовольствием берут себе самые известные российские исполнители — например, группа «Винтаж», Юлианна Караулова, Эмма М и Игорь Николаев.
Кроме того, он стал соавтором музыки, помог аранжировать композицию Марии Пироговой «Разбуди меня, мама», которая появилась на свет на международном конкурсе русской песни «АвторА!». Мария трагически погибла в Донецке под обстрелами украинских войск, однако эта песня продолжает жить. В частности, ее исполнили на митинге-концерте «Слава защитникам Отечества», который прошел 22 февраля в «Лужниках», и на концерте в честь дня ВМФ в Санкт-Петербурге.
В интервью ДАН Игорь рассказал о своем творческом пути, потенциале донецкой молодежи и поделился планами по развитию молодых талантов, когда в ДНР станет поспокойнее.
Игорь, расскажите немного о себе. Откуда Вы родом? Чем занимались и увлекались в детстве, в подростковом возрасте?
Я такой же как и все, рос обычным ребенком в Донбассе, в городе Донецке. Увлекался дзюдо, даже ездил по соревнованиям, но ровно до того момента, пока не взял в руки гитару. Это случилось примерно в восьмом классе, ребята во дворе показали мне пару аккордов, и закрутилось: как сейчас помню, когда на уроках в школе сидел, так и хотелось поскорее сорваться домой, чтобы поиграть на инструменте. Первой моей песней стал хит двора «Надоела школа, надоели учителя», а еще я прямо на уроках придумывал смешные частушки про одноклассников. Им, вроде, нравилось. В подростковом возрасте мне всегда хотелось побыть в разных компаниях — для изучения психологии разных людей. Если можно так сказать, развивал свой сканер на людей.
Как Вы пришли к тому, чтобы заниматься музыкой? Учились в музыкальной школе?
Это все из глубокого детства — мне моя бабушка Шура напевала тихонько народные мотивы, когда я был совсем маленький. Уже потом в нашей семье появился музыкальный центр, в 90-е они были в моде. У нас были диски Led Zeppelin, Pink Floyd, Майкла Джексона и, конечно, «Баллады» группы Scorpions. Они часто играли в квартире и днем и ночью, я уже чувствовал, где в композиции будет пауза или, наоборот, взрыв.
В музыкальную школу поступать даже не планировал — мне было важнее, что чувствует публика, которой я пою свои песни. А еще как-то раз один умный финансист сказал мне: все записывай! Я прислушался к совету и действительно начал записывать все свои мысли на листочках. Строчка родилась или идея — сразу на бумагу. Тогда еще не понимал, для чего это нужно, но по сути так и начал писать песни.
Почему Вы решили, что лично Вам интереснее именно писать музыку, а не исполнять ее самостоятельно? У Вас ведь были какие-то сольные произведения, которые Вы же и исполняли?
Это сложная для меня тема. Нельзя сказать, что я не планировал петь свои песни, но в какой-то момент, ориентируясь по знакам судьбы, я почувствовал, что нужно писать артистам. Правда у меня не было ни одного контакта из этой среды, никакой связи — была одна только вера, и я твердо знал, что буду писать песни топовым артистам. В какой-то момент меня даже начинало тошнить от музыки, но я продолжал усердно работать и делать как можно более качественный материал, понимая, что просто хорошие песни не удивят шоу-бизнес, нужно делать лучше.
Как так получилось, что Ваши песни стали популярны среди самых именитых артистов современной России? Какое произведение было первым в этом списке, такой ключевой вехой? И как оно создавалось и продвигалось?
Я называю это цепочкой добра. В нашем городе был один паренек Дима. И мне как-то захотелось к нему по-доброму отнестись. После этого он, уж не знаю как, но отправил мою песню своему другу Вове, а Вова, в свою очередь, Алексею. Оказалось, что это Алексей Романоф — продюсер группы «Винтаж». В тот момент эта группа была в топ-чартах, Алексей мне так и сказал: вот «Винтаж» споет твою песню, и будешь ты потом заниматься своим любимым делом. Песня называется «Свежая вода», ее первый куплет я легко написал, а затем уезжал на год в Киев и никак не мог написать второй куплет. Только через год вернулся, встретился с человеком, о котором и написана песня, тогда наконец и родился второй куплет. Можно сказать, что я ее два года писал, но ни капли не жалею о такой паузе — зато получились наилучшие строчки, и это люди прочувствовали. Песня залетела в чарт, и это стало своеобразной визитной карточкой для других артистов, так они обо мне услышали.
Как Вы творите сегодня? По-прежнему остаетесь в Донецке? Почему не перебираетесь в Москву или Петербург, поближе к коллегам по музыкальному цеху?
Скажу прямо: люди умирают, среди них и знакомые, снаряды каждый день слышим. Финансово тоже порой сложно, потому что каждый день песни не пишутся и не продаются — в любом случае выживать приходится: и неизвестным артистам песни пишешь, я только этим и занимаюсь. Но я чувствую что еще должен быть здесь, а зачем — еще сам не понимаю. Может, это связано с добрыми делами, может, с проектом или еще с чем-то. Просто все знаки указывают на то, что я должен быть здесь, в родном Донецке.
Не было ли у Вас мысли начать продюсерскую деятельность? Или, возможно, Вы уже помогаете талантливым землякам заявить о себе?
Все, кто со мной знаком, знают, что я помогаю как могу, и не только талантам. По продюсерской (не люблю это слово) деятельности есть мысли, но когда ты понимаешь, как эта система работает, осознаешь весь комплекс проблем: нужны вложения и люди, которым ты бы доверял. Кроме того, на проект уйдет полгода минимум, чтобы сделать материал, который будет достойно держаться среди других песен. А сейчас их ведь очень много, с каждым днем все больше и больше, и чтобы твои песни смогли услышать, нужны вложения и поддержка из Москвы. Мне искренне не хочется делать проект, в котором я не буду полностью уверен.
Однако в планах — хотя бы проводить онлайн-тренинги для ребят и делиться опытом. До начала бомбежек у нас была студия, в которой часто собиралась целая куча детворы, записывались на разные конкурсы, но пришлось временно закрыть ее из соображений безопасности.
Как сегодня развивается искусство и в частности музыка в ДНР? Несмотря на непрекращающиеся обстрелы и активные боевые действия, мы все чаще слышим о талантливых ребятах с Донбасса, которые выступают в разных частях страны. Выходит, талантам везде у нас дорога?
Если зайти в телеграм-каналы Донецка, то можно увидеть переодетого медведя, который выезжает по вызову на разные адреса и танцует у подъезда с шариками. Местные поймут, о чем я. А если говорить серьезно, очень мало музыки в городе, но это потому что ситуация такая: большое скопление людей — это очень опасно. Как говорил Янукович, Донбасс порожняк не гонит! В Донецке правда осталось много талантов, а кто-то уже в России.
Один из вариантов, как молодые таланты могут заявить о себе, это образовательные заезды в арт-кластере «Таврида». Как Вы относитесь к подобным тематическим образовательным интенсивам? Чтобы, например, композиторы, певцы, музыканты и продюсеры могли собраться вместе, познакомиться, узнать что-то новое и заложить основы для совместного развития?
Отлично отношусь. У меня есть мечта: объединить талантливых ребят и сделать в Донецке огромный центр под своим именем. Чтобы в нем ребята разного возраста учились играть на разных инструментах и писать стихи, занимались групповой психологией, чтобы совместно с выпускниками можно было писать для артистов. Конечно, чтобы в этом центре были занятия по актерскому мастерству, совместные игры и поездки в лагеря, записи песен, поддержка друг друга в соцсетях и разные конкурсы, чтобы страницы ребят набирали охваты. Это важно, потому что сейчас мы все больше погружаемся в цифровой мир, и каждый артист, особенно начинающий, должен быть интересен в соцсетях. И для меня очень важно, чтобы для одаренных, по-настоящему талантливых детей-сирот все занятия в центре были бы абсолютно бесплатными. Однако для того, чтобы претворить эту мечту в жизнь, сейчас мне самому нужно больше писать топовым артистам.
На фестивале молодого искусства «Таврида.АРТ» прозвучат две ваших песни — в исполнении группы «Фабрика» и дуэт на песню Марии Пироговой в исполнении Виктории Дайнеко и Натальи Качуры. Как Вы относитесь к таким выступлениям на, пожалуй, главном российском фестивале молодого искусства? Сами не планируете приехать на площадку? На фестиваль или в качестве эксперта на образовательные заезды?
Виктория Дайнеко и Наталья Качура спели песню погибшей Марии Пироговой — это была очень талантливая и добрая девочка, Царствие Небесное. Я просто помог Марии с аранжировкой, она очень переживала за эту песню. Мария постоянно помогала людям в самое тяжелое время, была настоящей и сильной. Вот где талантище и герой Донбасса! А по поводу «Тавриды» — приезжайте лучше вы к нам, в Донецке будут искренне рады. Но только когда все утихнет. У нас тут есть замечательный стадион «Донбасс Арена», по которому местные очень скучают.
Что бы Вы посоветовали молодым талантам, которые начинают творить в это непростое время? Как не перегореть и найти своего слушателя?
Слушать музыку, которая характерна вашим резонаторам, которая вызывает мурашки. Это и будет ваше направление. Создавать в жизни собственные истории, чтобы их потом было интересно слушать другим. Впустить в себя Веру и каждый день качать мышцы на пальцах и в голове. И участвовать в таких конкурсах, как «АвторА!» — это очень помогает быть услышанным и замеченным.