- Ольга Николаевна, расскажите о ситуации с COVID-19 в Республике. Насколько мы были готовы ко встрече с новой коронавирусной инфекцией, и как нам удается справляться с вирусом?

- Мир не был готов к той скорости заражения коронавирусной инфекцией, которая сейчас наблюдается по всей планете. Такой эпидемии не ожидал никто, поэтому к встрече с COVID-19 мы готовились уже в феврале. Тогда же начала работу по противодействию коронавирусной инфекции чрезвычайная противоэпидемическая комиссия при Правительстве ДНР. Мы смотрели за событиями в Китае, России, в странах Европы и на основе этого моделировали ситуации, которые могли бы возникнуть у нас. Вся система здравоохранения сейчас направлена на борьбу с коронавирусом нового типа. Выявление симптомов заболевания, изоляция пациентов и контактировавших с ними, правильное лечение – главное в вопросах противодействия пандемии. И на сегодняшний день нам удается сдерживать распространение вируса. На сегодня у нас достаточно мест в учреждениях здравоохранения, оборудования, лекарственных препаратов. Справляемся.

- За счет чего это удалось достигнуть?

- Прежде всего, эффективным инструментом в борьбе с коронавирусной инфекцией стало введение на территории ДНР ограничительных мер – режима повышенной готовности. После этого были полностью закрыты границы с Украиной, ограничено перемещение через таможенные пункты пропуска на границе с Россией и ЛНР. Также была введена обязательная двухнедельная самоизоляция человека по прибытии из-за рубежа. Положительную роль также сыграл перевод школьников и студентов на дистанционное обучение. Это позволило удержать ситуацию под контролем и не допустить резких вспышек коронавируса. Кроме того, в Республике пошла на спад заболеваемость ОРВИ, в том числе — гриппом.

- Каким образом ведется наблюдение за людьми на самоизоляции?

- Чаще всего наблюдение осуществляет участковый инспектор, который может в любое время лично проверить, находится ли человек дома. Если искомое лицо отсутствует, составляется специальный акт, следствием которого может стать наложение штрафа. Люди должны понимать, что беспечность одного человека может стать трагедией для многих.

- Полагаю, что сейчас в Республике хватает больничных учреждений, способных принять пациентов с коронавирусом. Но нельзя исключить вероятность вспышки. Есть возможность организовать дополнительные места?

- При необходимости совместно с МЧС сможем развернуть мобильный госпиталь. При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 человек, провести их медицинскую сортировку, оказать нуждающимся экстренную и квалифицированную врачебную медицинскую помощь, подготовить больных, при необходимости, к эвакуации. Для госпитализации нетранспортабельных больных лиц госпиталь может временно развернуть 100 коек.

- Больницы и медперсонал находятся на передовой в борьбе с коронавирусной инфекцией. Известно об одной больнице в Донецке, где вводились карантинные меры из-за COVID. Были ли другие случаи?

Также карантинные меры введены в нескольких отделениях Донецкого клинического территориального медицинского объединения (ДоКТМО), частично закрыта больница № 2 в Макеевке, решается вопрос о введении карантина в городской больнице № 24 города Донецка, куда поступают пациенты с пневмонией. Недавно после карантина были открыты терапевтическое отделение Макеевской горбольницы №6 и Донецкая горбольница №16.

- Насколько Республика обеспечена тест-системами, и по какому принципу отбираются люди, которым необходимо тестирование на COVID?

- На данный момент тестов в Республике достаточно. Недавно мы получили еще одну партию – на 10 тысяч исследований. Прежде всего тестирование проходят пациенты с пневмонией, подтвержденной рентгеном или клинически, а лучше всего методом компьютерной томографии. Также тесты положены пациентам, приехавшим из-за рубежа и имеющим симптомы коронавирусной инфекции, в том числе повышенную температуру тела и утрату обоняния. Затем тесты выполняются людям, которые контактировали с зараженным, и это касается в первую очередь медработников.

- А если человек попал в больницу с симптомами ОРВИ, то ему положен тест?

- Прежде всего, по любому ОРВИ выясняется история болезни у пациента, где он живет, был ли у него контакт с зараженными COVID-19 и так далее. Просто так сделать тест на коронавирус жители не смогут. Более того, не все пациенты с острыми респираторными вирусными инфекциями подлежат такому обследованию – только в случае ухудшения состояния.

- Как происходит тестирование?

- Медработник в противочумном костюме берет у пациента мазки из слизистой носоглотки и ротоглотки, помещает их в пробирки и отвозит в лабораторию особо опасных инфекцией в Донецке. Там уже проводятся необходимые исследования. Каждое длится от 6 до 8 часов. С середины марта до настоящего времени в ДНР было проведено более 3000 исследований на коронавирусную инфекцию.

- Во всех ли больницах Республики можно сдать тест?

- Сами тесты находятся в Республиканском центре санитарно-эпидемиологического надзора ДНР, а вот биоматериалы у людей для исследований берутся на местах.

- Какое лечение получают пациенты с коронавирусом?

- Наши методы лечения коронавирусной инфекции полностью совпадают с российскими методиками и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

- Какие возрастные категории более уязвимы для COVID?

- В каких городах больше всего пациентов?

- Могу сказать, что практически в каждом из 18 городов и районов Республики есть люди, которые перенесли вирус или на данный момент находятся на лечении.

- На Украине распространяется информация о якобы сокрытии реальных данных о количестве случаев COVID-19. Могли бы прокомментировать ситуацию?

- Каждый проведенный нашими специалистами тест регистрируется, четко обозначается дата и время его проведения. Все это документируется и вносится в базу данных. Что-либо изменить, подделать или замолчать – невозможно. Также я, как руководитель Минздрава, заинтересована в правдивых данных, ведь нам нужно понимать потребность в медпрепаратах, в каких объемах необходимо делать заказ. Лекарства мы получаем из Российской Федерации. Вся информация публикуется на официальных ресурсах, в частности на сайте Минздрава. Целью всех сообщений о якобы сокрытии данных о числе пациентов и потерь является желание всячески опорочить и «облить грязью» Республику. С уверенностью могу сказать, что мы справляемся с COVID-19 очень достойно, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, а также продолжающуюся гражданскую войну в Донбассе.

- Кто оказывает нам помощь в борьбе с коронавирусом?

- Прежде всего хочу выразить благодарность министерству здравоохранения РФ и неравнодушным людям из России, которые нам помогают. Если бы не Российская Федерация, не знаю, как бы справились с вирусом. Ведь мы приобретаем лекарства, и нам поставляется гуманитарная помощь именно из России. Сейчас мы ожидаем российский гуманитарный конвой, который доставит медицинские препараты, в том числе для борьбы с коронавирусной инфекцией. Также он привезет лекарства для лечения онкологических и других заболеваний.

- Общаетесь ли с коллегами из РФ?

- Мы с ними регулярно держим связь. Коллегам из Минздрава РФ рассказываем о ситуации с коронавирусной инфекцией в нашей Республике, согласовываем с ними схемы лечения, советуемся.

- В апреле Глава ДНР Денис Пушилин ограничил въезд в Новоазовский район, где находится единственный в Республике курорт – поселок Седово. Есть ли шансы, что к нему откроют доступ летом?

- Для этого будет изучаться уровень заболеваемости на конец мая, и если ситуация пойдет на спад и в июне произойдет значительное снижение, то с июля, как и уточнялось в указе, Седово будет открыт для отдыхающих.

- Когда можно будет говорить о полном снятии ограничений?

- Думаю, что о полном снятии ограничений можно говорить тогда, когда у нас прекратится прирост заболевших или хотя бы произойдет двукратное снижение их числа. Пока говорить об этом рано. Из сообщений СМИ мы знаем, что Киев пока не планирует открывать границы для жителей Донбасса, поэтому смысла говорить о работе пунктов пропуска на линии разграничения нет. Как только мы будем понимать, что ситуация стабилизировалась и безопасности Республики ничто не угрожает, можно будет говорить и об открытии государственных границ.