Седьмого сентября 2018 года в правительстве Донецкой Народной Республики прошли кадровые перестановки. В частности, указом временно исполняющего Главы ДНР Дениса Пушилина на пост и.о. министра доходов и сборов был назначен Евгений Лавренов. О масштабной реорганизации своего ведомства и планах реформы налоговой системы Республики Лавренов рассказал в интервью Донецкому агентству новостей.
После увольнения Александра Тимофеева с должности главы Миндоходов проводятся проверки деятельности бывшего руководства, создана межведомственная комиссия. В этой связи ожидаются ли какие-либо ротации или принципиальные изменения в работе ведомства?
Хотелось бы отметить, что согласно Указу врио Главы ДНР Дениса Пушилина о внесении изменений в законодательство, структурные подразделения министерства доходов и сборов, которые входили в состав и выполняли оперативные задачи, с 1 октября текущего года упразднены. Мы ведем сегодня подготовку новой структуры министерства. Как только она будет согласована, будет подготовлено новое штатное расписание, которое повлечет за собой полную реорганизацию ведомства.
Это глобальный процесс?
Безусловно. Будет проведена большая работа. И, соответственно, в рамках новой структуры будут кадровые назначения, перестановки, появятся, наверняка, новые лица. Вы это все увидите в ближайшее время.
Ротации коснутся в основном центрального аппарата или в структурных подразделениях тоже будут перестановки?
Ротация исполнителей на местах – это нормальная мировая практика, поэтому мы не будем от нее отказываться. Ротационные действия будут в том числе и на местах. Существует комиссия, созданная по Указу врио Главы ДНР, которая рассматривает деятельность министерства доходов и сборов на протяжении четырех лет его существования. По итогам работы, комиссия сделает выводы, и мы тоже учтем эти выводы в кадровых решениях.
Вы упомянули о межведомственной комиссии по расследованию деятельности бывшего руководства Миндоходов, куда входят представители МГБ, МВД, Генпрокуратура, Минфин. У вас налажено взаимодействие?
Да, у нас есть постоянное членство в этой комиссии. Это нормальная практика, когда новый руководитель принимает любое предприятие или какой-то орган, проводится аудиторская проверка, чтобы человек понимал, что у него на сегодняшний день есть, а что ему нужно изменить и что нужно реорганизовать.
Когда, предположительно, будут первые результаты реорганизации?
Сроки Денисом Владимировичем нам поставлены очень сжатые, поэтому изменения не заставят себя долго ждать. Структура министерства будет утверждаться уже в середине октября текущего года. К настоящему времени мы уже подали на согласование врио Главы кандидатуру на должность заместителя министра. Думаю, что через неделю представим к согласованию еще пакет изменений. Соответственно, мы рассчитываем, что уже в этом месяце люди увидят первые знаковые изменения.
Какие первоочередные задачи ставит для себя министерство доходов и сборов в обозримом будущем?
Вы сказали, что у министерства стоит задача полностью изменить налоговую систему. Сколько по времени может занять этот процесс, и в чем принципиальное отличие от существующей системы?
Сроки очень сжатые. Задача поставлена перед министерством очень большая. И затягивать с этим вопросом нельзя. Развитие экономики Донецкой Народной Республики будет определяться скоростью принятия данного решения. Фабула нового налогового закона будет представлена врио Главы ДНР до конца октября 2018 года. Если он ее одобрит, то мы планируем, что работа по первичной формулировке нормативной базы под новую налоговую систему у нас должна быть закончена к январю. После этого будет происходить ее дальнейшее внедрение.
Мы уже говорили с депутатскими группами и предпринимателями. Решили, что необходимо сформировать математическую модель нашей экономики, куда будут вноситься предложения в рамках фабулы нового налогового закона и каждый сможет понять, какие могут иметь последствия те или иные решения. Когда нормативная база будет сформирована окончательно, думаю, будет принят новый налоговый кодекс. Я надеюсь, что мы это сделаем в январе. Но, в принципе, там очень много технических задач, которые будут внедряться на протяжении года – полутора лет.
Временно исполняющий обязанности Главы ДНР Денис Пушилин выступил за передачу владельцам рынков и предприятий, ранее перешедших в госсобственность. Как продвигается этот вопрос?
Нужно в первую очередь подготовить законы. Это достаточно серьезная и кропотливая работа. Поэтому я прошу, чтобы все предприниматели отнеслись к этому с пониманием и не «атаковали» министерство с просьбами отдать тот или иной рынок. Нужно понять, что там в принципе происходило. Без четкого определения статуса рынка сделать это нельзя и было бы неправильным.
Межведомственной комиссией в первую очередь разбирается эффективность государственных предприятий, подведомственных Миндоходов. По ним правительством будут приняты отдельные решения. Возможно, какие-то неэффективные ГП будут закрыты, какие-то переданы в профильные ведомства.
Это касается в том числе госпредприятий «Овощи Донбасса», «Плоды Донбасса»?
Да. Министерство доходов и сборов может дать оценку финансовой эффективности, но там есть и технологические вопросы.
На заседании Совета министров было принято решение снизить объем госпошлины на ввоз мяса курицы в ДНР с 25 до 10 процентов. Как это сказалось на ценообразовании в Республике и есть ли принципиальные планы по стабилизации цен?
Как известно, мясо птицы – наиболее дешевый доступный животный белок для населения, в отличие от свинины или говядины. В Донецкой Народной Республике в настоящее время только два производителя мяса птицы: Розовская птицефабрика в Енакиево и Шахтерская птицефабрика. Эти предприятия в последнее время не покрывали более 20 процентов от общего уровня потребления мяса на территории ДНР. Остальную часть в этом случае покрывал импорт. В основном, продукция ввозится из России, небольшой процент шел из Белоруссии.
К сожалению, в этом году министерство сельского хозяйства РФ констатировало неурожай зерна. Впрочем, такая же ситуация сложилась и в ДНР. В среднем неурожай составил порядка 35-40% по сравнению со среднестатистическим. Это привело к мировому росту цен на зерновые. Приведу пример: если в прошлом году пшеница продовольственная на мировых биржах стоила порядка 110 долларов за тонну, то в этом ее цена перевалила за 200 долларов. Естественно, это повлекло за собой рост цен на комбикорм, где существенной составляющей частью являются кукуруза, пшеница и другие зерновые культуры. Автоматически выросла себестоимость выращивания птицы.
В РФ из-за этого оптовая цена за последние два месяца на мясо птицы выросла на 60 процентов. Благодаря тому, что наше правительство своевременно отреагировало и снизило пошлины на ввоз с 25 до 10 процентов, мы смогли смягчить рост цены на внутреннем рынке. Поэтому сегодня стоимость куриного мяса в ДНР выросла на 30 процентов, а не на 60. Врио Главы ДНР на Совете Министров поручил разработать комплекс мер для того, чтобы рост цен на мясо птицы как можно меньше коснулся нашего населения.
Как это сделать?
Мы считаем, что необходимо работать по этому вопросу с нашими двумя основными производителями. Благодаря тому, что сегодня существуют ограничения на вывоз зерновых с территории ДНР, у нас нет такого глобального роста цен. Будем разбираться, рассмотрим возможность увеличения в кратчайшие сроки производственных мощностей наших предприятий, чтобы они закрыли большую долю рынка, не ограничивая при этом потребление населения.
Возможно, для стабилизации цен на внутреннем рынке мы вынуждены будем отменить госпошлину на ввоз в ДНР мяса птицы. Такой вопрос на данный момент прорабатывается.
Какие инструменты могут быть использованы для контроля цен на рынке ДНР?
Мы говорили на заседании Совета министров об обеспечении контроля максимальной разрешенной наценки на социальные виды продуктов. Мы должны в ближайшее время принять нормативный акт, который будет регламентировать понятие «таможенной стоимости». Сейчас в Республике максимальная разрешенная наценка по социальным видам продтоваров – 15 процентов. Не имея нормативной базы, мы не можем проверить правильность ее применения предпринимателями.
Думаю, в ближайшее время решением Совмина будет принят этот нормативный документ. Он поможет объективно работать инспекции по ценообразованию министерства доходов и сборов, которая проконтролирует правильность исполнения нормы допустимой наценки на мясо птицы.
Хотелось бы также поговорить о налогах. В ряде стран мира внедрены так называемые налоговые каникулы или льготы, которые могли бы привлечь инвестиции. С переформатированием налоговой системы Республики можно ли рассчитывать на введение подобной практики в ДНР?
Думаю, что сначала необходимо представить согласованную модель налоговой системы, после этого изучим наш внутренний баланс и возможности сделать инвесторам дополнительное предложение. Могу сказать, что проект новой налоговой системы в первую очередь направлен на стимулирование увеличения инвестиционных объемов, и создание новых производств на территории нашего государства.
Сразу мы закладываем возможность применения налоговых льгот, в частности, применения налоговой льготы на прибыль для инвесторов. Вплоть до полной отмены такого налога. Однако это будут отраслевые льготы. И условия для ведения бизнеса предполагаются равные. Это одна из задач новой налоговой системы.
Ранее неоднократно говорилось о необходимости синхронизации законодательства Донецкой и Луганской Народных Республик, консолидации работы парламентов, совместных проектах по развитию экономики, и в ряде сфер уже разработаны и приняты соответствующие решения. Ведется ли такая работа в сфере таможни?
На прошлой неделе проводилась встреча между таможенными и налоговыми службами ДНР и ЛНР, была разработана дорожная карта, согласно которой прописаны шаги на сближение – вплоть до снятия таможенных постов между Республиками. Могу сказать, что в первую очередь мы пойдем навстречу промышленникам и в ближайшее время будет снят таможенный пост на железной дороге. Для этого подготовлен ряд изменений в нормативные документы. В частности, речь идет о налогах таможенной части.
Мы стремимся обеспечить свободное перемещение промышленных грузов, упростить логистику для предприятий промышленной группы. К примеру, такие полезные ископаемые как известняки и доломиты, добываются в ДНР, а используются на Алчевском металлургическом комбинате; не все марки коксующихся углей добываются на территории Донецкой Народной Республики, частично - в ЛНР, и так далее. Нам нужно в первую очередь обеспечить беспрепятственное движение этих грузов. В той же дорожной карте мы не забываем про своих граждан. Там есть ряд послаблений, но вначале будет снятие таможенного грузового поста, а потом мы плавно перейдем к снятию пассажирского.