О ключевых моментах переговорного процесса в Минске, работе внешней политики Республики и формировании позитивного имиджа государства за рубежом в интервью Донецкому агентству новостей рассказала и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.

О компромиссах с Украиной

В самом начале переговорного процесса казалось, что представители Украины все-таки были готовы попытаться найти возможные точки соприкосновения. Со стороны было похоже, что минимальная, но возможность достичь взаимопонимания присутствовала, хотя сегодня назвать это прогрессом сложно. К примеру, было два таких случая: согласование мажоритарной избирательной системы на местных выборах (в ДНР и ЛНР) и возможность голосования внутренне перемещенных лиц по месту прописки на своем избирательном участке. Но, к сожалению, в дальнейшем украинские переговорщики отказались от достигнутых консенсусов, обосновывая это тем, что нет ни одного документа с их подписью. Несмотря на то, что все официально было задокументировано и представлено в докладе координатора от ОБСЕ, Киев проигнорировал возможность компромисса и отступил от достигнутых договоренностей в одностороннем порядке. К сожалению, говорить о каких-либо взаимно согласованных позициях на политическом треке, от которых впоследствии не отказалась бы украинская сторона, пока не приходится.

О миротворцах в Донбассе

Тот проект резолюции, который был зарегистрирован российской стороной в ООН, не содержит понятия «миротворцы». Там идет речь о контингенте, который будет содействовать безопасности миссии ОБСЕ, охранять их при выполнении функций мониторинга. Такой контингент может быть введен только при соблюдении определенных условий – после полного разведения сил и средств, сохранения устойчивого «режима тишины» и только там, где есть опасность провокаций и продолжения боевых действий. Но самое главное и основное - все условия по размещению данного контингента должны быть согласованы двумя сторонами конфликта – Киевом и Донбассом. Мы готовы к дискуссии по этим вопросам, однако, украинские власти, не внося никаких проектов и предложений, ограничились популистскими заявлениями, оторванными от реальности. Вот уже более двух лет Украина требует ввода так называемой «полицейской миссии ОБСЕ», которая, кстати, не имеет прецедентов за все время существования данной международной организации. Затем были непонятные предложения по размещению представителей ООН на границе с РФ, где нет ни жертв, ни боевых действий. Понятно, что все эти заявления Киева – пустая трата времени, что, в целом, иллюстрирует также и отношение украинских властей к Минскому процессу.

Об отношении к представителям ДНР в Минске

Одна из наших задач – показать мировому сообществу, что мы, в отличие от украинской стороны, не номинально, а реально привержены мирному урегулированию ситуации в Донбассе, что отражено в Минских соглашениях. Наш основной принцип – быть надежным партнером по выполнению международных обязательств, мы стремимся к тому, чтобы это понимало мировое сообщество. Постепенно мы приходим к тому, что представителей ДНР воспринимают, как надежных партнеров, нас слушают и уже слышат. Яркий тому пример – особый статус был пролонгирован Киевом под давлением мирового сообщества, которое было оказано благодаря нашей принципиальной позиции по данному вопросу.

О проблеме открытости диалога в Минске

Любой переговорный процесс по урегулированию конфликтной ситуации – это закрытый процесс. Откровенно говоря, мы не имеем право все детали и тонкости этого процесса предоставлять в СМИ. Поэтому комментарии по итогам заседаний обычно очень обобщенные. На самом деле в Минске проводится огромная работа, мы каждый раз вносим какие-то новые предложения в соответствии с нашей позицией. Весь ход переговорного процесса довольно специфичен, он требует особых навыков и определенной доли конфиденциальности. Даже если обратиться к истории переговоров, можно сделать вывод, что они практически всегда проходят за «закрытыми дверями». Переговорный процесс очень хрупок, ему может навредить любое неаккуратное высказывание, поэтому очевидно, что освещение деталей не совсем уместно.

О продлении действия закона Украины об особом статусе Донбасса

Пролонгация особого статуса на год дает возможность продлить дальнейшие дискуссии. То есть, если бы 18 октября закончилось действие особого статуса, то можно было утверждать, что украинская сторона окончательно и бесповоротно сорвала выполнение Минских соглашений, ведь все политические пункты основываются на особом статусе. Нет действия особого статуса – нет основы для дальнейших дискуссий.
Мы, конечно, не ожидаем, что сразу после пролонгации особого статуса все изменится, и представители Украины начнут выполнять свои обязательства. Вот уже более трех лет идет Минский процесс, а Киев так и не показал хоть какого-то намерения ввести в действие закон об особом статусе. Единственное, что можно уверенно утверждать – пролонгация данного закона дает небольшое «окно» для дальнейшей дискуссии об урегулировании конфликта в Донбассе. Не секрет, что продление закона для Украины было вынужденным шагом. Мы в очередной раз убедились, что Киев не самостоятелен в принятии подобных решений.  Мы, конечно, приветствуем, что на украинскую власть было оказано достаточное давление со стороны посредников – российской стороны, ОБСЕ, США. Нас услышали, к нам прислушались, и статус, лежащий в основе реализации Минских соглашений, без которого невозможно мирное урегулирование конфликта в Донбассе, был продлен.

О представительствах ДНР в Европе

Представительские центры ДНР (работают в Греции, Италии, Финляндии, Франции, Чехии – прим. ДАН) осуществляют деятельность по развитию культурного, научного, информационного сотрудничества. Кроме того, в центрах осуществляется прием наших граждан, которые могут обратиться за правовой поддержкой, задать официальный запрос, который передается через министерство иностранных дел в соответствующее ведомство. Если говорить о более глобальной работе, то представительства также занимаются привлечением инвестиций, разработкой бизнес-проектов, привлечением бизнесменов и промышленников для осуществления совместно с ДНР деятельности.

О проблемах представительства ДНР в Чехии

Там действительно сложная ситуация, оказывается сильное давление на МИД Чехии со стороны МИД Украины. Кстати, решение о ликвидации центра было принято именно тем судом, который его и зарегистрировал. Наши чешские единомышленники подали апелляцию с требованиями восстановить работу центра, они не сдаются, прилагают все усилия для того, чтобы сохранить центр в Остраве. Мы находимся в постоянном контакте с представителями центра, в частности с госпожой Лисковой. Нужно сказать, что работа наших представителей в Чехии продолжается: не в полной мере, конечно, но она идет. Несмотря на давление, мы будем добиваться, чтобы Верховным судом Чехии было принято справедливое решение, ведь центр был зарегистрирован как некоммерческая организация, он не занимался ничем таким, что могло бы противоречить чешскому законодательству.

О регулярных визитах иностранных делегаций в ДНР

Визиты зарубежных гостей уже стали непрерывным процессом, за этот год Республику посетило более 30 делегаций из разных стран. Мы поддерживаем контакты с политическими и общественными деятелями из Германии, Греции, Италии, Сербии, Франции, Финляндии, Чехии, Испании, конечно же, Российской Федерации и других стран. Кроме того, мы официально сотрудничаем с Луганской Народной Республикой, Южной Осетией, Абхазией.
Это год был очень насыщенным – по состоянию на сейчас было подписано семь международных договоров. Отдельно хочется отметить укрепление сотрудничества с Республикой Южная Осетия - 11 мая 2017 года, в день празднования третьей годовщины со дня образования ДНР был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и Протокол об установлении дипломатических отношений между ДНР и Республикой Южная Осетия. Подписание данных договоров - это очень значительный шаг в развитии наших отношений. На данный момент ведется работа по открытию посольства ДНР в Южной Осетии. Это крайне трудоемкий процесс, включающий разработку положений о посольстве, о после, проработку структуры посольства, штатной численности, задач, полномочий и т.д. Тем не менее, мы надеемся, что уже в скором времени будет анонсировано открытие нашего официального представительства в братской Республике.

Об инвестициях в экономику ДНР

В Республику приезжают не только политические и общественные деятели, но и предприниматели. К примеру, Донецк посетила делегация бизнесменов и инвесторов по линии представительского центра ДНР в Италии. Могу сказать, что сейчас рассматриваются проекты создания совместного бизнеса в сфере сельского хозяйства. Как известно, Главой ДНР Александром Захарченко была объявлена программа по восстановлению садов. Итальянцы выразили готовность поучаствовать в данной программе. Кроме того, ведутся переговоры по развитию сотрудничества с иностранными инвесторами и по другим направлениям -  это угольная, металлургическая промышленность, машиностроение.

О легализации документов

На основе опыта Южной Осетии, Абхазии, Приднестровской Молдавской Республики, нами был разработан проект Положения о легализации документов, выданных компетентными органами иностранных государств. На данный момент этот проект зарегистрирован в Совете министров ДНР, уже было получено согласование от министерства юстиции ДНР и других заинтересованных органов власти, поэтому мы надеемся, что Положение в скором времени будет принято. В нем мы попытались учесть все моменты, которые бы облегчили процедуру придания иностранным документам юридической силы в Республике. Это позволит заполнить пробелы в законодательстве Республики и закрепит правила признания и использования в ДНР иностранных документов.

О планах министерства

Внешнюю политику Республики формирует Глава ДНР, а министерство иностранных дел занимается реализацией заданных им векторов развития. В соответствии с этим, был разработан проект Концепции внешней политики ДНР, в котором отражены кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи по реализации внешней политики Республики. На данный момент проект находится на рассмотрении у лидера государства. Как только данная Концепция будет утверждена, мы сможем говорить о внешнеполитическом векторе развития нашего государства более предметно.