Последние месяцы в ДНР были весьма насыщены событиями, связанными с назначением выплат пенсий и соцпособий, введением мультивалютной системы, услуги денежных переводов. В будущем предстоит реанимация банковских услуг, в частности, восстановление работы банкоматов и терминалов, а также переход на пластиковые карты. Все это находится под пристальным контролем сотрудников Центрального Республиканского Банка во главе с Ириной Никитиной. О перспективах банковской сферы, корр. Донецкого агентства новостей побеседовал с руководителем ЦРБ.

- Ирина Петровна, расскажите о работе ЦРБ. Какие услуги оказывает Банк физическим и юридическим лицам, имеет ли доход от текущей деятельности?

- Центральный Республиканский Банк оказывает такие же услуги, как любой коммерческий или государственный банк на территории ДНР до войны. В основном мы сориентированы на социальную направленность. Все бюджетные организации, которые у нас открыли счета, обслуживаются бесплатно. Коммерческие организации оплачивают нам услуги в соответствии с утвержденными тарифами. Вся информация о стоимости услуг есть на сайте министерства финансов. Да, мы зарабатываем. Но сказать, есть ли у нас на сегодняшний день доход, пока нельзя, так как идет становление Банка и деньги на развитие и работу учреждения выделяются из государственного бюджета. Финансируется покупка программного комплекса «Операционный день банка» (ОДБ), в котором ведется учет каждой операции; процессингового центра и программного обеспечения для него. На данный момент эти вещи мы не в состоянии оплачивать самостоятельно.

- С каким числом юридических лиц сейчас работает ЦРБ, в частности, какое количество предпринимателей регистрируют свои операции в Республиканском Банке?

- Бюджетные организации составляют порядка 2000 единиц, юридические лица – свыше 3000, физлица – более 200 тысяч. Причем, что касается предприятий, то у них открыто как минимум по два счета в банке.

- Какие услуги ЦРБ предоставляет коммерческим структурам и организациям?

- Среди услуг: расчетное обслуживание, кассовое обслуживание, инкассация, пересчет торговой выручки. Национальный Банк, который существовал до войны, был регулятором. Он обслуживал только коммерческие банки. Мы – Центральный Республиканский Банк. Так как банк выполняет регуляторные функции, то создана пишущая законы группа, методическая группа, но при этом есть блок, обслуживающий бюджетные и коммерческие организации, а также население ДНР.

- А каков объем операций Центробанка в течение месяца?

- За май нашим банком проведено до полутора миллиона операций.

- А планируется в Центральном Банке учреждение системы денежных вкладов?

- Пока идут боевые действия, услугу депозиты мы запускать не будем. По одной простой причине: мы должны давать вкладчику гарантии возврата его денег. Но идет война и сегодня мы не готовы этого гарантировать. Когда наступит мир, я думаю, наши вкладчики будут иметь возможность получать доход от своих депозитов. Как это было и раньше.

- Как быть с депозитами в украинских банках, которые граждане ДНР не могут получить в силу определенных причин?

- Это большая проблема. С украинскими банками переговоры не ведутся. На той территории очень жесткая политика, и банки с нами не общаются ни по каким вопросам. Нужно обращаться самостоятельно в Национальный банк Украины и требовать помощи по возврату вкладов у «нерадивых» банков.

- Ирина Петровна, 26 марта этого года в Республике заработала анонсированная Минфином система денежных переводов. Продолжает ли она функционировать сегодня и много ли желающих за этот период воспользовались услугой?

- Система переводов функционирует нормально. Мы к этому стремились и это сделали. Чтобы воспользоваться услугой, человеку необходимо просто обратиться в банк в своем городе, и перевести денежные средства. Переводы осуществляют не все отделения. К примеру, в Шахтерске этим занимается только центральное отделение. Полный перечень таких подразделений банка с указанием адресов также опубликован на сайте министерства финансов Республики. Практически в любом населенном пункте ДНР есть такая возможность.

- Может ли клиент Банка помимо получения пенсии или социального пособия еще каким-то образом воспользоваться своим лицевым счетом?

- На данный момент идет подготовка к запуску процессингового центра. Это система расчетов с использованием пластиковых карт. Мы сейчас уже открываем карточные счета тем физическим лицам, которые получают у нас пенсии и пособия. На сегодняшний день, мы провели мониторинг и проидентифицировали этих людей. Они заложены в базе по открытию карточных счетов. С помощью нашей пластиковой карты человек сможет получить деньги в банкомате, расплатиться за покупки в любой торговой точке. Наша задача обеспечить безналичный расчет в каждом магазине. К тому же денежная масса рано или поздно изнашивается, ее необходимо восстанавливать, а сделать это мы пока не в состоянии. Пластиковые карты удобны и населению, и нам.

- Сколько на сегодняшний день желающих получить карту?

- Минимум двести тысяч человек.

- Известны ли более точные сроки появления в ДНР карточной системы?

- Планируем запустить проект в августе. У нас уже готово 300 тысяч первых пластиковых карт. Получили первый чек по банкомату и терминалу. Сейчас нужно весь массив данных о гражданах, которые обслуживаются у нас, занести в коммерческую часть процессингового центра, обработать и связать терминал, банкомат и счет клиента. Когда эти три составляющие сложатся, тогда мы посчитаем, что процесс сформирован. Сроки, которые мы для себя поставили, они реальны.

- А сколько банкоматов и платежных терминалов планируется установить на территории ДНР?

- На сегодняшний день мы готовы подключить к системе 380 банкоматов. Мы сейчас проверяем их на укомплектованность, тестируем, после чего определимся, какие банкоматы смогут работать. Терминалов планируем установить до тысячи. Платежные терминалы будут работать в гривне. Это наша основная учетная валюта. Однозначно, мы будем ориентироваться на потребности населения и в будущем намерены подключить и другие валюты, которые обращаются в ДНР.

- Насколько сегодня выстроены отношения ЦРБ с иностранными банками и планируется ли открытие их на территории Донецкой Народной Республики?

- Мы подписали договор о корреспондентских отношениях с Банком Южной Осетии. Будем смотреть, насколько это нам удобно. С другими территориями у нас не заключены никакие дружеские отношения.

- По типу отношений с Южной Осетией, велись ли переговоры с другими государствами?

- У нас это в планах. Если бизнесу понадобятся корреспондентские отношения с непризнанными или частично признанными государствами, мы это наладим.

- Ирина Петровна, давайте перейдем к теме обменных пунктов. Сколько их работает в ДНР и как построены взаимоотношения валютообменников с ЦРБ?

- Почти при каждом отделении ЦРБ есть обменный пункт. Они работают в системе ОДБ, и весь оборот операций мы видим и можем отслеживать. Что касается коммерческих структур, у нас около 60 пунктов обмена валюты. Уже есть положение об обменных пунктах. Оно размещено также на сайте Минфина. Среди основных требований для работы на территории государства – предприятие должно быть юридическим лицом.

- Вы заговорили о курсе иностранных валют. Чаще всего под условными единицами мы понимаем доллар. Скажите, почему ЦРБ установил такую разницу между его покупкой и продажей? Это не совсем привычная практика для жителей ДНР.

- Мы выставили такие курсы, для того, чтобы в наших обменных пунктах не было спекуляции. Мы мониторим курсы доллара и рубля в России и в Украине

- По вашему мнению, насколько ЦРБ справляется с выплатой пенсий жителям Республики?

- Мы выплачивали даже сверхурочно. У Пенсионного фонда выплатной период начинается 4 числа и заканчивается 25 числа каждого месяца. Мы выплачивали с первого по тридцатое. Это делалось для того, чтобы каждый гражданин, если он по каким-то причинам не получил деньги в свою дату, смог это сделать в любой другой день. Мы постарались организовать процесс полностью. Хочется упомянуть про очереди, которые появляются в пять часов утра. Это дело каждого человека. Банк открывается в девять часов утра, раньше получить деньги невозможно. Для обеспечения комфорта гражданам, мы каждый день открываем по одному отделению. Если по состоянию на 1 апреля 2015 года у нас работало 112 отделений, то на 1 июня их было 162. То есть мы ведем эту работу и стараемся пенсионеров перенаправить в другие отделения. Если проследить, то некоторые отделения простаивают после обеда свободные. А пенсию получить можно практически в любом отделении банка, не обязательно стоять в очереди. Мы специально сделали так, что любой человек смог получить свои деньги в любом городе, в любом отделении банка, независимо от места жительства или прописки.

- Насколько сотрудники ЦРБ справились с выплатой пенсий за май?

- Из 100 процентов заявленных пенсий выплатили только 77 процентов, остальных людей, которых заявил Пенсионный фонд – нет. Мы сейчас делаем сверку с ПФ, отдаем информацию, кто получил пенсии, кто нет.

- Ирина Петровна, наверное, чтобы обслужить такой масштабный наплыв клиентов, необходим немалый коллектив. Сколько всего сотрудников работает в ЦРБ и нужны ли вам специалисты?

- На 1 июня в Центральном Республиканском Банке работают 1680 человек. Это сотрудники головного офиса, отделений, начиная с технического персонала и заканчивая руководством. Нам требуются профессиональные люди. Их не хватает. Есть недобор людей, которые умеют работать с бюджетными организациям и юридическими лицами, которые знают коды классификации бюджетных организаций, КВЕДы, а также хотят учиться работать в операционном дне банка.

В среднем, в одном отделении работает 5 сотрудников. На сегодняшний день (2 июня 2015 года) нам необходимо открыть еще 40 отделений. Соответственно, около двухсот человек мы готовы принять на работу. Также понадобятся специалисты в отдел пластиковых карт, обслуживания клиентов, по казначейскому направлению и прочим.

- Все новости ЦРБ и официальная информация публикуется на сайте министерства финансов. Планируется ли в ближайшее время запуск собственного интернет ресурса?

- Да, у нас разрабатывается сайт, который планируется к запуску в течение двух недель. На сайте банка можно будет найти новости, положения и методологические материалы, готовится раздел «Вопрос/ответ», где человек сможет выяснить все необходимое у специалиста. Также планируем опубликовать информацию об истории и деятельности Банка, архив курсов валют, адреса филиалов, виды услуг, тарифы и прочее.

Кроме того, будет создан сайт Коммунального Расчетного Центра, его веб-страница позволит гражданам узнавать информацию о своих лицевых счетах. Когда появится карточная система, можно будет оплатить коммунальные услуги в режиме он-лайн. Интернет-банкинга пока не будет.

- Пока не заработал сайт, да и не все граждане ДНР пользуются интернетом, как можно узнать ту или иную информацию дистанционно?

- У нас в ЦРБ работает колл-центр, который отвечает на все интересующие людей вопросы. Номера телефонов, по которым можно обращаться, также опубликованы на сайте министерства финансов Республики. Мы стараемся отвечать на вопросы, которые касаются работы Банка. В день наши специалисты принимают до пяти тысяч звонков. В центре работают пять диспетчеров, то есть на каждого сотрудника около 1000 обращений.

- Сейчас активно ведутся переговоры Контактной группы в Минске по мирному урегулированию конфликта на Донбассе, проводят заседания, ранее сформированные подгруппы, в том числе по экономике. Вы, как представитель финансовой сферы, какие надежды возлагаете на этот процесс?

- Я бы очень хотела, чтобы не было блокады. По поводу банковского вопроса скажу, мы не участвуем в экономической подгруппе, но госпожа Меркель (канцлер Германии) и господин Олланд (президент Франции) поставили подписи под Декларацией 12 февраля 2015 года, в котором шла речь о восстановлении банковской системы на нашей территории. Пока я не видела никаких действий от них.

- Ирина Петровна, большое спасибо Вам за исчерпывающие ответы.

- Вам спасибо.