Деятели культуры занимали традиционно весомую роль среди многоликой общности Донбасса. С началом конфликта они начали свою борьбу. О культурных парадигмах и вызовах времени корр. ДАН побеседовал с экс-министром культуры ДНР, а ныне генеральным директором Донецкой государственной академической филармонии Александром Парецким.
Александр Александрович, как в условиях войны у людей меняется потребность в музыке?
Сложилась парадоксальная ситуация: идут постоянные боевые действия, города изнывают от обстрелов, а люди стремятся в филармонию. Когда-нибудь музыкальное положение Донбасса в военное время назовут феноменом и будут защищать диссертации на эту тему. В прошлом сезоне мы провели почти полтысячи концертов: и в зале филармонии, и в городах Республики, и на открытых площадках, и в учебных заведениях. Эти мероприятия посетили около 350 тысяч зрителей. Это хороший показатель даже для мирного времени.
Вы это связываете с переменой музыкальных вкусов?
Не думаю, что посещаемость увеличилась из-за изменения слушательских предпочтений. Стала разнообразнее наша афиша, репертуар обогатился, и мы постоянно находимся в поиске новых программ, которыми сможем удивить слушателя. Артисты и коллективы филармонии – универсальные, которым подвластны любые музыкальные направления: классика, барокко, джаз, рок, народная музыка…
И какой при этом Ваш главный приоритет в работе?
Я ставлю перед коллективом главную цель: борьба с духовной бедностью людей. Музыка имеет колоссальную силу, магические свойства, она одухотворяет, улучшает настроение, утешает, вдохновляет… Цикл концертов под руководством легендарного врача, профессора Эмиля Фисталя доказывают - музыка имеет и целебные свойства. Этот потенциал дончане должны использовать себе во благо. Мы призываем людей оторваться от серых будней, от рабочей рутины, найти возможность посетить концерт и почувствовать благотворное влияние музыки. И люди нас слышат. Сложилась тенденция, что на многие программы билеты раскупают за месяц до концерта. Популяризация филармонии – это сегодня главное! Стереотип о том, что филармония – это унылое заведение, уверенно рушится. Наша задача – сделать пребывание слушателей в филармонии комфортным, приятным, интересным и полезным. И мы к этому стремимся при минимальных затратах - от формирования высококачественного репертуара до улучшения интерьера холлов, фойе и залов.
В репертуаре будут особые сюрпризы?
Уже 9 и 10 сентября в рамках торжеств, посвященных Дню освобождения Донбасса, состоятся концерты любимицы донецкой публики, талантливой пианистки из США Валентины Лисицы и сольного концерта венгерского пианиста.
Ко мне регулярно обращаются деятели культуры из разных стран с предложениями и горячим желанием выступить на прославленной сцене Донецкой филармонии. Сейчас ведутся переговоры, выстраивается график. Не буду забегать вперед, но уверен, что новый сезон порадует донецкую публику новыми исполнителями.
Давайте немного «отмотаем назад». Кого бы вы могли назвать своим «духовным наставником» в музыке?
Только в старших классах я стал посещать вокальную студию в Макеевке под руководством очень чуткого педагога и удивительного человека – Татьяны Мироненко. А профессионально заниматься вокалом стал достаточно поздно, но усилено и усердно: 2-3 раза в неделю. Ездил в Донецк на занятия к замечательным музыкантам, артистам филармонии, заслуженным артистам Украины – Анатолию Юхнову и Людмиле Бородицкой, которые за год сделали меня лауреатом национального конкурса академического пения, и я с максимальными результатами поступил в Донецкое музыкальное училище (ныне – Донецкий музыкальный колледж им. С. С. Прокофьева).
Почему остались в Донецке? С таким потенциалом могли ведь продолжить обучение в Киеве…
Да, это действительно так, возможности были. Многие мои сокурсники и преподаватели были уверены, что я обязательно уеду, чтобы строить карьеру. На моем переезде в Киев настаивала бабушкина родная сестра, которая полжизни проработала в легендарной капелле «Думка» и Киевской опере, но я не рассматривал возможность покинуть Донбасс. Как в известной песне «Летят перелётные птицы»: «А я остаюся с тобою, родная навеки страна; не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна». Точно не могу определиться, что это: патриотизм, консерватизм – но я без лишнего пафоса люблю донецкий край. «Где родился, там и пригодился» - это обо мне. Я убежден, что каждый человек должен своим появлением на свет, жизнью принести пользу своей родине, а Родина для меня — это не ограниченная территория на карте, а то, с чем связана жизнь.
Как стали артистом филармонии? Помните первое свое выступление?
В первый раз я посетил концерт филармонии в раннем детстве, поэтому почти не помню этого момента. Помню только, что она казалась мне чем-то значительным, даже грандиозным. Это сейчас мы ломаем голову, как разместить на сцене филармонии оркестры, а тогда она мне показалась огромной, а трубы органа усиливали впечатление.
Первое выступление на сцене состоялось в 18 лет. Это был творческий вечер Людмилы Бородицкой. Она не только замечательный пианист и концертмейстер, но и великолепный композитор-песенник. Ее песня о Донецке «Город надежды и славы» уже 20 лет звучит на концертах.
А тогда я исполнял её песню «Афродита» с балетом. Помню, как полконцерта с трепетом за кулисами ожидал свой выход, яркий свет софитов на сцене, аплодисменты, цветы… Это навсегда останется в памяти. После выступления началось сотрудничество с филармонией. Но окончательно пришел я сюда уже будучи студентом музакадемии.
Когда началась война, думали переехать?
Нет, мыслей об отъезде даже не было! Было много переживаний и тревог о судьбе Донецка, обидно было наблюдать за тем, как разрушают страну, как сильные мира сего легко и непринужденно предают Донбасс.
С чего начиналась новая страница истории филармонии? Как этой было?
Я помню первые концерты в условиях обстрелов. Донецкая филармония в 2014 году первой начала сезон (из театров Донецка – прим. ДАН). Мы готовили концерты, посвященные Дню города и Дню шахтера и думали, придут ли слушатели? Улицы были безлюдными, а зал филармонии наполнился преданными зрителями. Тогда мы поняли, что мы не одни, и в Донецке есть люди, которым музыка необходима.
По трудоемкости почти не отличается. Основная разница в том, что в министерстве решаются более глобальные вопросы, а в филармонии – насущные. В штате филармонии – более 300 человек: артисты, администраторы, художественно-постановочный персонал, звукооператоры, работники по обслуживанию здания, бухгалтерия. У всех свои задачи и проблемы, которые ежедневно нуждаются в решении. Но принципы управления, конечно, схожи. На сегодняшний день, после окончания магистратуры Академии управления и государственной службы при Главе ДНР, я могу об этом говорить с научной точки зрения, апеллируя теоретическими знаниями, а в 2014 году, получив назначение от Главы, я действовал по наитию. Могу сказать, что за год во главе Минкультуры мне не стыдно, а многими достижениями и реализованными проектами на этом посту я горжусь.
Недавно филармония завершила юбилейный, 85-й сезон. Он был успешным?
На сцене филармонии в прошлом сезоне состоялось около 200 концертов – это в два раза больше, чем в 2015-м, и даже больше, чем до начала войны, а реализация билетов на концерт за год в среднем увеличилась на 14%. Прогресс очевиден. Сезон однозначно можно назвать успешным. Впервые за многие годы на ряд концертов филармонии дончане не успевают приобрести билеты.
Жители «по ту сторону фронта» проявляют интерес к вашей музыке?
Концерты регулярно посещают любители музыкального искусства из Краматорска, Славянска, Мариуполя, Волновахи и других городов, находящихся под временным контролем киевских властей, но духовно близких нам. Благодаря гуманитарной программе по воссоединению народа Донбасса количество таких зрителей увеличилось. Это еще раз подтверждает, что музыка объединяет людей, это универсальный язык общения, понятный носителю любой национальности, религии, культуры и идеологии.
Когда начнется продажа абонементов на новый сезон?
В новом сезоне мы отказались от формирования абонементной системы. Несмотря на то что в прошедшем сезоне почти все абонементы были реализованы, проданные места на последние абонементные концерты часто пустовали. Причина в том, что в наше нестабильное время людям сложно планировать свой досуг на год вперед. Тем не менее, уже в июне слушатели имели возможность приобрести билеты на период с августа по октябрь включительно. В августе поступят в продажу билеты на концерты в ноябре и декабре. Идёт процесс формирования клуба друзей филармонии, который объединит наших постоянных слушателей. Наши верные зрители получат ряд привилегий. На сегодняшний день филармония по соотношению цена-качество является самым доступным местом проведения досуга.
Чем поразите зрителя на открытии сезона?
Торжественное открытие - 2 сентября с участием популярного московского органиста Константина Волостнова. Это будет грандиозный концерт. Легендарный орган будет звучать в сопровождении Академического симфонического оркестра им. С.С. Прокофьева. Прозвучит музыка Баха, Сен Санса и Гедике.
Сколько всего запланировано концертов на 86-й сезон?
Предполагаем, что около 200 концертов состоится на сцене филармонии, не менее 100 для школьной аудитории, и до 200 концертов, связанных с профессиональными праздниками, концертами в городах и районах Республики, а также программами, связанными с фестивальными и другими проектами министерства культуры.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о творческих планах филармонии.
У нас, по инициативе министерства, появится новый коллектив, ансамбль песни и танца, презентация которого состоится в октябре, хотя уже в августе артисты ансамбля примут участие в мероприятиях ко Дню шахтера и именинам многих городов ДНР.
Неожиданные программы ждут нас от артистов и коллективов филармонии. Например, созданный в прошлом году женский струнный ансамбль «Дива-квартет» готовит интереснейшую программу по музыке Чарли Чаплина с показом его фильма; Данил Милка, триумфатор прошлого сезона, готовит новую программу «Легенды русского рока» с симфоническим оркестром; солистка филармонии Светлана Ольховиченко - программу «Арабески судьбы», в которой выступит в качестве мультиинструменталиста, исполняя сольно и в сопровождении других артистов и ансамблей популярные произведения на органе, фортепиано и клавесине; а главный дирижер симфонического оркестра Владимир Заводиленко готовит целый ряд классических программ.
7 октября состоится большой бенефис-концерт солистки филармонии, сопрано Анны Братусь, голосу которой аплодировали в Италии и Швейцарии, Чехии и Японии, Испании и во многих других странах мира.
В новом сезоне запланирована серия концертов симфонического оркестра под управлением дирижера, заслуженного артиста России Анатолия Оселкова.
Вы коснулись темы России. Культурное сотрудничество между ДНР и РФ в последнее время набрало небывалые обороты. Каких артистов ждать зрителю на сцене филармонии?
При содействии Землячества донбассовцев Москвы 26 августа в Донецкой филармонии состоится сольный концерт баритона, заслуженного артиста России Николая Голоденко, который родился в Донбассе. Есть договоренности о проведении в филармонии авторского концерта легендарного солиста групп «Аквариум» и «NautilusPompilius» Олега Сакмарова, ансамбля барочной музыки из Санкт-Петербурга.
А как обстоят дела с гастролями донецких артистов? Планируется ли выезд в Российскую Федерацию?
Рассматривается возможность организации в России концертов симфонического оркестра, ансамбля «Ричеркар» и «Септет-джаза».
Ранее вы сообщали, что в филармонии откроется хор любителей пения, куда приглашаются все желающие. Сколько уже человек подали заявки на прослушивание?
В прошлом сезоне я имел честь быть приглашенным с целью обмена опытом и налаживания творческих контактов в одну из самых прогрессивных концертных организаций России – Свердловскую филармонию. Там я смог оценить успешный опыт организации подобного коллектива. Это вдохновило меня на создание хора любителей пения и у нас. На сегодняшний день подано чуть больше 20-ти заявок. Среди претендентов – учителя, частные предприниматели, госслужащие, студенты и представители рабочих специальностей. Мы продолжаем принимать заявки. В сентябре все анкеты будут обработаны и определены даты предварительных прослушиваний. Участие в хоре бесплатное и добровольное.
В этом году вы дали старт акции «Вечера у фонтана» возле площади Ленина, где для жителей и гостей города бесплатно выступает концертный оркестр духовых инструментов. Какие еще акции вы планируете запустить в дальнейшем?
Выступления концертного оркестра духовых инструментов у фонтана имеет невиданный успех. Количество зрителей в некоторые дни превышало тысячу человек. В украинском информпространстве появились сообщения, что музыкантам оркестра выплачиваются невиданные гонорары, а слушателей специально свозят на автобусах со всей Республики в центр Донецка, чтобы показать благополучие ДНР. На самом деле музыканты играют бесплатно, а дончане слушают игру оркестра без принуждения. Это наш добровольный музыкальный подарок горожанам. Управление культуры администрации города Донецка оказывает содействие в подключении звукоусиливающей аппаратуры. Мы продолжим эту акцию и даже расширим границы. В рамках традиционного фестиваля «Донецкие самоцветы», посвященного Дню шахтера, концертный оркестр духовых инструментов под управлением Михаила Мартыненко выступит в шахтерских городах Республики.
В новом сезоне при содействии министерства культуры также стартуют два наших больших проекта: один - «Детская филармония», благодаря которому на сцене смогут выступать юные музыканты, воспитанники донецких школ искусств и музыкальных школ, и другой - «Филиальная сеть филармонии», в рамках которого концерты наших артистов и коллективов регулярно будут проходить в разных городах Республики. В прошлом сезоне мы успешно провели акцию поощрения зрителей «Призы для друзей», в рамках которой завсегдатаи получили приятные и ценные подарки. В новом сезоне эта акция продолжится: все посетители филармонии имеют шанс получить памятный приз.
Спасибо большое, Александр Александрович.