Когда перед перемирием в Донецке грохотали взрывы, в его театрах шли спектакли. Фронт был совсем близко – он проходил прямо по зрительному залу. Силы Донецкой Народной Республики на этом фронте возглавляет человек с микрофоном - певец, солист местной филармонии Александр Парецкий. Корреспондент ДАН встретился с главой Министерства культуры, чтобы задать вопросы о культурной жизни Республики, ее целях и задачах в этой области, ближайших и отдаленных планах культурного фронта.

Александр Александрович, на Ваш взгляд, в связи с военными действиями усилилась или ослабела тяга у жителей Донецка и Республики к прекрасному? Все-таки, когда город находится под обстрелами, вроде бы становится не до музыки, не до спектаклей и не до посещений библиотек?

Вы знаете, парадоксально, но стремление у людей к прекрасному в связи с боевыми действиями не только не уменьшилось, но напротив – увеличилось. Думаю, это реакция людей, которые не приемлют войну, справедливо считают ее аномальным явлением и противостоят ей этим самым стремлением к культуре. Мы заметили, что посещаемость наших театров, а их у нас пока четыре – Оперы и балета, Муздрама, Театр юного зрителя в Макеевке и Кукольный в Донецке - увеличилась как минимум на треть. В других городах Республики, которые так же подвергались обстрелам и в которых поэтому часто не работали Дворцы культуры, люди все равно собирались. Собирались в библиотеках, школах. Именно они становились в эти дни центрами культуры, стараясь утолить жажду людей в культурном общении.

А много ли объектов культуры пострадало в ходе боевых действий?

Война нанесла немалый урон хозяйству Республики. В результате боевых действий пострадало и более ста объектов культуры. Это Дворцы культуры и клубы, в Шахтерском и Амвросевском районах снаряды попали в библиотеки, в Донецке сильно пострадал Краеведческий музей. Перечень этот можно продолжить. Все жалко. Жалко, прежде всего, людей, которые лишились жилья, рабочих мест. Например, часть артистов Донецкого музыкально-драматического театра вынуждены жить в самом театре. От обстрелов пострадало общежитие работников культуры, в котором до военных действий жили библиотекари, работники музеев, филармонии и театров Донецка, в том числе и я.

Постепенно мы будем возрождать наше культурное хозяйство - и уже делаем это. Например, благодаря Донецкой городской администрации и лично ее главе Игорю Мартынову помещение для спасения музейных фондов получил наш Краеведческий музей. Многое восстанавливается усилиями самих работников культуры. Я кланяюсь каждому руководителю наших учреждений культуры, каждому сотруднику за преданность делу. Репетиционная база творческой визитной карточки нашего края, ансамбля песни и танца «Донбасс», находится в эпицентре разрушений, в Киевском районе, неоднократно попадала под обстрелы. Директор буквально латала по живому пристанище родного ансамбля. Помогли спонсоры, внесли на ремонт базы свои средства и сами участники ансамбля. Уверен, не останутся в стороне от наших проблем и власти городов и районов ДНР. В ближайшее время ожидается получение помощи в виде строительных материалов от российских коллег.

С театрами понятно - слава Богу, они в строю, работают, их спектакли проходят при переполненных залах, а как решается проблема открытия кинотеатров?

Пока в Донецке работают два кинотеатра – известная всем «Звездочка» и «Кинокульт». Их сеансы посещают как жители города, дети, так и ополченцы, их семьи. Понятно, что для такого большого города как Донецк два кинотеатра - это мало. Однако специфика проблемы не столько в самих кинотеатрах, хотя и у них есть свои сложности и с ремонтом, и с обновлением оборудования, но и в несогласованности прокатной политики. В распоряжении у кинотеатров в основном старые ленты. Как обновить репертуар, как наладить четкую систему кинопроката – над этим сегодня и работаем. Могу только добавить, что у нас есть предварительная договоренность с российскими прокатчиками, которые обещали помочь в решении этой проблемы.

Работают ли сейчас в ДНР музеи и библиотеки, большая ли у них сегодня посещаемость?

К их чести должен отметить, они не прекращали свою работу даже в самые сложные в военном отношении дни. Помню выставки в Музее Великой Отечественной войны Донецка, которые открывались под грохот канонады. Музеи не только устраивали эти выставки, но и продолжали свою исследовательскую работу, пополняли свои фонды экспонатами уже сегодняшней войны. Так, на стендах Донецкого краеведческого музея появилась ракета «Точка-У», которую передали ему ополченцы, другое вооружение, документы и материалы, которые станут свидетельствами героической борьбы ДНР. Что касается библиотек, то, как я уже говорил, они заменили собой закрывшиеся или поврежденные Дворцы культуры, став для людей и местом общения, и местом встреч, проведения самых различных мероприятий. Это и конференции, и выставки литературы, и творческие вечера, и многое, многое другое.

Во многих городах парки культуры и отдыха – место притяжения многих людей. Намерены ли в ДНР сделать их такими же?

А они у нас такие и есть. Взять для примера донецкий Центральный парк имени Щербакова. Несмотря на военные действия, он ухожен, чист, в нем удалось сохранить всю его инфраструктуру. Люди пришли сюда на Крещение, а на Масленицу тут вообще чуть ли не был установлен рекорд посещаемости: в народных гуляньях сразу после наступления перемирия приняло участие больше пятидесяти тысяч человек. Люди истосковались по миру, по нормальной жизни, поэтому и пришли в любимый всеми парк. В других городах Республики, пострадавших от обстрелов, понятно, придется приводить все в порядок, многое обновлять и отстраивать. Впереди весна, вот этим и займемся всем миром. Думаю, нам тут помогут коммунальные хозяйства, которые всегда были нашими первыми партнерами.

Как обстоят дела с написанием слов и музыки к гимну Донецкой Народной Республики?

Заявки на этот своеобразный смотр лучших слов и музыки гимна ДНР мы принимали до 18 февраля. Занимался этим учебно-методический центр Министерства культуры. Потом заседала специальная комиссия по созданию гимна. В нее вошли ведущие деятели культуры и искусства Донбасса. Всего они рассмотрели 45 заявок. Казалось бы, не так мало, однако только 12 творческих работ содержали в себе и текст, и музыку гимна ДНР. В остальных заявках был либо только текст его, либо только музыка. Нужно заметить, что отборочная комиссия была строга и взыскательна, ведь речь идет не просто о музыкальном произведении, а о гимне, что само по себе накладывало на его авторов особую ответственность. Выдержали эти требования в ходе отборочного тура не все. Предполагалось, что в финал выйдет семь вариантов гимна, вышло только три. Поэтому жюри решило не спешить с созданием гимна и рекомендовало продлить конкурс, предложив принять в нем участие профессиональным авторам. Что-то будет доработано, что-то будет создано заново, работа над гимном продолжается.

Кто из российских артистов в ближайшее время может приехать в ДНР?

Оговорюсь сразу, таких заявок, писем и предложений у нас немало. Это свидетельствует об огромном интересе российской творческой общественности к нашей Республике. Многие из таких предложений уже осуществлены. Всем помнятся грандиозные концерты в Донецке Народного артиста СССР Иосифа Кобзона, российской исполнительницы Ольги Дубовой, театров «Глагол» и «Театральный особняк», дирижера из Ярославля Анатолия Оселкова, ряда других исполнителей и коллективов.

Однако при этом хочу отметить, что организация подобных гастролей – дело весьма непростое, что связано и с обеспечением безопасности артистов, и с проведением их выступлений прямо на передовой, в военных госпиталях и театрах. Не называя сегодня имен, определенно скажу только одно: практика таких концертов, спектаклей и встреч будет продолжена. Их ждут в Донецке и городах Республики, и эти ожидания не будут обмануты.

Планирует ли Минкультуры ДНР учреждать почетные звания и выдавать гранты для развития молодых талантов?

Первое такое почетное звание Народного артиста ДНР уже присвоено. Его удостоен наш земляк, Народный артист СССР Иосиф Давыдович Кобзон. Как должно быть почетно получить такое же вслед за ним! Что касается грантов, то, как бы ни было сложно сейчас Республике, но обязательно будем ходатайствовать перед Главой ДНР Александром Захарченко о том, чтобы предусмотреть в бюджете средства на поддержку молодых талантов. У нас на этот счет есть прекрасный пример Российской Федерации, где грантовая система получила большое развитие.

Вопрос на злобу дня: когда начнут выплачивать зарплату работникам учреждений культуры?

Зарплата работникам культуры выплачивается, однако нужно честно заметить - с задержками. Так, сегодня мы получили ее только за ноябрь. Получили не только в Донецке, но и в других городах и районах ДНР. Сказывается дефицит средств, поэтому зарплату люди получают несколько урезанной. Однако, уверен, что такое положение со временем, несомненно, будет исправлено: Республика активно строит свое государство, налаживает хозяйство, мы постепенно переходим на мирные рельсы, и поэтому есть все надежды на урегулирование этой, согласен, злободневной проблемы.

Вы долгое время работали в Донецкой филармонии, удается ли сейчас выкроить время для выступления на ее сцене? Как получилось, что Вы приняли предложение возглавить Министерство культуры, ведь случаи, когда солисты-вокалисты занимают такой пост, крайне редки?

В свое время в Азербайджане такой пост занимал Полад Бюльбюль-оглы, на Украине - Оксана Билозир. Очевидно, что я не первый вокалист в такой должности. Когда мне предложили стать министром культуры ДНР, я подумал, что не боги горшки обжигают. Обжигать же их сегодня приходится в особых условиях.

До перемирия Республика воевала, в городах и районах - ежедневные обстрелы. Повторюсь, ими разрушено более ста объектов учреждений культуры, есть у нас и масса других проблем. Их решение занимает сегодня все время, так что выбраться на сцену моей любимой филармонии пока не получается. Что касается моих коллег, то они одобрительно отнеслись к тому, что в министерстве на должности его руководителя не назначенный со стороны управленец, а свой человек, артист. Боязно ли было принять предложение? Еще как. Я и сейчас остерегаюсь каких-то нештатных ситуаций, хотя они несутся огромной лавиной. Помогают опытные коллеги, мастера, наш Совмин.

На здании, где располагается сегодня ваше Министерство, нет соответствующей вывески…

Была бы сама культура, работали бы театры, сельские клубы, решались бы проблемы работников культуры, а вывеска – дело десятое. Когда-нибудь руки дойдут и до нее, а пока нам нужно сберечь кадры, помочь людям, восстановить культурную жизнь в Республике. Культурный фронт – он тоже фронт. Все остальное – дело наживное.