В декабре этого года Донецкое агентство новостей отметило двухлетие со дня, когда оно было официально учреждено указом Главы ДНР Александра Захарченко. По этому случаю руководитель государства дал нашему корреспонденту интервью, в котором коснулся текущей политической и общественно-экономической ситуации в Республике, перспектив ее развития и основных проблем мирного урегулирования. Кроме того, главный читатель ДАН поставил журналистам агентства оценку за два года работы на информационном фронте.

Александр Владимирович, не так давно студенты на встрече с Вами говорили об отсутствии в Конституции ряда статей, в том числе о гражданстве, государственной символике и общественных организациях. Планируется ли разработка данных положений и дальнейшее внесение изменений в главный закон Республики?

Собственно говоря, тогда, на встрече со студентами, я на этот вопрос и ответил. Разумеется, разработка положений ведется. Донецкая Народная Республика уже сформировалась как полноценное, самодостаточное и развивающееся государство. А слово «развитие» подразумевает постоянные перемены к лучшему. В том числе это касается и законодательства. Даже страны, существующие сотни лет, постоянно изменяют законы, вносят поправки, принимают новые. Мы же существуем всего несколько лет: разумеется, наша законодательная база еще сырая.

Что же касается изменений в Конституцию, вы помните в каких условиях она принималась? Боевые действия были в самом разгаре. Была сложная внутриполитическая ситуация. Статьи Конституции принимались в соответствии с текущими обстоятельствами. Сегодня обстоятельства иные, и многое нужно переосмыслить. Но теперь у нас нет жесткой необходимости слишком уж гнать коней. Есть время серьезно обдумать все изменения. Так что изменения будут. Но не быстро.

Вы поставили задачу властям расширить экономическую интеграцию с Россией. Насколько нам известно, сегодня транспортная логистика с РФ налажена, идут пассажирские и грузовые потоки, предприятия заключают контакты с российскими партнерами. Не могли бы конкретизировать, возможно, на какой области сотрудничества необходимо сделать упор и что это даст экономике ДНР?

Это не может быть одна область по определению. В чем состоит экономическое сотрудничество? Мы даем нашим партнерам то, что есть у нас, и получаем взамен то, чего нам не хватает. То есть, как минимум уже два направления. А на самом деле их гораздо больше.

Например, Российская Федерация обладает мощным аграрным комплексом. Тем не менее, наши аграрии уже заключили ряд договоренностей с фермерами Московской области. У нас более мягкие климатические условия, поэтому целый ряд сельскохозяйственной продукции мы можем поставлять в ту же Москву на несколько недель раньше, чем местный производитель. В свою очередь, мы можем получать из Подмосковья ряд товаров, которые не производятся у нас. Так что сотрудничество в рамках АПК уже идет, но, естественно, со временем оно будет только усиливаться. Это касается и фармакологии – пока мы не наладили собственное производство лекарств, это направление будет одним из самых приоритетных.

Но экономическая интеграция это более общее понятие. Нам нужно максимально сильно и максимально плотно интегрировать нашу экономику в экономику Российской Федерации. И это касается всех отраслей народного хозяйства.

На сегодняшний день Донецкая Народная Республика признана только одним государством - Республикой Южная Осетия. Планируется ли установление дипломатических связей с другими странами, в частности Абхазией, другими молодыми государствами и когда?

Абхазия наш надежный друг и партнер. У нас достаточно плотные экономические, культурные, спортивные и т.д. отношения. Но именно дипломатическое представительство в соответствии с международными нормами будет создано только после признания нашей Республики. В настоящее время по ряду объективных причин сделать это не представляется возможным. Впрочем, это чистая формальность. Как я уже сказал, связи с Абхазией у нас и так хорошие, и с каждым днем они только укрепляются. Это касается и других государств. У нас уже есть представительства в Чехии, в Италии, планируется открытие в других странах Европы и не только. Но посольства – только после официального признания.

Предварительное голосование в Донецке показало, что ДНР и ее жители готовы к проведению местных выборов. Однако Киев по-прежнему игнорирует политический пакет Минских соглашений, и выборы, как конечная точка госстроительства откладываются на неопределенный срок. Есть ли реальные планы решения данной проблемы?

Собственно говоря, Минские соглашения и есть единственный реальный план решения данной проблемы, без перехода к полномасштабным боевым действиям. По крайней мере, он реален для нас. Мало того, реальным его считают Франция, Германия, Российская Федерация. Полагаю, эти страны в будущем году продолжат давление на Киев, и шансы, что Украина также осознает реальность этого плана, достаточно высокие. Мы со своей стороны постоянно придерживаемся всех пунктов соглашений, готовы к диалогу и даже к компромиссам в разумных пределах. Мы сохраняем эту готовность вот уже на протяжении почти двух лет. Вечно это продолжаться не будет.

Александр Владимирович, верите ли Вы, что украинская сторона когда-нибудь пойдет на конструктивный диалог с Донбассом и все-таки начнет поэтапное выполнение Минских договоренностей? Когда, по-Вашему, это реально может произойти? Что станет причиной этому?

Киевские власти, в частности наиболее их радикальная ветвь, всячески препятствуют этому, по понятным причинам: выполнение Минска означает крах бандеровского политического режима на Украине. Тем не менее, я полагаю, что поэтапное выполнение Минских соглашений в соответствии с дорожной картой, утвержденной Нормандской четверкой и согласованной с нами, может начаться уже в 2017 году.

Разумеется, стопроцентной уверенности нет и быть не может: киевская власть - как обезьяна с гранатой, трудно понять, что у нее в голове, куда она бросит эту гранату. Или, что более вероятно, когда граната взорвется у нее в руках. Но предпосылки для положительного решения вопроса есть. Они связаны со многими факторами. Нарастающий политический и экономический кризис внутри страны, внешнее давление стран Нормандской четверки, возможная смена внешнеполитического курса США – основного идеолога и вдохновителя войны в Донбассе – все это может сдвинуть камень с мертвой точки.

С момента создания Донецкой Народной Республики прошло 2 года и 8 месяцев. Если сейчас подвести черту, какие основные, по Вашему мнению, достижения, можно отметить в развитии государства? Удалось ли реализовать задуманное Вами летом-осенью 2014 года до проведения всенародных выборов?

Черту подводить пока рано. Да, кое-что реализовать удалось, но до конечной цели еще далеко. Из важного: если говорить о конкретных достижениях, то важным является, например, создание единой, опытной и профессиональной армии Донецкой Народной Республики. Из разрозненных подразделений ополчения нам удалось создать мощный кулак, способный нанести удар любому противнику. Кроме того, мы смогли удержать социальную сферу. Несмотря на экономическую и финансовую блокаду мы вернули нашим старикам пенсии, платим бюджетникам зарплаты. Мы начали процесс восстановления Республики. Кстати, не стоит подводить черту еще и по этой причине – до полного восстановления еще далеко.

Но, наверное, самое важное то, что мы состоялись как государство, как единый народ. Мы, полностью ощущая себя частью русского мира, все-таки ценим свою идентичность как граждан Донецкой Народной Республики. Это очень важно, единство делает нас сильными. Что касается задуманного… Это не я задумал, а народ Донецкой Народной Республики – независимое государство в границах бывшей Донецкой области. Над этим еще работаем.

Как Вы считаете, когда закончится война в Донбассе?

Когда мы победим. Для нас важен мир, но не мир любой ценой. Только после победы, после возвращения наших территорий, после наказания всех украинских военных преступников. Только тогда.

Планируется ли назвать улицу или какое-либо учреждение или подразделение армии ДНР именем легендарного командира, Героя Республики Арсена Павлова? Возможно, мемориал появится в Донецке? Насколько эти планы реальны?

Это вполне возможно. Но я считаю, что в таких вопросах инициатива должна исходить от граждан. Мы рассмотрим все предложения. Я по-прежнему считаю, что памятник Арсену надо установить в Славянске после того, как город вернется в состав Донецкой Народной Республики – мирным путем или как-либо иначе.

В пятницу, 16 декабря, секретарь украинского СНБО Александр Турчинов заявил, что выступает за жесткую экономическую блокаду Республик Донбасса. Как Вы считаете, насколько еще можно усилить блокаду и как это повлияет на экономику ДНР с учетом того, что транспортная логистика и торговые связи направлены на Российскую Федерацию?

Турчинова можно понять. Та блокада, которую они нам уже устроили, не только не принесла результатов, на которые рассчитывал Киев, но даже сделала нас экономически сильнее, стимулировала местное производство в различных секторах промышленности и теперь во многом работает против самой Украины.

Хотя, конечно, глупости в его словах больше. Украина сейчас находится в состоянии стремительного экономического падения, и вместо того, чтобы пытаться это падение остановить, в том числе и договариваясь с нами, они включают турбины и ускоряют свое пике. Хотят усилить? Пусть усиливают. Уверен, мы сможем повернуть это в свою пользу. А они нанесут еще больший вред своей экономике и благосостоянию своих граждан.

В этом году сотрудники созданного Вами 22 декабря 2014 года государственного предприятия «Донецкое агентство новостей» отмечают вторую годовщину своей деятельности. Насколько мы справились с поставленными задачами, как бы Вы оценили работу нашего агентства?

Не нужно мне льстить. Я не создавал Донецкое агентство новостей, я только подписал указ о его создании. То, чем ДАН является сегодня, исключительно заслуга его сотрудников. Говорить о том, справились вы с поставленными задачами или нет, равно как и подводить черту в деле строительства Донецкой Народной Республики, пока рано. Но вы стараетесь. Насколько я знаю, Донецкое Агентство Новостей – самый читаемый республиканский ресурс ДНР не только у нас в Республике, но и за рубежом, в России. Так что моя оценка: пять с минусом. Минус - чтобы не расслаблялись. Нет пределов совершенству.

Сколько паспортов гражданина ДНР планируется выдать в 2017 году, какие задачи в данном направлении поставлены республиканским властям?

Мы не ставим себе такие задачи. Это свободное решение жителей Республики, а не разнарядка. Так что задачи я ставлю очень простые – наши госслужбы должны обеспечить паспортами всех, кто пожелает паспорта получить. И эта задача не так проста, как кажется на первый взгляд. Вот на текущий момент желающих получить паспорта ДНР гораздо больше, чем могут обеспечить профильные службы. Так что работы в этом направлении в следующем году, думаю, только прибавится. Во всяком случае, социология показывает, что подавляющее большинство жителей Республики собираются получить паспорта республиканского образца. Из этого мы и исходим.

Какой политический и экономический курс будет выбран Донецкой Народной Республикой в следующем году? Какие цели ставит перед собой государство?

Мы курс не меняли. И в политическом и экономическом направлении мы держим курс на сближение с Российской Федерацией. Цели мы также не меняем – восстановление и развитие экономики и промышленности, укрепление социальной сферы, реформирование медицины и образования, расширение международных контактов. И, конечно, главная цель для меня, для каждого гражданина Донецкой Народной Республики – победа. Полная, безоговорочная победа.