Города и села нашей Республики постепенно приходят в себя после долгих лет оккупации, блокады и войны, которые устроила Украина. Сейчас мы на пути восстановления и развития, а главная цель уже достигнута — мы дома, вместе с Россией. С Россией для Донбасса открываются новые возможности — в медицине, промышленности, оживает и образование. О принципиально иных подходах в обучении, новшествах и новых перспективах для школьников и студентов в интервью Донецкому агентству новостей рассказал министр образования и науки ДНР Олег Трофимов.
— Олег Владимирович, в январе более 116 тыс. школьников региона возобновили очное обучение, а еще около 27 тыс. вернутся за парты после нормализации обстановки. Несмотря на это, можно смело, наверное, утверждать, что образование заработало. Насколько мы готовы к полноценному формату?
— В этом направлении ведется очень масштабная работа, в которой задействованы государственные программы и проекты. К примеру, в рамках госпрограммы «Развитие образования» при поддержке Минпромторга России для 469 образовательных учреждений ДНР закупили спортивное оборудование и инвентарь. По программе социально-экономического развития региона 223 школы укомплектовали оборудованием, учебной литературой, техникой и мебелью для изучения информатики, биологии, физики, химии.
Готовность учебных заведений на высоком уровне. Во многом — благодаря шеф-регионам. Ими проведены ремонты пищеблоков в 159 детсадах и 196 школах, а по программе «Закупка и монтаж оборудования для пищеблоков» в 2023-м было поставлено оборудование в 910 школ и дошкольных учреждений.
С 2022 по 2024 годы в школы региона поставлено 3 227 420 экземпляров учебников для 1-11 классов. В частности, в 2023-м закуплено 40 748 новых учебников по истории («История России», «Всеобщая история»), а в ближайших планах закупка еще 134 617 экземпляров по истории для 5-9 классов.
Регионами-шефами с 2022 года в общеобразовательные организации Донбасса доставлен 770 491 учебник. Очень нам помогает Российский книжный союз, который приобрел 776 965 экземпляров художественной литературы для школьных библиотек.
— Несмотря на постепенное отдаление фронта, Донбасс остается прифронтовой территорией. А как говорит наш Президент, самая высшая ценность — это человеческая жизнь. Что делается для обеспечения безопасности школьников региона?
— На данный момент на территории ДНР более 1200 образовательных организаций. Во всех учреждениях с очным обучением организована вооруженная охрана, а также все детсады, школы, сузы и вузы оснащены тревожными кнопками. Для усиления контрольно-пропускного режима охранники применяют даже металлодетекторы.
— Не секрет, что в Донбассе сейчас проблема со специалистами чуть ли не в каждой сфере. Образование не исключение? Что в целом делается для престижа профессии, какие меры поддержки есть для педагогов?
— Сейчас в школах региона обучается более 144 тысяч детей, педагогов у нас — 15 347. Соотношение педагогического состава к числу учеников составляет 10,64%, что позволяет полностью реализовать основные образовательные программы. И мы, конечно, социально поддерживаем преподавателей. К примеру, выплачиваются компенсации за подготовку и проведение ими государственной аттестации, также действуют федеральные выплаты педагогам за классное руководство, выплаты за достижения и многолетний труд.
Кроме того, сельским учителям предусмотрена надбавка за работу на малых территориях в размере 10% от оклада. Отличной мотивацией для преподавателей является республиканский конкурс «Педагог года». По его итогам, абсолютный победитель, победители и призеры получают премии. А еще в ДНР успешно живет конкурс на присуждение премий лучшим педработникам за достижения в преподавательской и воспитательной деятельности ко Дню учителя. Допустим, победитель конкурса получает 285 тыс. рублей, лауреаты в номинациях — по 150 тысяч, а призеры — 60 и 45 тыс. рублей соответственно. Премией награждаются порядка 50 человек, а общая сумма составляет 5 млн рублей.
Для привлечения кадров действует программа «Земский учитель», по которой предусмотрена единовременная компенсация. В прошлом году из федерального источника выделены субсидии на четырех учителей в размере 1 млн рублей. Они уже успешно работают на селе. В 2025 году субсидии были удвоены.
— А какие прорывные инновационные методы обучения, идеи и проекты используются в школах сегодня?
— Инновации уже действуют не первый год и число интересных проектов только растет. Восемь наших школ, к примеру, включены в проект «Школы — ассоциированные партнеры „Сириуса“». К тому же в рамках совершенствования системы работы по предпрофильной подготовке обучающихся 7-х классов по приоритетным направлениям развития науки и техники в регионе в проект «Курчатовские классы» включено шесть общеобразовательных организаций. В семи их классах во внеурочной деятельности проводятся занятия по программе «Генетика-7» и программе НБИКС (нано-, био-, информационные, когнитивные и социогуманитарные технологии).
Много внимания уделяется созданию бесшовной системы образования, что способствует более глубокому пониманию учащимися своих профессиональных интересов и выбору будущей профессии. В рамках проекта «Школа будущего» у нас функционирует 433 предпрофильных профориентационных класса. Сейчас они охватывают большое число направлений: психолого-педагогическое, предпринимательское, инженерное (общеинженерный, инженерно-авиационный, ИТ, космический, железнодорожный), аграрное, медицинское, социально-предпринимательское, биотехнологическое, туристическое, правоохранительное, медиа, МЧС, а также гвардейские кадетские классы. Возможность школьников постепенно формировать себя как специалистов поможет в будущем устранить нехватку кадров и запустить промышленность региона на полную мощность.
— Кстати, Олег Владимирович, будут ли у нас открываться новые кадетские классы?
— С 2017 года в Донецке функционирует Школа № 4 — кадетский корпус им. А.В. Захарченко, где есть специализированные кадетские классы правоохранительной направленности. Сейчас подобные классы начинают появляться и в других учебных заведениях региона. В частности, в 2023 году по инициативе Магаданской области при поддержке управлений Росгвардии по ДНР и Магаданской области, а также Колымского областного казачьего общества в средней школе № 1 города Ждановка открыты профильный гвардейский и казачий класс. Три новых кадетских класса также открыты в Мариуполе. В двух школах Республики созданы кадетские классы правоохранительной направленности, а также класс МЧС. Донецкая школа-интернат № 1 перепрофилируется в Донецкую школу-интернат имени Г.Т. Берегового, которая станет центром всестороннего развития для обучающихся 1-10 классов. Там будет создана образовательная среда, в которой органично сочетаются освоение общеобразовательных программ, патриотическое воспитание, спортивное совершенствование и широкий выбор занятий в кружках и секциях.
— А как в ДНР идет работа по увековечиванию памяти погибших на СВО учеников школ? Насколько организована в целом среди молодежи патриотическая работа в Республике?
— В школах ребята открывают «Парты Героя», уголки памяти, мемориальные доски, проводят уроки мужества. А на сайтах техникумов и колледжей действует виртуальная «Лента памяти», где размещается информация о погибших Героях, имеющих непосредственное отношение к образовательной организации.
— Во все времена в школах непременно были и есть лучшие ученики, активисты, как их будут поощрять за достигнутые успехи?
— Конечно, метод поощрения очень важен и нужен в процессе обучения. И для развития творческого, необычного, оригинального и профессионального потенциала подрастающего поколения осуществляется государственная поддержка способной и талантливой молодежи. Поэтому в Донбассе выпускникам, набравшим по одному и более учебным предметам максимальное количество баллов по ЕГЭ, выплачиваем 5 тысяч рублей. Также действуют единовременные поощрения для победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников в пределах от 10 до 50 тысяч рублей. Также школьники и студенты сузов, могут принять участие в чемпионатах профессионального мастерства, таких как «Профессионалы» и чемпионат высоких технологий, а юноши и девушки с особенностями здоровья — в чемпионате «Абилимпикс».
В соответствии с решениями Правительства ДНР, начиная с этого года, для призеров и победителей предусмотрены денежные поощрения в общей сумме около 3,5 млн. руб.
— Многие школы Донбасса остаются в дистанционном режиме обучения. Понятно, что это неудобная форма, и, все же, как налажен онлайн-процесс? С какими трудностями здесь сталкиваетесь и как их преодолеваете?
— Дистанционный формат сохраняется в 113 школах. В целом они достаточно подготовлены к работе в онлайн-режиме. Но трудности все-же иногда возникают: отключение электроэнергии во время уроков, где-то нестабильно работает интернет. Конечно же, не все семьи имеют современные технические средства. Поэтому учитель предусматривает подготовку раздаточного материала, а также индивидуальные занятия. Дополнительно разработаны методические рекомендации по организации образовательного процесса в условиях отсутствия возможности проведения дистанционного обучения.
Для повышения качества онлайн-уроков у нас организована горячая линия по вопросам использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определены лучшие базовые школы по методической работе, которые проводят уроки в формате видеоконференцсвязи, обобщая лучший опыт и обмениваясь эффективными приемами работы в данном направлении. Все образовательные организации подключены к платформе «Сферум» для проведения уроков, консультаций, внеклассных мероприятий онлайн. Этот момент также усиливает качество дистанционного образования.