Фото: Донецкое агентство новостей

Глава городского округа Макеевка Владислав Ключаров ежедневно лично общается с жителями города, а по вечерам обсуждает с руководителями свои идеи по решению имеющихся проблем. Об этом, а также о развитии городской, промышленной и социальной инфраструктуре Макеевки в последние три года Ключаров рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту Донецкого агентства новостей.

— Листаю ваш телеграм—канал, Владислав Юрьевич, и складывается полное ощущение, что вы вообще в своем кабинете не бываете, а целыми днями ездите по районам, чтобы пообщаться с людьми. Какой эффект от такого нестандартного для руководителя территории формата работы?

— Самый живой эффект. Бесценная обратная связь от наших жителей. А потом, одно дело услышать о проблеме, другое — увидеть своими глазами. И вот, глядя на поврежденную трубу, из-за которой в квартире маленькие дети мерзнут, а вся семья элементарно не может помыться, постираться, посуду помыть, я и руководители служб города примеряем вот эту боль человеческую на себя. Понимаете, это через каждую клеточку проходит все эмоционально. И желание как можно быстрее заменить эту трубу, оно возрастет кратно. И алгоритм рождается, как это сделать очень быстро, а не растягивать на недели и месяцы.

— Не знаю, правда это или нет, но мне говорили, что, когда у вас появляются креативные мысли, вы можете начальникам предприятий и поздно вечером позвонить, поделиться идеями?

Ключаров смеется в голос и подтверждает, что так оно и есть. Списывает все на свою целостную принадлежность к родному городу.

— Вы понимаете, я здесь родился и вырос. Макеевка мой родной город, я уже не могу без него не то, что жить, существовать. Мне в городе все интересно, мне хочется его сделать самым лучшим городом на земле. Поэтому у меня к нему тотальное, круглосуточное внимание. Как-то не давала покоя проблема с разведением труб в одном из районов, и ночью вдруг приходит интересная идея, как распутать этот хитрый клубок. И я настолько воодушевился этой мыслью, что сразу позвонил директору городского водоканала. Искренне переживал, что разбудил человека, но он, услышав мою идею, полностью ее поддержал, спустя несколько дней мы восстановили людям водоснабжение.

— А жители города, насколько известно, вам лично с проблемами звонят? Это правда, Владислав Юрьевич, что ваш личный номер мобильного телефона есть у некоторых макеевчан?

— Совершенная правда, они мне могут позвонить в любое время. Да, могу не услышать звонок, не ответить сразу, но непременно потом перезвоню человеку. В минувшем году, к примеру, когда Макеевку настиг сильный ветер и ледяной дождь, я лично, как диспетчер, принимал звонки от горожан, передавал заявки в РЭС, у кого отсутствовало освещение. И чувствовал себя превосходно в этой роли, и вовсе не главой большого города, а просто человеком, помогающим своим землякам.

Как-то мне позвонила женщина с просьбой восстановить регулярное водоснабжение в многоквартирном доме, я поинтересовался, откуда у нее мой номер. Так продавщица в магазине дала, отвечает она. Это так трогательно, у меня тепло на сердце, раз для людей мы — руководители города, становимся близкими людьми, раз мы все одна семья. Вот эта близость, доверие и помогает и дальше развивать наш город.

— Как я понимаю, проблемы с коммунальной инфраструктурой в Макеевке люди ощущают острее всего, Владислав Юрьевич?

— От нехватки водоснабжения сегодня в Донбассе больше всего страдают три города — Донецк, Горловка и Макеевка. Изношенность коммунальных сетей в нашем городе доходит до 85%. Линии устарели, большинство капитально не обновляли со времен Союза, обстрелы ВСУ по коммунальным объектам играют свою роль и большая проблема возникает от неучтенных многокилометровых подземных коммуникаций. Макеевка всегда была крупнейшим индустриальным центром и Донбасса, и Советского Союза. У нас в светлые времена работали десятки промышленных предприятий. Так вот, водоснабжение, электричество к ним промышленники возводили хозспособом, своими силами, а с уходом многих предприятий на территорию Украины нам почему-то забыли оставить технические паспорта, схемы этих коммуникаций. И мы теперь буквально на ощупь обнаруживаем, как следопыты, эти линии, понятия не имея, куда они ведут. Это невероятно тяжелая работа. И вот вода, вместо того чтобы уходить напрямую в жилые дома, частично уходит на эти нефункционирующие линии.

Сегодня для нормального водоснабжения Макеевки ежесуточно необходимо 180 тысяч литров воды, на город сейчас подается всего 100. Недостает почти половину необходимого объема. Это колоссальная нехватка. А получить нужный объем воды мы сможем только после освобождения других территорий нашей Республики.

— Ну, сегодня обстрелы практически прекратились, можно наращивать темпы ремонта…

— Рабочих рук не хватает: много людей уехало, многие мужчины на передовой Родину защищают. Критическая кадровая неукомплектованность сложилась в жилищно-коммунальном хозяйстве — 50%. Чтобы в хорошем ритме восстанавливать водо- и теплоснабжение, городу требуется минимум полторы тысячи человек, а на линии ежедневно выходят около 700 специалистов.

Но, несмотря на дефицит работников, коммунальные предприятия работают стабильно, в штатном режиме.

Для решения проблемы дефицита кадров сотрудничаем с Макеевским городским центром занятости, публикуем объявления о вакансиях в СМИ и соцсетях. В последнее время кадровый голод постепенно насыщается, особенно в рабочих профессиях. Например, в транспортной сфере, водителей общественного транспорта стало больше. Сначала люди с опаской шли, не верили, что мы предлагаем белую зарплату, страховку, льготы, словом, соцпакет складывается достойный. И средняя заработная плата в городе, в том числе у работников транспорта, коммунальщиков, дорожников, выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с тем понимаю, что для полной кадровой укомплектованности предприятий и организаций необходимо развивать город по всем направлениям, восстанавливать уличное освещение, расширять торговые сети, благоустраивать Макеевку парками, скверами, обновлять внутридомовую инфраструктуру. Люди хотят жить в комфорте. А мы должны создать им этот комфорт, чтобы они захотели остаться жить в нашем городе.

— Владислав Юрьевич, не секрет, что с началом войны в 2014 году из Донбасса в другие российские регионы уехало много людей. С началом СВО отток населения, наверняка, увеличился и в Макеевке? Насколько фактически изменилась численность населения в городе за эти 11 лет?

Фото: Донецкое агентство новостей

— В советское время в Макеевке официально проживало 450 тысяч человек, постепенно эта цифра снижалась. С началом военных действия отток увеличился, как и в других городах Донбасса, в разы. Украинские войска наращивали объем вооружений, участились случаи обстрелов наших территорий. Администрация вынуждена была организовывать эвакуацию людей в Россию по их желанию. Было время, когда улицы существенно опустели. Сегодня люди вернулись в город, не все, но многие. По количеству автомобилей видно, что в Макеевке серьезные автомобильные пробки, такого вообще за всю историю города не было.

Сейчас население Макеевского городского округа составляет около 350 тысяч человек. И эта цифра фактическая. Это обусловлено тем, что помимо местного, постоянно проживающего населения на территории округа, к нам перемещаются люди из других городов и районов, где ведутся боевые действия. Миграционный отток в городском округе значительно сократился.

— Сегодня обратил внимание на автостанции, что все автобусы новые — «ПАЗики», «ГАЗели». Откуда такая роскошь? В Донецке. Енакиево, Горловке далеко не все автобусы новые.

— До недавнего времени и у нас так было, когда все маршруты принадлежали частникам, теперь часть маршрутов обслуживает муниципальное предприятие. А благодаря программе Минтранса по поддержке новых регионов мы получили 74 новых автобуса. При 53 маршрутах это ничтожно мало в сравнении с советскими временами, когда только одних троллейбусов в городе было 230. И все же это отличное начало возрождения муниципального транспорта. А началось все в Макеевке полтора года назад с весьма интересного факта, связанного не с автобусами, а с троллейбусом. Приехали к нам с гуманитарной помощью ребята воинского подразделения «Эспаньола», сформированного из футбольных фанатов и бывших игроков ведущих клубов страны: «Спартака», «Зенита». Они интересовались, что ценного подарить Макеевке. Пока думал, ребята предложили подарить городу новый троллейбус. Я, честно, не ожидал такого необычного предложения, рассмеялся и принял за шутку. Каково же было наше с коллегами удивление, когда они, сдержав слово, привезли на трале этот новый троллейбус. Но современный электротранспорт совершенно по своему техническому оснащению не подходил под наши древние линии, смонтированные еще, представить страшно, в 1939 году. И мы, чтобы запустить троллейбус на городской маршрут, модернизировали под него электросеть, и сегодня он успешно возит горожан. Именно с этого момента началось обновление городского транспорта.

Дальше в планах пополнить наш подвижной состав автобусами малого и среднего класса, электробусами и троллейбусами для восстановления, открытия новых маршрутов.

— Новому транспорту — новые дороги. Знаю, какое пристальное внимание вы уделяете обновлению городских магистралей, и это видно, конкретно в центре Макеевки. Сколько километров городских магистралей обновлено в прошедшем году и каковы планы на год текущий? Какие участки в городе остаются проблемными?

— Еще несколько лет назад, для понимания, яма на яме была. Сегодня центральные магистрали почти полностью обновлены. Делали своими силами, своими материалами, но при финансовой поддержке государства и наших шефов, Московской области и Югры. Конкретно при поддержке Минтранса капитально отремонтировали 13 улиц, при помощи Московской области обновлено 10 улиц, бюджетом города восстановили 8 участков дорог. Регион-шеф Югра отремонтировал дорогу по направлению в Ясиноватую, сюда вошли 2 улицы. Вместе с проезжей частью здесь обновили бортовой камень и тротуары, поставили новые остановки общественного транспорта, дорожные знаки и уличное освещение.

Также по 10 адресам в жилмассиве «Восточный» восстановили внутриквартальные дороги.

— В этом году какие магистрали города планируете обновить?

В планах масштабное обновление дорожной сети. Улицы пока называть не буду, так как планы еще не утверждены ни Минтрансом, ни Московской областью. Скажу одно — в основу текущего плана легли предложения макеевчан и ремонт коснется абсолютно всех районов Макеевки. Часть магистралей отремонтируем за счет городского бюджета, часть за счет Министерства транспорта ДНР и часть при поддержке Московкой области.

 — Наболевший вопрос и в Макеевке, и в других городах Донбасса — газификация частного сектора. Как решаете в вопрос в самом городе и в поселках макеевской агломерации?

— Действительно, газификация в первых приоритетах. Уголь дорогой у нас, стоимость хорошего топлива доходит до 20 тысяч рублей, газ дешевле в разы. Поэтому потребность в газификации огромная, в частном секторе самого города и прилегающих к Макеевке поселках. В «Черноморнефтегазе» разработана программа по их газификации, сроки ее реализации — несколько лет.
В настоящее время компания ждет финансирования. Как только источник его будет найден, программу запустят.

В минувшем году мы согласовали перспективный план развития газораспределительной системы на 2023–2030 годы, он предусматривает изготовление проектно-сметной документации и производство строительно-монтажных работ в поселках Червоногвардейского, Кировского, Советского и Горняцкого районов города.

— Одно из приоритетных направлений города — развитие свободной экономической зоны. Какие предприятия, и с какими проектами входят сегодня СЭЗ? Как будет развиваться свободная экономическая зона в этом году?

— Многие предприятия Макеевки: филиалы «ММЗ», «Макеевкокс», «Ясиновский коксохимический завод», ООО «Продукты Донбасса», компании «Горняк-95», «Углеком», «Трансуглесервис», «Донецкий комбинат замороженных продуктов» получили статус участника свободной экономической зоны.

Преференции, которые дает участие в СЭЗ, позволяют проводить реконструкцию производственных мощностей, внедрять новейшую технику и инновационные технологии. Благодаря этому растет реализация продукции, увеличивается штат и зарплата сотрудников, а соответственно, поступления в бюджет.

В качестве участника СЭЗ компания «ЮГМК» планирует реконструировать мощности всех своих предприятий. Благодаря этому вырастут объемы производства кокса на «Макеевкокс» и «ЯКХЗ», на металлургическом заводе производительность прокатных станов увеличится практически вдвое.

Угольная компания «Горняк-95», как участник СЭЗ, планирует модернизацию шахты: приобретение нового оборудования, разработка дополнительных участков по добыче «черного золота» и увеличение объемов отгрузки потребителям. Этот промышленный проект обеспечит работой порядка 750 человек. А «Углеком» реализует инвестпроект по модернизации технологического комплекса шахты, что позволит создать более 170 новых рабочих мест и довести ежегодный объем добычи до 270 тыс. тонн в год.

В полтора раза увеличит производительность «Трансуглесервис» за счет инвестпроекта, направленного на восстановление и модернизацию производственного оборудования. Исключение простоя производства обеспечит поэтапная замена комплектующих на багер-элеватор и топку.

С проектом модернизации производства к свободной экономической зоне присоединился ООО «Донецкий комбинат замороженных продуктов». Проект направлен на создание 50 новых рабочих мест.

Сейчас на предприятии идет реконструкция всего оборудования: закуплены новые линии по производству пельменей, блинов, вареников. Это даст возможность «ДКЗП» увеличить объемы реализации замороженных продуктов втрое. Предприятие активно выходит на новые рынки сбыта. Продукты комбината появилась на прилавках Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону, Воронежа и Абхазии.

Компания «Продукты Донбасса» планирует увеличить производство майонезов, соусов, приправ и консервированных овощей. Инвестиции будут направлены на приобретение нового оборудования, а также на автоматизацию производства, что позволит обеспечить годовой выпуск продукции до 10 тысяч тонн.

Свободная экономическая зона расширяет свои границы. В администрацию поступает множество инвестиционных предложений, что говорит о повышении инвестиционной привлекательности округа, и этот факт — к вопросу создания потенциала для увеличения численности населения. Это даст возможность для дальнейшего развития города: запланировано строительство многоквартирных домов школ, детсадов, поликлиник и больниц, физкультурно-оздоровительных комплексов, торговых центров, мест комфортного отдыха горожан. Макеевка возрождается и возвращается к своему мощному экономическому и социальному состоянию. Дальше город, как и весь Донбасс, другие новые территории России, ждет небывалый мирный рассвет. И вода будет, автобусы новые в достаточном количестве, и дома газифицировать начнем, и все будет у нас хорошо. Убежден в этом на тысячу процентов!

Подписывайтесь на наши телеграм-канал и сообщество в VK!