ДАН: Денис Владимирович, основой своей политической платформы Вы объявили курс первого Главы ДНР Александра Захарченко, трагически погибшего 31 августа. При этом с Вашей стороны мы видим активные усилия по реформированию проблемных участков в жизни Республики. Как удается совместить преемственность с реформами?
Врио Главы ДНР Денис Пушилин: Говоря о преемственности, мы, безусловно, говорим о стратегии развития Республики – это строительство социально-ориентированного государства, развитие промышленности, сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности, укрепление экономики и прочее. Что касается реформирования, сейчас нужно акцентировать внимание на конкретизации тех или иных шагов, необходимых для развития государства. И стоит отметить, что одно другому не мешает и не противоречит.
Для примера – о каких конкретных мерах реформирования идет речь?
Также необходимо искать другие подходы к регистрации земли. Сейчас эта процедура занимает от полугода до двух лет. В свою очередь, бывшим руководством министерства доходов и сборов был принят нормативный правовой акт, согласно которому выращенный на незарегистрированной земле урожай переходит в госсобственность, что еще более усложнило жизнь аграриям. Это же варварство. Такие шаги как раз противоречат курсу Александра Захарченко.
В сентябре Вы объявили о планах по активизации деятельности Совета министров, и мы уже наблюдаем результаты – это и интенсивная работа руководителей министерств, и давно назревшие решения, которые принимаются на заседаниях Совмина. Довольны ли Вы динамикой в этом направлении?
Хотелось бы еще быстрее и больше вопросов включать в повестку. Но все же этот ресурс является ограниченным. Необходимо принятие соответствующих нормативных правовых актов, их анализ. На данном этапе могу дать удовлетворительную оценку работе Совета министров. Отличную же оценку могут дать только наши граждане, но никак не я.
В настоящее время Вы, будучи врио Главы ДНР, одновременно выполняете и функции председателя правительства. С учетом растущей нагрузки в Совмине, считаете ли Вы в перспективе возможным разделение функций главы государства и главы правительства – как это сделано, к примеру, в Луганской Народной Республике?
Если учитывать все обстоятельства и тот огромный пласт работы, который лежит на власти, то я склоняюсь к тому, что нам нужен премьер-министр. Поэтому мы с коллегами этот вопрос обсуждаем, и я думаю, что в обозримом будущем это целесообразно и оптимально. Одному человеку очень трудно выполнять всю эту работу ежедневно.
Вы уже упомянули министерство доходов и сборов, и оно в последнее время часто оказывается в центре внимания. Известно, что деятельность прежнего руководства ведомства является предметом тщательных проверок и расследований. При этом наряду с официальной информацией распространяется немало слухов о многомиллиардном масштабе выявленных в Миндоходов злоупотреблений. Масштаб действительно так велик?
Не будем множить слухи. Сейчас расследование продолжается, и результаты будут обнародованы. Если говорить в целом, то нарушения есть, и они были системными. Скажу только одно, что сроки расследования зависят от наших правоохранительных органов. Думаю, торопиться не стоит, надо во всем тщательно разобраться.
Исполняющий обязанности руководителя Миндоходов Евгений Лавренов в интервью ДАН рассказал, что ведомству предстоит полная реорганизация. У Вас как руководителя правительства уже есть видение того, как положение обновленного министерства в структуре органов власти Республики будет отличаться от прежнего?
Мы можем точно говорить о децентрализации. Так получилось, что сейчас большое количество активов сконцентрировано в министерстве доходов и сборов. Это абсолютно неправильно. Данное министерство должно выполнять фискальную функцию. Предприятия и активы, которые сейчас замкнуты на Миндоходов, подлежат передаче профильным министерствам и ведомствам.
В процессе реформирования Миндоходов и в целом в республиканской повестке прослеживается курс к облегчению административной нагрузки на предпринимательскую деятельность. Пожалуйста, отметьте основные вехи этого процесса – которые уже пройдены и которые еще предстоит пройти.
Действительно, стоит задача по снижению административной нагрузки – начиная с регистрации предприятий и заканчивая ведением бизнеса и отчетностью. У нас, увы, слишком много было зарегулировано и не совсем правильно, и необходимо находить модели, которые позволят полностью контролировать ситуацию и не позволят уходить предприятиям от налогообложения. Эта отчетность не будет излишней и обременяющей. Но это не самое главное для среднего и малого бизнеса.
Важным аспектом является предоставление гарантий и возможностей ведения прозрачного честного бизнеса и отсутствия какого-либо давления со стороны органов власти. Для этого сейчас рассматривается введение должности уполномоченного по правам предпринимателей, который вместе со своим аппаратом должен будет фиксировать нарушения со стороны власти в отношении предпринимателей и соответственно реагировать. У них должны быть свои рычаги, выходы на министерства, вплоть до Главы Республики.
Мы должны слышать наших предпринимателей, потому что это та активная часть общества, которая не просит ничего у государства, а сама готова обеспечивать себя, создавать рабочие места, платить налоги и помогать государству. Мы должны повернуться к ним лицом. Также мы не исключаем необходимость создания Совета предпринимателей, который станет своего рода буфером между властью и бизнесом.
(Прим. ДАН: В период подготовки интервью к публикации стало известно, что процесс создания Совета предпринимателей запущен).
Развитие бизнеса невозможно без инвестиций…
Да. Привлечение иностранных инвесторов – наша следующая задача. Это необходимо для возобновления работы простаивающих предприятий и строительства новых. Причем в нашей Республике есть ряд преимуществ в этом плане перед другими странами, несмотря даже на нашу непризнанность. В первую очередь, энергоносители, цена на них, подход к налогообложению и защищенности бизнеса, объемные трудовые ресурсы. Уверен, что первые положительные примеры привлекут внимание многих за рубежом.
Появление должного контроля в сфере предпринимательства увеличит число желающих открыть свое дело в ДНР?
Думаю, что да. Более того – это наша цель. Я делаю большую ставку на развитие среднего и малого бизнеса. Это фактически залог развития нашей экономики. Данное направление не работает, а это неправильно. Сейчас люди пытаются выживать, работают в ноль, а то и в минус, при этом бизнес закрывать не хочется – люди ждут лучших времен. Наша задача - чтобы эти лучшие времена настали как можно скорее.
За время работы в должности временно исполняющего обязанности Главы ДНР Вы совершили множество рабочих поездок, встречались с местными властями, трудовыми коллективами, руководителями предприятий. Можно ли назвать, скажем, пять главных общих проблем на местах?
Этих проблем гораздо больше, но часть из них республиканского уровня: нехватка финансирования коммунальных служб, дороги, проблемы с водоснабжением, кадровый голод. Что касается последнего, в частности, существует сложность с количеством специалистов рабочих профессий, их не хватает. Для решения проблемы с нехваткой кадров необходимо решить целый комплекс вопросов – возможности получения спецобразования, прохождение практики, повышение уровня заработной платы и прочее.
Одно время (при Украине – прим. ДАН) было модно учиться на менеджеров, экономистов, но физически для таких специалистов рабочих мест не хватает. Сейчас мы разрабатывает некий подход для решения данной проблемы. Возможно, создадим госзаказ на востребованные специальности.
В последнее время много говорится о планах развития экономики нашей Республики, возможностях открытия новых производств. Могли бы Вы конкретизировать, о каких отраслях уже сегодня в этом плане можно говорить с уверенностью?
Работать необходимо во всех отраслях – это и металлургия, и сельское хозяйство, и пищевая промышленность, и машиностроение. Последней, увы, уделяется незаслуженно мало внимания. Машиностроение – это технологический прогресс, который дает более серьезную доходную часть, на нем необходимо концентрировать внимание. В Донбассе на первый план всегда выводились уголь и металл. Но нам нужно снизить административную нагрузку на предприятия, найти варианты сбыта продукции. На самом деле и сбывать есть куда, есть заказы в странах Европы, но логистическая цепочка оставляет желать лучшего. И в этом нам смогут помочь предприниматели.
Надежды на позитивные сдвиги в социальной сфере многие связывают с Вашей недавней встречей с помощником Президента России Владиславом Сурковым. Люди ждут увеличения зарплат, пенсий, пособий, одним словом – роста уровня жизни. Можете дать хотя бы примерный прогноз на этот счет, как-то конкретизировать ожидания?
Не следует ждать, что Владислав Юрьевич всем повысит зарплату, это, к сожалению, такова интерпретация СМИ. Мы действительно чувствуем гарантию продолжения поддержки со стороны РФ в адрес Республики. Я лично услышал обещания содействия по ряду важнейших вопросов – в политическом и гуманитарном планах. Вследствие разрешения данных вопросов, мы можем говорить о росте экономики, а в соответствие с этим и о повышении зарплат.
Это не произойдет шквально, нет такого рубильника, который можно было повернуть и повысить всем зарплаты. У Донбасса есть большой потенциал, поэтому нам необходимо содействие. Зарплаты бюджетникам, пенсии будем поднимать, будем контролировать цены на топливо, и работать над их снижением. На основные социально-значимые продукты будем также контролировать цены. Но никакой манны небесной с какой-либо страны ждать не приходится.
(Прим. ДАН: В период подготовки интервью к публикации врио Главы ДНР объявил о повышении зарплат бюджетникам с 1 ноября).
По итогам переговоров в Москве сообщалось, в числе прочего, что Сурков высоко оценил ход подготовки к ноябрьским выборам в ДНР. А какие на данный момент впечатления от этого процесса у Вас как у кандидата на пост Главы?
Центральная избирательная комиссия работает в штатном режиме, процесс идет прозрачно и открыто. Уверен, что выборы пройдут хорошо. По крайней мере, на сегодняшний день предпосылок для срыва и саботажа я не вижу. Помогают также выстраивать работу на местах и ведут подготовку к выборам в рамках своих полномочий и органы местного самоуправления.
Реформы в экономике, социальной сфере, государственном управлении, предвыборная кампания – обо всем этом говорится сейчас очень много. Между тем военная агрессия украинского режима против народа Донбасса продолжается, и к Вам как верховному главнокомандующему вопрос: как идет укрепление обороноспособности ДНР?
Сейчас с уверенностью можно говорить, что граница на замке. Наши подразделения боеспособны и готовы противостоять внешним угрозам, которые, к сожалению, сейчас есть и об этом не стоит забывать. Нужно уточнить, что сейчас подразделения проходят некоторое реформирование. В частности, вооруженные формирования, находившиеся в управлении министерств и ведомств, переходят под ведомство Управления Народной милиции. Считаю это целесообразным, потому что в любом государстве сохраняется порядок, когда есть монополия на применение силы.
Сейчас в Республике существует три ведомства, где есть вооруженные люди – МГБ, МВД и Управление Народной милиции. Я понимаю, что на каких-то этапах становления Республики было целесообразно в других ведомствах, к примеру, в МЧС или Минтрансе, содержать военизированные подразделения. Сейчас такой необходимости нет, в этом плане нужна централизация. Так легче координировать, контролировать силы государства и управлять ими.
Говоря о системе безопасности, не можем не упомянуть недавнюю новость. На днях один из украинских сайтов опубликовал списки журналистов, аккредитованных в ДНР и ЛНР по состоянию на сентябрь 2018 года. Утверждается, что данные были разглашены государственными служащими ДНР. Будет ли организовано разбирательство по данному факту?
Разбирательство ведется, но, скорее всего, это результат хакерской атаки. Тем не менее, прорабатываются разные варианты и версии. Сейчас в плане безопасности, сохранения данных в электронном виде, мы продолжаем развиваемся, и, если сравнивать с 2014-2016 годами, сейчас мы более защищены. На самом деле, то, о чем вы говорите, серьезное преступление. Мы уже предпринимаем контрдействия на тот случай, если это была хакерская атака. Министерство связи в этом плане работает, мы обсуждали этот вопрос на заседании Совета министров, но пока эта информация закрыта.
В заключение не можем не задать еще один, глобальный, вопрос. Сейчас активно ведется работа по консолидации деятельности парламентов ДНР и ЛНР. В планах синхронизация законодательства, снятие таможенных постов, совместные проекты по развитию промышленных предприятий. Насколько интенсивно строится эта работа?
Таможню нужно убирать и мы будем ее убирать. У нас есть в этом плане взаимопонимание. Что касается парламентской работы, то мы проводим рабочие встречи как очно, так и в режиме видеоконференций. Работа ведется, для нас это важно.